Принято
решением педагогического совета
№1 от 30.08.2013
| УТВЕРЖДЕН приказом директора МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 40»
О. П. Кузнецовой
от 16.09. 2013 № 271
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Математика»
9 класс
Разработчики:
Язикова С.Н.
учитель математики
высшая квалификационная категория
Балагурова Л.В.
учитель математики
первая квалификационная категория
Рассмотрена на заседании МО
учителей математики, физики,
информатики
протокол № 1
от 29 августа 2013г.
2013-2014 учебный год
Алгебра
Пояснительная записка
В основе программы обучения по алгебре в 9 классе лежит авторская программа А.Г.Мордковича(Мнемозина-2009).
Данная программа рассчитана на 136 часов изучения предмета в неделю: 4часа
Программа по алгебре включает в себя следующие разделы (темы): повторение; рациональные неравенства и системы неравенств; системы уравнений; числовые функции; прогрессии; элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей; итоговое повторение.
Согласно базисному плану количество часов в неделю, отведённое на изучение курса не изменено.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Целью изучения курса алгебры в 9 классе является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика и другие), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществления функциональной подготовки школьников.
В основу содержания и структурирования данной программы, выбора приемов, методов и форм обучения положено формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В процессе обучения алгебре осуществляется развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий. Учащиеся продолжают овладение разнообразными способами познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
Познавательная деятельность:
• самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• использования элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
• исследования несложных реальных связей и зависимостей;
• участия в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
• самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Информационно-коммуникативная деятельность: • извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивание достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
• использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
• владения основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следования этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность:
• объективного оценивания своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учета мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
• умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
• владения навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Учебно-тематический план
№
| Тема
| Кол-во часов
| По программе
| Корректировка
| С учётом корректировки
|
| Рациональные неравенства и их системы
| 22
|
| 22
|
| Системы уравнений
| 21
|
| 21
| 3
| Числовые функции
| 29
|
| 29
| 4
| Прогрессии
| 22
|
| 22
| 5
| Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
| 17
|
| 17
| 6
| Обобщающее повторение
| 25
|
| 25
| Всего
|
| 136
|
| 136
|
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате изучения курса алгебры 9 класса учащиеся должны:
- правильно употреблять и понимать , термины «выражение», тождественное преобразование»,»уравнение», «корень уравнения», «решение системы» понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители», «решить уравнение, неравенство, систему»;
- составлять выражения и формулы, выполнять соответствующие вычисления, выражать одни переменные через другие;
- выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателем, многочленами, алгебраическими дробями, выполнять разложение многочленов на множители вынесением множителя за скобки, применением формул сокращенного умножения;
- выполнять преобразование выражений, содержащих квадратные корни;
- понимать, что уравнение – это математическая модель различных задач;
- решать линейные , квадратные и простейшие рациональные уравнения, системы уравнений с двумя переменными
- решать текстовые задачи с помощью уравнений;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
- понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать зависимости между реальными величинами ;
- правильно употреблять соответствующую функциональную терминологию;
- находить значения изученных функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу;
- находить по графику функции промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, наименьшее и наибольшее значения;
- строить графики линейной функции прямой и обратной пропорциональности, квадратичной функции. График контроля
за уровнем сформированности предметных навыков
Критерии
| Тема
| Форма
| Сроки
| Проверка знаний, умений и навыков.
| Рациональные неравенства и их системы
| Контрольная работа
| Октябрь
| Системы уравнений
| Контрольная работа
| Ноябрь
| Числовые функции
| Контрольная работа
| Декабрь, январь
| Прогрессии
| Контрольная работа
| Февраль
| Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
| Контрольная работа
| Апрель
| Тождественные преобразования
| Контрольная работа
| Апрель
| Итоговая контрольная работа
| Контрольная работа
| Май
|
Календарно-тематическое планирование № урока
| Содержание учебного материала
| Примерные сроки изучения
| 1 четверть
4 урока в неделю, 36 уроков за четверть
| Глава 1. Рациональные неравенства и их системы (22урока)
| 1-4 Повторение материала7 -8 классов
| 5-7
| Линейные и квадратные неравенства.
|
| 8-12
| Рациональные неравенства.
|
| 13-16
| Множества и операции над ними.
|
| 17-21
| Системы рациональных неравенств.
|
| 22
| Контрольная работа № 1.
|
| Глава 2. Системы уравнений (21 урок)
| 23-28
| Основные понятия.
|
| 29-34
| Методы решения систем уравнений.
|
| 2 четверть,
4 урока в неделю, 28 урок ов за четверть
| 35-42
| Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.
|
| 43
| Контрольная работа № 2.
|
| Глава 3. Числовые функции (29 урока)
| 44-48
| Определение числовой функции. Область определения, область значений функции.
|
| 49-51
| Способы задания функции.
|
| 52-56
| Свойства функций.
|
| 57-59
| Четные и нечетные функции.
|
| 60
| Контрольная работа № 3.
|
| 61-64
| Функции y = xn, nN, их свойства, графики.
|
| 3 четверть,
4урока в неделю, 40 уроков за четверть
| 65-68
| Функции y = x-n, nN, их свойства, графики.
|
| 69-71
| Функция , ее свойства, график.
|
| 72
| Контрольная работа № 4.
|
| Глава 4. Прогрессии (22 урока)
| 73-78
| Числовые последовательности.
|
| 79-85
| Арифметическая прогрессия
|
| 86-93
| Геометрическая прогрессия
|
| 94
| Контрольная работа № 5.
|
| Глава 5. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей (17уроков)
| 95-99
| Комбинаторные задачи.
|
| 100-104
| Статистика-дизайн информации.
|
| 4 четверть,
4 урока в неделю, 32 урока за четверть
| 105-107
| Простейшие вероятностные задачи.
|
| 108
| Контрольная работа «Тождественные преобразования»
|
| 109-110
| Экспериментальные данные и вероятности событий.
|
| 111
| Контрольная работа № 6.
|
| Обобщающее повторение (25уроков)
| 112-114
| Числовые выражения.
|
| 115-117
| Алгебраические выражения.
|
| 118-120
| Функции и графики
|
| 121-123
| Уравнения и системы уравнений.
|
| 124-126
| Неравенства и системы неравенств.
|
| 127-128
| Решение текстовых задач, задач на проценты.
|
| 129-130
| Прогрессии.
|
| 131-136
| Упражнения по курсу алгебры 7-9 классов с применением КИМов ЕМЭ.
|
|
Список литературы
Основная литература:
1. И.И.Зубарева,А.Г.Мордкович. Программа для общеобразовательных учреждений
«М.:Мнемозина, 2009г.»
А.Г. Мордкович Алгебра 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2008.
Дополнительная литература:
А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. Алгебра 9 класс. Задачник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2008;
Л.А. Александрова Алгебра 9 класс: Самостоятельные работы для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008;
А.Г. Мордкович, Е.Е Тульчинская Алгебра: Тесты для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008;
Ю.П. Дудницын, Е.Е. Тульчинская Алгебра. 9 класс. Контрольные работы для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
А также дополнительных пособий:
для учащихся:
В.С. Крамор Задачи с параметрами и методы их решения. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007;
С.А. Шестаков Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9 класс – М.: АСТ: Астрель, 2006;
Кузнецова Л. В., Суворова С. Б. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. – М., Просвещение», 2007;
Энциклопедия для детей. Т. 11, Математика, М., 1998.
для учителя:
Г. Мордкович А.Г. Алгебра 7-9 Методическое пособие для учителей. – М.: Мнемозина, 2004;
Е. Б. Арутюнян. Математические диктанты для 5-9 классов. – М. 1995.
Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры. – М.,1990;
Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;
Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
Т.А.Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В.Шевелева. ГИА 2012 Математика тренировочные задания.М.2011.
8.Е.В.Неискашова. Алгебра.(50 вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА)М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ 2010.
В.В.Кочагин и др.ГИА Математика сборник заданий М.2011
Геометрия
Пояснительная записка В основе программы обучения геометрии в 9 классе лежит примерная программа основного общего образования по геометрии с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе Программы по геометрии, составитель Т.А. Бурмистрова (М: «Просвещение», 2011 г) к учебнику Атанасяна Л.С.
Данная программа рассчитана на 68 часов изучения предмета в неделю: 2часа.
Программа по геометрии включает в себя следующие разделы (темы):
повторение;векторы; метод координат; соотношение между сторонами и углами треугольника, скалярное произведение векторов; длина окружности и площадь круга; движение; начальные сведения из стереометрии, аксиомы планиметрии; повторение.
Согласно базисному плану количество часов в неделю, отведённое на изучение предмета оставлено без изменений.
Основные цели курса:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи обучения:
- научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;
-познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
- развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
- расширить знания учащихся о многоугольниках;
- рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;
- познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами;
- дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве..
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, практических работ
Учебно-тематический план
№
| Тема
| Кол-во часов
| По программе
| Корректировка
| С учётом корректировки
|
| Векторы
| 8
| 4
| 12
|
| Метод координат
| 10
|
| 10
|
| Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
| 11
| 4
| 15
|
| Длина окружности и площадь круга.
| 12
|
| 12
|
| Движение
| 8
|
| 8
| 6
| Начальные сведения из стереометрии.Аксиомы планиметрии
| 10
|
| 5
| 7
| Повторение
| 9
|
| 6
|
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
График контроля
за уровнем сформированности предметных навыков
Критерии
| Тема
| Форма
| Сроки
| Проверка знаний, умений и навыков
| Векторы
| контрольная работа
| Октябрь
| Метод координат
| контрольная работа
| Ноябрь
| Соотношение между сторонами и углами треугольника.
| контрольная работа
| Февраль
| Скалярное произведение векторов.
| контрольная работа
| март
| Геометрические фигуры и их свойства
| контрольная работа
| март
| Длина окружности и площадь круга.
Движение
| контрольная работа
| Апрель
|
Календарно - тематическое планирование № урока
| Содержание учебного материала
| Примерные сроки изучения
| 1 четверть
2 урока в неделю, 18 уроков за четверть
| Глава 1. Векторы (12 уроков)
| 1, 2
| Понятие вектора
|
| 3-6
| Сложение и вычитание векторов
|
| 7-11
| Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач.
|
| 12
| Контрольная работа № 1.
|
| Глава 2. Метод координат (10 уроков)
| 13-15
| Координаты вектора.
|
| 16-18
| Простейшие задачи в координатах.
|
| 2 четверть,
2 урока в неделю, 14 уроков за четверть
| 19-21
| Уравнение окружности прямой.
|
| 22
| Контрольная работа № 2.
|
| Глава 3. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (15 уроков)
| 23, 24
| Синус, косинус, тангенс угла.
|
| 25-32
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение треугольников.
|
| 3 четверть,
2 урока в неделю, 20 уроков за четверть
| 33-36
| Скалярное произведение векторов.
|
| 37
| Контрольная работа № 3.
|
| Глава 4. Длина окружности и площадь круга (12 уроков)
| 38-43
| Правильные многоугольники.
|
| 44
| Контрольная работа «Геометрические фигуры и их свойства»
|
| 45-48
| Длина окружности и площадь круга.
|
| 49
| Контрольная работа № 4.
|
| Глава 5. Движение (8 уроков)
| 50-53
| Понятие движения.
|
| 4 четверть,
2 урока в неделю, 16 уроков за четверть
| 54-56
| Параллельный перенос и поворот.
|
| 57
| Контрольная работа № 5.
|
| Глава 6. Начальные сведения из стереометрии (5 уроков)
| 58-60
| Многогранники
|
| 61-62
| Тела и поверхности вращения
|
| 63
| Об аксиомах планиметрии
| Повторение. Решение задач (5 уроков)
| 64- 68
| Решение задач.
|
| Список литературы
Основная литература:
Бурмистрова Т. А. Программы по геометрии к учебнику 7-9. М:«Просвещение», 2008
Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2005.
Дополнительная литература:
Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2005.
Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. [Текст] / Б. Г. Зив. - М.: Просвещение, 2005.
Автор Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. (Составитель сборника программ:.)
Г.К.Безрукова и др.ГИА-2010: экзамен в новой форме:Геометрия:9 кл.М.АСТ:Апрель,2010.
|