Скачать 186.82 Kb.
|
Особенности организации работы в «Школе полного дня» Требования для полноценного функционирования «Школы полного дня Выполнение принципов традиционного уклада школьной жизни; -Ориентация на Духовно-нравственное развитие и становление личности ребенка; - Новые подходы к организации детско-взрослого сообщества. Под укладом жизни школы понимается такая соорганизация всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая задаёт стиль, дух, атмосферу всей школьной жизни. Уклад — это также система отношений, складывающихся в общности, в рамках которой неявно реализуются ее наиболее устойчивые ценности. Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры; - гуманизация межличностных отношений учителей и учеников, воспитателей и воспитанников, родителей и детей на принципах уважения, сострадания, терпимости, внимания, доброты Совместное принятие любых решений; - Ответственность за дело возлагается добровольно;
Модели организации режима школы полного дня Первый вариант: Каждый день недели отведен определенному направлению внеурочной работы. В идеале так все равно не получается, но календарный принцип обеспечивает ученикам выбор нескольких кружков и облегчает администрации руководство внеурочной работой Второй вариант (тематический): предусматривает два-три дня в неделю на кружковые формы работы, один день на консультативную работу, один день на экскурсии, один – на массовые формы работы. Слабой стороной этого режима является скученность однотипных форм в одном дне, а одновременная работа нескольких кружков ограничивает возможности учащихся. Третий вариант (календарно-возрастной). Дни недели закрепляются за определенными классами. Такой режим имеет свои плюсы и минусы: облегчается составление расписания, но ослабляются межвозрастные связи – одна из важнейших функций внеурочной работы школы полного дня. Четвертый вариант – условно можно назвать календарно-тематический. Каждый день недели предусматривает три дня проведения кружковой работы, а два дня – проведение дискуссионных собраний после выполнения домашних занятий. Посещение информационного центра, спортивного зала возможно каждый день Требования к школе полного дня наличие помещений для работы классов-групп или групп; - наличие разноакцентированных пространств; - соответствие школьной мебели гигиеническим требованиям; - наличие спортивных площадок, актового и спортивного тренажерного залов, пришкольного участка, различных студий и т наличие помещения для организации двухразового горячего питания;
в работе школы полного дня задействован весь педагогический коллектив
новые роли библиотекаря - он становится консультантом для учащихся и маркетологом рынка информационных услуг для персонала образовательного учреждения Функции школы полного дня - Образовательная. - Воспитательная. - Креативная. - Компенсационная. - Рекреационная. - Профориентационная. - Интеграционная. - Функция социализации. - Функция самореализации Отдел введения ФГОС общего образования ЦРО ХК ИРО Воспитание и социализация ребенка в школе Воспитание и социализация ребенка в школе происходят в трех сферах: – во внешкольном (внешнем по отношению к школе, но все-таки связанном с ней) социализирующем пространстве. Позиция ребенка – гражданин общества «Неадаптивная социализация», предполагающая обеспечение возможности участия молодёжи в реальных социальных процессах, повышение социальной ответственности, предпринимательских качеств, способностей к анализу и мобильному изменению стратегии поведения в новых социальных условиях Социальная адаптация предполагает воссоздание в педагогическом мышлении или образовательной реальности некоторой устойчивой социальной конструкции, к жизни в которой мы готовим детей Имитационные социальные акции инициируемые школой: -деятельность школьных детско-юношеских общественных объединений и организаций; -детско-взрослые образовательные производства (банк, киностудия или телевизионная студия, рекламное агентство, укомплектованные детско-взрослые исследовательские лаборатории и т.д Детско-взрослые образовательные производства
(http://spasem–shkolu.p–rossii.ru/personobr–1.htm );
(«Технологии социальной работы с семьёй и детьми» / Под общ. ред. Крупнова Ю.В. — Ханты–Мансийск, 2003)
Социально-педагогическая проба- искусственно созданная обстановка для разрешения возможных жизненных, социальных, личностных проблем. Социальная проба – это инициативное участие ребенка в социально значимых делах, организованное взрослыми. (Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор. /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Цели «проб» Осознание учащимися информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности; Получение качественного нового опыта социального взаимодействия и овладение им (опытом); Присвоение информации о своем взаимодействии Что дает проба
Системный подход к решению проблем. Системное формирование универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности старший научный сотрудник отдела введения ФГОС Ж.Б. Кузнецова Анализ современных вызовов образованию1 позволяет говорить о необходимости изменений в общей парадигме образования. Это выражается:
Иначе говоря, в методологии развития образования рельефно обозначился переход от знаниевой парадигмы к культурно исторической системно-деятельностной, базовыми понятиям которой являются « «учебная деятельность» и «учебные действия». Под учебной деятельностью понимается прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике, деятельность по самоизменению. Учебные действия являются компонентом учебной деятельности. Универсальные учебные действия (далее УУД) в понятийном аппарате федеральных государственных стандартов определяются как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, и умение учиться». В концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы выделены четыре вида УУД:
К общеучебным УУД относятся:
Логические УУД предполагают:
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией и предметным содержанием. Однако рамок урока для осмысленного формирования действий обеспечивающих социальную компетентность и толерантность недостаточно. Поэтому формирование УУД необходимо рассматривать в комплексной системе урочной и внеурочной деятельности. Основанием системы развития УУД является положение Л.В. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие. Таким образом, урок является трамплином для становления УУД. Необходимо отметить, что структура урока не может быть традиционной. Рассмотрим структуру урока в технологии деятельностного метода ( автор Л.Г. Петерсон), которая направлена на формирование УУД, обеспечивающих прежде всего умение учиться. Первый этап урока – мотивация (самоопределение к учебной деятельности). Цель: Создать учебную ситуацию перехода ученика в пространство учебноей деятельности. Устанавливаются учебные тематические рамки «могу», актуализируется требование «надо», создаются условия «хочу». Такие распространенные в практике работы учителя приемы как путешествие на космическом корабле, приглашение на день рождения к сказочному герою и прочее ничего общего к мотивации на учебную деятельность не имеют. Эти приемы можно использовать на самых первых этапах обучения, когда у детей еще низкая произвольность поведения и самые начальные представления об учебной деятельности. Приведем фрагмент урока математики в 1 классе по теме «Уравнения». Учитель: Начнем урок математики. Какую тему мы изучаем? (учитель фиксируют ответы символами, которые на предыдущих уроках придумали дети). Что составляет для вас особую трудность. Как выдумаете, какая работа предстоит на уроке? ( Понять что-то новое) Что для этого предстоит сделать? (Сначала самим понять, что мы не знаем, а затем сами откроем новое). Готовы? (ДА) Тогда удачи. На этом этапе формируются регулятивные и личностные действия смыслообразования. Второй этап. Актуализация знания и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этого этапа актуализация изученных способов действий, необходимых для построения нового знания, их вербальная ( в речи) и знаковая (символическая: формула модель и т.д.) фиксация и обобщение. Обнаружение недостатка известного способа действий и фиксация затруднения. Сначала предъявляется одинаковое для всех задание для пробного действия. Затем анализируется задание с целью выявления нового учебного содержания ( что нового в этом задании), что обеспечит понимание требований к пробному действию. Затем обеспечивается принятие задачи. Рассмотрим на примере того же урока математики. Учитель : Умеете ли вы решать уравнение? Дети утверждают, что умеют. Учитель: Решите уравнения: а + х = в, а – х = в, а – в = х, а – в = а – х , а – в = с – х. Ученики выделяют ловушку: а - в = х. Это не уравнение, а решение второго уравнения. Дети видят уравнение, которое они еще не решали: а – в = а – х , а – в = с – х. Можете ли вы решить какое-либо уравнение из двух новых уравнений? Дети отвечают, что первое а – в = а – х и объясняют почему.. Что вызвало затруднение во втором уравнении? Учащимся достаточно задать несколько вопросов, например: - Что вы будете делать с задание, если в нем есть то, что вам неизвестно. (попробуем его сами решить). - Вы будете пробовать самостоятельно, в паре или в группе? Учащиеся выполняют пробное действие и выясняется, что получились:
В процессе фиксации затруднения формируются важные рефлексивные умения, которые имеют свое дальнейшее развитие на следующем этапе. Третий шаг – это выявление места и причины. Цель: Восстановить выполнение операции и зафиксировать ( вербально и знаковоа) место – шаг затруднения. Соотнести свои действия с используемым способом действий ( алгоритмом, ранее выведенным понятием, определением). Примеры можно увидеть в приложении 1. Следующий шаг – построение способа выхода из затруднения. На этом этапе целью является построение плана действий. При этом используется метод уточнений, и метод дополнений. Организуется групповое взаимодействие, где группа решает часть учебной задачи или все группы работают над одной учебной задачей для проверки правильности выводов при сопоставлении результатов действий всех групп. Это развивает коммуникативные и познавательные действия. Пятый этап реализуют способ действия. Проверяют приобретенное знание в нескольких ситуациях, фиксируют построенный способ действий в речи и знаках, уточняется, можно ли использовать способ не только для решения частной задачи, но и для решения всех подобных задач. Самостоятельная работа с само- или взаимопроверкой проводится с целью организации усвоения нового способа действий. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия – сначала фронтально, затем в группах, парами или самостоятельно решают типовые задачи. Этап сопровождается обдумыванием того, что делается, как делается и все ли понятно. Для выявление границы применимости нового знания организуется этап включения нового знания в систему знаний. С этой целью выясняется, в каких известных типах заданий может быть использовано новое знание. Ученики придумывают свои задания друг другу. Последний рефлексивный этап необходим для обсуждения и фиксирования неразрешенных затруднений как направлений будущей учебной деятельности и оценки собственных усилий и приращений. Приведем разработку урока по окружающему миру (1 класс) в технологии деятельностного метода. Тема урока «Россия – наша Родина» Цель урока:
Результаты: Предметный: Сформировано представление о понятиях «Родина», «страна», «символика страны» Метапредметные: Регулятивное: Формируется умение оценить свою деятельность на уроке, давать оценочную характеристику деятельности других, умение работать в группе и принимать на себя разные командные роли. Личностные: Формируются гражданские базовые ценности – уважение к символам страны, дать почувствовать себя значимым гражданином России. Оборудование: Политическая карта мира, географическая карта России, листочки 3-х цветов: красный, белый, синий.
Как видим на примере системное формирование УУД выходит за рамки урока. Именно поэтому базисный образовательный план Федерального государственного стандарта дополнен внеучебной деятельностью. (таблица 1). Таблица 1 Системное формирование УУД в учебной и внеучебной деятельности
Однако может создаться иллюзия, что образовательные области являются стартом только для познавательных УУД. В следующей таблице продемонстрируем связь предметных областей с метапредметностью и формами социализации школьников (таблица 2). Под формами социализации будем понимать освоение способов практического преобразования действительности или освоение универсальных действий. Таблица 2 Формирование социального опыта на основе связи трех предметных областей с внеурочной и внешкольной деятельностью
Универсальность учебных действий заключается в применимости их в различных областях не только знаний, но и практической деятельности. Это значит, что формирование УУД являются важнейшим условием не только и не столько обучения, сколько воспитания и социально-педагогического сопровождения процессов становления и развития школьников. 1 Константиновский Д.Л.Социологическое исследование вызовов образованию 2008год 2 Целеполагание невозможно рассматривать без рефлексии, так как целеполагание основано на самоопределении собственного незнания или самопознания, что является рефлексивным актом. (прим. автора) 3 Целеполагание невозможно рассматривать без рефлексии, так как целеполагание основано на самоопределении собственного незнания или самопознания, что является рефлексивным актом. (прим. автора) 4 Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников». – Самара Изд-во «Учебная литература» С. 15. |