Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 117.9 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.02.2014
Размер117.9 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Блок уроков Алкены (олефины).

(№33-36 в тематическом планировании) (http://www.edu54.ru/node/87560)
Цели уроков:

1. Расширить знания учащихся об углеводородах  дать понятие о непредельных углеводородах, их классификации. Познакомить учащихся с особенностями строения непредельных ряда этилена, способами образования δ- и π-связей.

2. Знать общую формулу алкенов, физические и химические свойства, способы получения и области применения углеводородов ряда этилена.

3. Уметь записывать молекулярные, структурные и элек­тронные формулы этиленовых, обозначать распределение электронной плотности в молекуле. Уметь называть вещества ряда этилена по систематической номенклатуре и по названию записывать формулы.

4. Знать четыре вида изомерии для этиленовых, уметь составлять формулы различных изомеров, называть их. Уметь доказывать химические свойства алкенов, записывать уравнения реакций, уметь их сравнивать со свойствами предельных углеводородов. Проводится демонстрация тех опытов, которые требуются по программе.

При объяснении материала по ходу лекции демонстрация опытов и лабораторных опытов, которые требуются по программе (есть в тематическом планировании в 10 классе по учебнику Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. «Химия. 10 класс. Профильный уровень». Учебник для 10 класса).

Алкены – органические соединения, углеводороды алифатического (ациклического) непредельного характера, в молекуле которых между атомами углерода – одна двойная связь, и которые соответствуют общей формуле CnH2n.

Для алкенов характерна sp2-гибридизация. Длина двойной связи 0,134нм, она более прочная, чем одинарная, так как ее энергия больше. Одновременно, наличие подвижной, легко поляризуемой π-связи приводит к тому, что алкены химически более активны, чем алканы, и способны вступать в реакции присоединения.

В названии алкенов содержится суффикс –ен или –илен, обозначающий принадлежность соединения к данному классу.

Простейший алкен: C2H4 или H – C = C – H этен или этилен,

| |

H H

Его радикал: C2H3- или CH2=CH- винил.

В определении названия алкена положение кратной связи имеет при нумерации преимущество перед остальными.
CH3 Cl CH3

7 6| 5| 4| 3 2 1

CH3 – CH – CH – C – CH = CH – CH3

|

C2H5

4,6-диметил-4-этил-5-хлоргептен-2

Для алкенов характерны следующие виды изомерии:

  1. Структурная изомерия:

а) изомерия углеродного скелета

1 2 3 4 5 1 2 3 4

CH2=CH – CH2 – CH2 – CH3 CH2=CH – CH – CH3

|

CH3

пентен-1 3-метилбутилен-1

б) изомерия положения кратной связи

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

CH2=CH – CH2 – CH2 – CH3 CH3–CH = CH – CH2 – CH3

пентен-1 пентен-2

в) изомерия положения заместителей (Hal, - NO2, SO2-OH и др.)

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

CH2=CH – CH – CH2 – CH3 CH2=CH – CH2 – CH – CH3

| |

Cl Cl

3-хлорпентен-1 4-хлорпентен-1

  1. Пространственная изомерия:

а) геометрическая изомерия

1 2 3 4

CH3 – CH = CH – CH3

бутилен-2
CH3 CH3 CH3 H

\ / \ /

C=C C=C

/ \ / \

H H H CH3

цис-изомер транс-изомер

  1. Межклассовая изомерия (с циклоалканами)

1 2 3 4 5

CH2=CH – CH2 – CH2 – CH3 CH2 – CH2

пентен-1 ! !

CH2 CH2

\ /

CH2

циклопентан


Физические свойства.

C2H4 – C4H8 – газы, C5H10 – C16H32 - жидкости, C17H34 – … – твердые вещества. Алкены плохо растворимы в воде. Их температуры плавления и кипения закономерно повышаются при увеличении молекулярной массы соединения.
Химические свойства.

  1. Реакции присоединения.

    1. гидрирование

1 2 3

CH2=CH – CH3 + H – H  CH3 – CH2 – CH3

пропилен пропан



    1. галогенирование

1 2 3

CH2=CH – CH3 + Br – Br  CH2 – CH – CH3

| |

Br Br

пропилен 1,2-дибромпропан



    1. гидрогалогенирование (по правилу Марковникова: при присоединении веществ с полярной ковалентной связью типа HX (где X – это -Hal, -OH и т.д.) к несимметричным непредельным углеводородам по месту разрыва П-связи атом водорода присоединяется к наиболее гидрированному атому углерода, а X – к наименее гидрированному атому углерода)

1 2 3

CH2=CH – CH3 + H – Br à CH3 – CH – CH3

|

Br

пропилен 2- бромпропан



    1. гидратация (по правилу Марковникова) с образованием вторичных спиртов (кроме этилена – у него образуется первичный спирт)

1 2 3

CH2=CH – CH3 + H – OH à CH2 – CH – CH3

|

OH

пропилен пропанол-2 (вторичный пропанол)



    1. сульфирование (по правилу Марковникова) с образованием алкилсерных кислот

1 2 3

CH2=CH – CH3 + H–O – SO2OH à CH3 – CH – CH3

|

O – SO2OH

пропилен пропил-2серная кислота

CH3 – CH – CH3 + H–OH à CH3 – CH – CH3 + HO – SO2 – OH

| |

O – SO2OH OH

пропил2серная кислота пропанол-2 серная кислота



    1. алкилирование

CH3 CH3 CH3 CH3

| | | |

CH3 – CH + CH2=C – CH3 à CH3 – C – CH2 – CH – CH3

| |

CH3 CH3

метилпропан метилпропен 2,2,4-триметилпентан (изооктан)

    1. взаимное алкилирование (обратный процесс крекинга алкенов), при разных температурах образуются разные соединения



CH2=CH – CH2 – CH3 бутилен-1

CH3 – CH=CH – CH3 бутилен-2

Kt, t0

CH2=CH2 + CH2=CH2 ––à CH2=C – CH3 метилпропилен

|

CH3
CH2=CH – CH=CH2 + H2 бутадиен-1,3


  1. Реакции окисления.

    1. горение

t0

C2H4 + 3 O2 (избыток) à 2 CO2 + 2 H2O

t0

C2H4 + 2 O2 (недостаток) à 2 CO + 2 H2O

t0

C2H4 + O2 (сильный недостаток) à 2 C + 2 H2O


    1. частичное окисление кислородом воздуха с образованием эпоксидов (реакция Прилежаева)

t0, Ag

2 CH2=CH2 + O2 ––à2 CH2 – CH2

\ /

O

Этиленоксид (эпоксиэтан или окись этилена)


    1. окисление кислородом окислителя в щелочной среде (реакция Вагнера)

из KMnO4

3 CH2=CH2 + [O] + H – OH –––––––– HO – CH2 – CH2 – OH

этиленгликоль (этандиол-1,2)
KOH

3 C-2H2=C-2H2 + 2 KMn+7O4 + 4 H2O ––à 3 C-1H2 – C-1H2 + 2 Mn+4O2 + 2 KOH

| |

OH OH

C2-2 -2ē → C2-1 3 3 C2-2 -6ē → 3 C2-1

6

Mn+7 + 3ē → Mn+4 2 2 Mn+7 + 6ē → 2 Mn+4
Обесцвечивание щелочного раствора KMnO4 – это качественная реакция на непредельные углеводороды.


    1. жесткое окисление кислородом более энергичного окислителя в кислой среде (кислый раствор KMnO4, HNO3, хромовая смесь) при нагревании

+H3O+, t°

R – CH=CH – R + 4 [O] ––à R – COOH + R - COOH



СH3 – СH=CH – CH3 + 4 [O] ––à 2 CH3 – COOH

бутилен-2 этановая (уксусная) кислота
CH3 – CH2 – CH=CH2 + 4 [O] ––à CH3 – CH2 – COOH + HCOOH

бутилен-1 пропановая метановая (муравьиная)

кислота кислота

HCOOH + [O] ––à HOCOOH (H2CO3)

метановая CO2↑ H2O

кислота угольная кислота
CH3 – CH2 – CH=CH – CH3 + 4 [O] ––à CH3 – CH2 – COOH + CH3 – COOH

пентен-2 пропановая кислота этановая кислота
5 CH3–CH2–C-1H=C-1H–CH3 + 8 KMn+7O4 + 12 H2SO4 à4 K2SO4 + 8 Mn+2 SO4 + 12 H2O +

пентен-2

+ 5 CH3–CH2–C+3OOH + 5 CH3–C+3OOH

пропановая кислота этановая кислота

C2-1 -8ē → 2 C+3 5 5 C2-2 -40ē → 10 C-1

40

Mn+7 + 5ē → Mn+2 8 8 Mn+7 + 40ē → 8 Mn+4

CH3 – CH2 – CH2 – CH=CH2 + 5 [O] ––à CH3 – CH2 – CH2 – COOH + H2O + CO2

пентен-1 бутановая кислота
CH3 – CH2 – CH2 – C-1H=C-2H2 + 2 KMn+7O4 + 3 H2SO4 à K2SO4 + 2 Mn+2 SO4 + 4 H2O +

пентен-1

+ CH3 – CH2 – CH2 – C+3OOH + C+4O2

бутановая кислота

C-1 – 4ē → C+3 C-1 -4ē → C+3

-10ē 1

C-2 – 6ē → C+4 C-2 -6ē → C+4

10

Mn+7 + 5ē → Mn+2 2 2 Mn+7 + 10ē → 2 Mn+2


  1. Реакции полимеризации.


t0, kt, P

…+ CH2=CH2 + CH2=CH2 + …––––––à …-CH2 – CH2 – CH2 – CH2-…

этилен полиэтилен
t0, kt, P

nCH2=CH2 ––––––à (– CH2 – CH2 –)n

мономер структурное звено

где n – это степень полимеризации
t0, kt, P

n CH3 – CH=CH2 ––––––– à (– CH – CH2 –)n

|

CH3

пропилен полипропилен


  1. Реакции изомеризации.


550°C

CH2=CH2 – CH2 – CH3 ––––à CH3 – CH = CH – CH3 + CH3 – C = CH2

|

CH3

бутен-1 бутен-2 метилпропен


  1. Реакции отщепления (элиминирования)


а) до алкадиенов:

MgO, ZnO

CH2=CH – CH2 – CH3 –––– CH2 = CH – CH = CH2 + H2

бутен-1 бутадиен-1,3
б) до алкинов:

1200°C

2 CH2=CH2 –––– 2 CH≡CH + 2 H2

этен (этилен) этин (ацетилен)
Получение.

  1. Крекинг нефтепродуктов

C16H34  C8H18 + C8H16

гексадекан октан октен

Обычно образуется смесь различных углеводородов: например, при крекинге бутана конечными продуктами будет – смесь бутенов, пропилена, этилена и метана; при крекинге пропана – смесь пропилена, этилена и метана; при крекинге метилпропана – смесь метилпропилена, пропилена и метана.

  1. Дегидрирование предельных углеводородов

CH2 = CH – CH2 – CH3 бутен-1

CH3 – CH2 – CH2 – CH3

бутан CH3 – CH = CH – CH3 бутен-2

550-650oc, Kt

2CH4 ––––––––––– C2H4 + 2H2

  1. Внутримолекулярная дегидратация спиртов

H2SO4, 140-150oC

CH3 – CH2 – OH –––––––––––––––– CH2 = CH2 + H2O

этанол этилен

  1. Дегидрогалогенирование галогенпроизводных алканов (по правилу Зайцева: при отщеплении галогенводорода от вторичных и третичных галогеналканов атом водорода отщепляется о наименее гидрированного атома углерода)

Br

| спирт, to

CH3 – CH – CH2 – CH3 + NaOH ––––––– CH3 – CH = CH – CH3 + NaBr + H2O

2-бромбутан бутен-2


  1. Дегалогенирование дигалогенпроизводных алканов

Br Br

| |

CH3 – CH – CH – CH3 + Zn  CH3 – CH = CH – CH3 + ZnBr2

2.3-дибромбутан бутен-2

Применение алкенов

1. Применение этилена


Хлорэтан

(C2H5Cl)

Этиленгликоль

HO–CH2–CH2–OH

1,2-дихлорэтан

(CH2Cl – CH2Cl)

Растворители







Стирол

C6H5 – CH = CH2

Уксусная кислота

(CH3COOH)





Этанол

(этиловый спирт)

(C2H5OH)

Парфюмерия,

растворитель

Дивинил

(CH2=CH–CH=CH2)

Дивиниловый каучук

Этаналь

(уксусный альдегид)

(CH3CHO)



Диэтиловый эфир

(C2H5 – O – C2H5)

2. Применение пропилена


Изопреновый каучук

Изопрен

(2-метилбутадиен-1,3)

CH2 =CH–CH=CH2


Бутанол-1

CH3 –CH2–CH2–CH2–OH

Бутаналь

CH3 –CH2–CH2–CHO










Пропанол-2

(вторичный пропиловый спирт)

C3H7OH




Пропандиол-1,2

CH3 – CH – CH2 – OH

|

OH

















Диметилкетон

(пропанон или ацетон)

CH3 – C – CH3

| |

O


Изопропилбензол

C6H5 – CH(CH3)2






Глицерин

(пропантриол-1,2,3)

HO–CH2–CH(OH)–CH2–OH

Фенол

C6H5 – OH


Полипропилен

– CH – CH2

|

CH3 n






3. Применение изомеров бутилена

Бутандиолы

(HO – С4Н8– OH)

Бутанолы

4Н9– OH)




Изооктан

CH3 CH3

| |

CH3 – C – CH2 – CH – CH3

|

CH3


Бутадиена - 1,3

(CH2 = CH–CH=CH2)














Добавка к бензиновой фракции нефти


Каучуки


II. Закрепление знаний, умений и навыков

Домашние задания:

  • §12 (с.84-101);

  • записи в тетради;

  • упражнения 1, 2, 4 и 5 (с.110) – письменно;

  • задачи 8-10 (с.102).

Используемая литература

  1. «Репетитор по химии (издание 15-ое)», под редакцией Егорова А. С., Феникс – Ростов-на-Дону, 2006

  1. Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарев С. Ю., Теренин В. И. « Химия 10 класс: профильный уровень». (Учебник для общеобразовательных учреждений), Дрофа – Москва, 2005

  2. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. «Химия 10: органическая химия (Учебник для 10 класса средней школы)», Просвещение – Москва, 1991

  3. Перекалин В. В., Зонис С. А. «Органическая химия (учебное пособие для студентов педагогических институтов по химическим и биологическим специальностям)», Просвещение – Москва, 1982

  1. «Органическая химия. Том 1 (Основной курс)» под редакцией Н. А. Тюкавкиной (учебник для студентов вузов по специальности «Фармация»), Дрофа – Москва, 2004

Используемые ЦОРы

На уроке можно использовать данный материал в виде презентации: http://www.edu54.ru/node/78610 (рабочая версия).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск