РАБОЧАЯ ПРОГРАММАМуниципального общеобразовательного учрежденияИж-Бобьинская средняя общеобразовательная школаимени Братьев Буби Агрызского муниципального района Республики ТатарстанСалимуллиной Ленары Раилевны,учителя математики и информатикипо геометрии7 классПринято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «1 » сентября 2011г.
2011-2012 учебный годПояснительная запискаРабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 70 часов в учебный год.
Цели и задачи: Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для
приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования
языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и
интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии
вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Основные цели курса:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической
деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы
планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи обучения:
-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
-изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);
-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и
доказательстве теорем;
-научить решать геометрические задачи на доказательства и вычисления;
-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.
Программа рассчитана на 70 учебных часов. 2 часа в неделю
Содержание образования 1. Начальные геометрические сведения
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства
геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение
углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные
прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и
их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
2. Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы,
биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на
построение с помощью циркуля и линейки. Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство
треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с по-
мощью циркуля и линейки.
3. Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных
прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать
первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому
параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство
треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки
до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем
элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса Учащиеся должны знать и понимать:
• основные понятия геометрии; признаки равенства треугольников; определение и свойства
параллельных прямых; соотношения между сторонами и углами треугольника;
• существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
• каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
Уметь:
•пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
•распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
•изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
•осуществлять преобразования фигур;
•вычислять значения геометрических величин (длин, углов);
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними,
применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы,
обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
•описания реальных ситуаций на языке геометрии;
•решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя
при необходимости справочники и технические средства); построений геометрическими
инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-тематическое планированиепо геометрииКласс: 7
Учитель: Салимуллина Ленара Раилевна
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков 6, самостоятельных работ 14 ч., тестов 4 ч.;
Административных контрольных уроков 2 ч.
Планирование составлено на основе:1) Примерные программы по математики / составители Э.Д. Днепров, А.Г Аркадьев.-2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007
2) Методическое письмо от 2.03.2009 № 1293/9 Об особенностях изучения математики в условиях перехода на федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего и среднего (полного)математики в школе общего образования
Учебник: Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2009
Дополнительная литература:
Поурочные разработки по геометрии: 7 класс. . / Сост. Н.Ф. Гаврилова. - М.: - ВАКО, 2007.
Геометрия. 7 класс: поурочные планы по учебнику Атанасяна Л.С./Сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина– Волгоград: Учитель, 2007
Геометрия. Дидактические материалы для 7 класса. / Сост. Б.Г. Зив – М.: Просвещение, 2008
Рабочие программы по геометрии 7-11 классы. / Сост. Н.Ф. Гаврилова. – М.: ВАКО, 2010
№ п/п
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля, самостоятельной работы
| Домашнее задание
| Дата
проведения
| Примечание
|
План
| Факт
|
Глава 1. Начальные геометрические сведения (11 часов)
|
|
|
|
| Прямая и отрезок
| Урок изучения нового материала
| Систематизация знаний о взаимном расположении точек и прямых. Знакомство со свойством прямой. Рассмотрение приёма практического проведения прямых на плоскости (провешивание)
| Знать: взаимное расположение точек и прямых; свойство прямой; приём практического проведения прямых на плоскости (провешивание). Уметь :решать простейшие задачи по теме
|
| П. 1-2, вопросы 1-3,задачи 1-4 из рабочей тетради
|
|
|
|
| Луч и отрезок
| Комбинированный урок
| Повторение понятий луча, начало луча, угла, его стороны и вершины. Введение понятий внутренней и внешней области неразвёрнутого угла. Знакомство с обозначениями луча и угла.
| Знать: понятия луча, начало луча, угла, его стороны и вершины, внутренней и внешней области неразвёрнутого угла: обозначение луча и угла.
Уметь: решать простейшие задачи по теме
| Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа обучающего характера
| П. 3-4, вопросы 4-6, задачи 13-16 из рабочей тетради
|
|
|
|
| Сравнение отрезков и углов
| Комбинированный урок
| Введение понятий равенства геометрических фигур, середины отрезка, биссектрисы угла. Обучение сравнению отрезков и углов.
| Знать: понятие равенства геометрических фигур, середины отрезков, биссектрисы угла. Уметь: решать простейшие задачи по теме: сравнивать отрезки и углы
| Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа обучающего характера с последующей самопроверкой
| П.5-6, вопросы 7-11, задачи 18, 19,22,23 из рабочей тетради
|
|
|
|
| Измерение отрезков
| Комбинированный урок
| Ведение понятия длины отрезка. Рассмотрение свойств длин отрезков. Ознакомление с единицами измерения и инструментами для измерения отрезков
| Знать: понятия длины отрезка, свойства длин отрезков; единицы измерения и инструменты для измерения отрезков.
Уметь: решать простейшие задачи по теме
| Теоретический опрос, самостоятельная работа
| П.7-8, вопросы 12-13, задачи 27-29 из рабочей тетради
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Измерение отрезков»
| Урок закрепления изученного
| Обучение решению задач на нахождение длины отрезка или всего отрезка. Развитие логического мышления. Проверка ЗУН по изученному материалу
| Уметь: решать задачи на нахождению длины отрезка или всего отрезка
| Самостоятельная работа
| П.7-8, задачи 35-37, 39 из учебника
|
|
|
|
| Измерение углов
| Урок изучения нового материала
| Введение понятий градуса и градусной меры угла. Рассмотрение свойств градусных мер угла, свойства измерения углов. Повторение видов углов. Ознакомление с приборами для измерения углов на местности
| Знать: понятия градуса и градусной меры угла; свойства градусных мер угла; свойство измерения углов; виды углов; приборы для измерения углов на местности.
Уметь: решать задачи на нахождение величины угла
| Проверка домашнего задания
| П.9-10,вопросы 14-16, задачи 35-36, 39 из рабочей тетради.
|
|
|
|
| Смежные и вертикальные углы
| Комбинированный урок
| Ознакомление с понятиями смежных и вертикальных углов, рассмотрение их свойств. Обучение построению угла, смежного с данным углом, изображению вертикальных углов, нахождение на рисунке смежных и вертикальных углов
| Знать: понятия смежных и вертикальных углов, их свойства доказательствами.
Уметь: строить угол, смежный с данным углом; изображать вертикальные углы; находить на рисунке смежные и вертикальные углы; решать простейшие задачи по теме
| Проверка домашнего задания, самостоятельная работа обучающего характера в форме теста с последующей самопроверкой
| П.11,вопросы 17-18,задачи 42, 45 из рабочей тетради
|
|
|
|
| Перпендикулярные прямые
| Комбинированный урок
| Повторение понятия перпендикулярных прямых. Рассмотрение свойства перпендикулярных прямых. Совершенствование умение решать задачи
| Знать: понятия перпендикулярных прямых; свойство перпендикулярных прямых с доказательством.
Уметь: решать простейшие задачи по теме
| Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа
| П.12-13, вопросы 19-21, задачи 48-49 из рабочей тетради, 66, 68 из учебника
|
|
|
|
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе
| Урок повторения и обобщения
| Повторение и закрепление материала главы 1.совершенствование навыков решения задач. Подготовка к контрольной работе
| Знать: понятия луча, начала луча, угла, его стороны и вершины, внутренней и внешней области не развёрнутого угла, середины отрезка, биссектрисы угла, длины отрезка, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; свойства длины отрезков, градусных мер угла, изменение углов; свойства смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых.
Уметь: решать задачи по теме
| Проверка домашнего задания, самостоятельное решение задач с последующей самопроверкой по готовым решениям и ответам
| Задачи 74,75,80,82 из учебника
|
|
|
|
| Контрольная работа № 1. Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы
| Урок контроля ЗУН учащихся
| Выявления знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала
| Контрольная работа
|
|
|
|
|
| Анализ ошибок контрольной работы. Работа над ошибками
| Урок коррекции знаний
| Устранение пробелов в знаниях учащихся. Совершенствование навыков решения задач
| Контроль выполнения работы над ошибками
| Задачи 76-79 из учебника
|
|
|
|
Глава II. Треугольники (18 часов)
|
|
|
|
| Треугольники
| Урок изучения нового материала
| Повторение понятий треугольника и его элементов. Введение понятия равных треугольников
| Знать: понятия треугольника и его элементов, равных треугольников.
Уметь: решать простейшие задачи по теме
| Самостоятельное решение задач с последующей проверкой(выборочно)
| П.14, вопросы1-2, задачи 90,92 из учебника, практические задания 51,53 из рабочей тетради
|
|
|
|
| Первый
признак
равенства
треугольников
| Комбинированный
урок
| Введение понятий Теоремы и доказательства первого признака равенство треугольников. Обучение
решению задач на примен-ение первого признака ра-венство треугольников
| Знать: понятия теоремы и доказа-тельства теоремы; формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников.
Уметь: решать простейшие задачи
по теме.
| Теоретический
опрос, проверка дом-ашнего задан-ия
| П. 15, вопро-сы 3-4, задачи 94-96 из учебника
|
|
|
|
| Решение задач
на применение
первого
признака
равенства
треугольников
| Урок
закреп-ления
изучен-ного
| Совершенствование
навыков решения задач
на применение первого
признака равенства треуг-ольников. Закрепление умения доказывать теоремы
| Знать: формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников.
Уметь: решать простейшие задачи по теме
| Теоретический опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа
| П.15, вопросы3-4
Задачи 56,57,59 из рабочей тетради
|
|
|
|
| Медианы биссектрисы и высоты треугольника
| Комбинированный урок
| Введения понятий перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Доказательство теоремы о перпендикуляре. Обучение построению медианы, биссектрисы и высоты треугольника
| Знать: понятия перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника; теорему о перпендикуляре с доказательством.
Уметь: решать простейшие задачи по теме; строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника
| Проверка домашнего задания, самостоятельное решение тестовых задач с последующей самопроверкой по готовым ответам
| П.16-17,вопросы 5-9, задачи 61,62,64,65 из рабочей тетради
|
|
|
|
| Свойство равнобедренного треугольника
| Комбинированный урок
| Введения понятий равнобедренного и равностороннего треугольников. Рассмотрение свойств равнобедренного треугольника и показ их применение на практике
| Знать: понятия равнобедренного и равностороннего треугольников; свойства равнобедренного треугольника с доказательствами.
Уметь: решать простейшие задачи по теме
| Теоретически опрос, проверка домашнего задания, самостоятельная работа творческого характера
| П.18,вопросы 10-13задачи 108, 110,112 из учебника
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Равнобедренный треугольника»
| Урок закрепления изученного
| Закрепление теоретических знаний по изучаемой теме. Совершенствование навыков доказательства теорем, решения задач
| Знать: теоретический материал по теме урока.
Уметь: решать простейшие задачи по теме
| Теоретический опрос в форме теста, самостоятельная работа обучающего характера
| П. 18, вопросы 10-13, задачи 116-119 из учебника
|
|
|
|
| Второй признак равенства треугольников
| Комбинированный урок
| Доказательство второго признака равенства треугольников. Отработка навыков использования второго признака равенства треугольников при решение задач
| Знать: второй признак равенства треугольников с доказательством
Уметь: решать простейшие задачи по теме
| Проверка домашнего задания
| П.19, вопрос 14, задачи 122-125 из учебника
|
|
|
|