Предмет: геометрия
Класс: 7
Учебник: Геометрия 7-9 кл. Атанасян Л.С. и др.
Тема урока: «Сумма углов треугольника».
Тип урока: открытие нового знания.
Автор урока: учитель математики ГБОУ СОШ №641 имени Сергея Есенина (филиал СОШ 333) О.А. Зайкина
Основные цели:
«Открыть» и доказать формулу суммы углов треугольника.
Сформировать умение использовать теорему о сумме углов треугольника при решении задач.
1. Мотивация к учебной деятельности.
На доску вывешены эталоны: аксиома параллельных прямых, признаки и свойства параллельности двух прямых.
- Здравствуйте, ребята! Вспомните, с какими понятиями вы познакомились на предыдущих уроках? (Мы узнали, что такое аксиома, познакомились с аксиомой параллельных прямых, сформулировали и доказали свойства и признаки параллельных прямых.)
- Правильно. Что вам помогает утверждать, что прямые параллельны? (...)
- Что вы делали на прошлом уроке? (Обобщали и закрепляли знания по теме «Параллельность двух прямых».)
- Что же вы будете делать сегодня? (Открывать новое знание.)
- Сформулируйте план работы на этот урок.
Возможный вариант ответа:
1) сегодня урок открытия новых знаний;
2) нам будут предложены задания, с помощью которого мы сможем определить, что мы не знаем;
3) затем проведём анализ нового задания с целью выявления причин затруднений, которые могут возникнуть при его выполнении;
4) зафиксируем знания, которых у нас нет для выполнения предложенного нового задания;
5) сформулируем цель своей деятельности, построим план достижения цели и реализуем план;
6) зафиксируем новое знание;
7) попробуем применить новое знание на практике, проконтролируем его понимание и выясним взаимосвязь нового знания с ранее изученным материалом;
8) в конце урока подведём итог нашей деятельности.
- Итак, начнём.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
На доске вывешены эталоны с прошлых уроков:
Эталон 1.
А: Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной.
|
Эталон 2. Признаки параллельности двух прямых
| По равенству накрест лежащих углов.
Дано: прямые а и b, c- секущая,
1 и 2 - накрест лежащие углы, 1 = 2
Доказать: а ǁ b
| По равенству соответственных углов.
Дано: прямые а и b, c- секущая,
1 и 2 – соответственные углы, 1 = 2
Доказать: а ǁ b
| По сумме односторонних углов равной 180˚ Дано: прямые а и b, c- секущая,
1 и 2 – односторонние углы,
1 + 2 = 180˚
Доказать: а ǁ b
|
Эталон 3. Свойства параллельности двух прямых
| Дано: а ǁ b, с – секущая,
1 и 2 - накрест лежащие углы.
Доказать: 1 = 2
| Дано: а ǁ b, с – секущая,
1 и 2 – соответственные углы.
Доказать: 1 = 2
| Дано: а ǁ b, с – секущая, 1 и 2 -односторонние углы
Доказать:
1 + 2 = 180˚
| - Предлагаю вам сейчас решить четыре задачи, которые помогут вами подготовиться к новому знанию.
Учащимся предлагается решить задания в парах с дальнейшей проверкой фронтально:
Задание 1.
Назвать развернутый угол. Какова его градусная мера? Найти величину ВОС.
Задание 2.
Дана прямая а и точка А, не лежащая на прямой. Через точку проходят три прямые. Как они могут располагаться по отношению к прямой а?
(Ответ: а) все прямые могут пересекать прямую а; б) одна может быть параллельна, а остальные пересекать.)
Задание 3.
Описать свойства треугольников на чертежах.
Задание 4.
Дано: а ׀׀ b, с – секущая. Найти: 1, 2, 3
При проверке учащиеся должны назвать эталоны, которые они использовали при выполнении задания.
- Молодцы! А теперь решите следующую задачу. Задание 5.
1) Найдите сумму углов треугольников, которые лежат у вас на партах. (…)
- Что вы заметили?
2) Отрежьте углы своего треугольника, не забывая о технике безопасности при работе с ножницами. Теперь эти углы приложим друг к другу.
- Какой угол у вас получился? (Развернутый.)
- Какова его градусная мера? (180°.)
- Какое предположение можно сделать? (Сумма углов любого треугольника равна 180°.)
- Но вдруг эта гипотеза верна только для ваших треугольников или у вас это получилось случайно? Что вы должны сделать? (Доказать предположение.)
- Докажите высказанное предположение. Дано: , 2 Доказать:
3 1
- Каким является данное задание для вас? (Пробным заданием.)
- Почему оно пробное? (…)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Посовещайтесь в группах в течение 1 минуты и ответьте на вопросы:
1) какое задание должны были выполнить;
2) чем могли воспользоваться при выполнении задания;
3) в каком месте и почему возникнет затруднение.
Одна из групп озвучивает результат обсуждения, остальные при необходимости уточняют, дополняют.
Возможный вариант ответа: надо было доказать, что сумма углов треугольника равна 180˚; не можем применить изученные ранее знания.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Посовещайтесь в группах в течение 1 минуты:
1. сформулируйте цель дальнейшей деятельности;
2. сформулируйте тему урока.
Одна из групп озвучивает результат обсуждения, остальные при необходимости уточняют, дополняют.
Возможный вариант ответа:
Цель: доказать, что сумма углов любого треугольника равна 180˚.
Тема урока: «Теорема о сумме углов треугольника».
- Для достижения поставленной цели вы должны будете вспомнить задания 1 - 4.
- Что теперь необходимо сделать? (Составить план действий по реализации сформулированной цели.)
- Прежде, чем приступить к составлению плана, ответьте на вопрос «Какие вы знаете углы, которые в сумме составляют 180о?» (Сумма смежных углов и сумма внутренних односторонних углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей, равна 180о.)
- У вас в группах лежат шаги будущего плана. Прочтите эти шаги и расставьте их в нужном порядке.
После обсуждения на доске фиксируется план действий:
1. Провести через вершину треугольника прямую, параллельную противоположной стороне.
2. Рассмотреть накрест лежащие углы при параллельных прямых и секущей.
3. Провести аналогию между углами, на которые разбит развернутый угол и углами треугольника.
5. Реализация построенного проекта.
Работа организуется в группах, одна из групп озвучивает результат работы, остальные при необходимости уточняют, дополняют. После выступления группы на доску вывешивается доказательство теоремы:
Дано: ,
4 5
2 Доказать:
3 1
Доказательство.
Проведём а ׀׀ АС.
1 = 4 (как накрест лежащие углы при а ׀׀ АС и секущей АВ)
3 = 5 (как накрест лежащие углы при а ׀׀ АС и секущей ВС)
4 + 2 + 5 =1800
Учащиеся записывают доказательство теоремы в рабочих тетрадях.
- Вы справились с затруднением?
- Что вы теперь можете делать?
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащимся предлагается выполнить задание 5:
Задание 6 (Решаем вместе) Задание 7 (Задание выполняется в парах, каждый из участников проговаривает один из примеров. После выполнения задания проводится самопроверка фронтально. Один из группы озвучивают затруднения, которые возникли при выполнении задания)
Найти С
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить задание 8:
Задание 8. В
Учащиеся выполняют самостоятельную работу и проводят самопроверку по эталону для самопроверки.
- Проанализируйте в группах результаты выполнения самостоятельной работы:
назовите, какие эталоны использовали при выполнении заданий;
назовите, в каких местах и почему возникли затруднения.
Один из группы озвучивает результаты анализа работ.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Задания.
На доске задачи на готовых чертежах. Работа организуется в парах. Разбор задач проводится сразу.
- Какие знания использовали для решения этих заданий?
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Что вы сегодня узнали нового?
- Какова была цель вашей деятельности?
- Почему вы поставили перед собой такую цель?
- Вы достигли поставленной цели?
- Что вы использовали, и что вам помогло в достижении цели?
Домашнее задание: выучить теорему и доказательство теоремы о сумме углов треугольника (п.30 учебника)
Задачи для домашнего задания: 223, 228 - Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика
Я понял тему, но у меня есть сомнение
| Я понял тему и могу выполнить домашнее задание
| Я понял тему и могу объяснить другим
|
|