Скачать 74.67 Kb.
|
Урок математики 3 класс УМК «Школа России» Тема «Доли» Цель: познакомить с понятием «доля числа» Задачи:
Оборудование: Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация. Для учащихся: шоколадка одна на двоих, цветные карандаши, линейки, сигнальные карточки. Орг .момент 1.Повторение. - Отгадаем кроссворд (слайд 2). По щелчку появляется текст задания, по следующему щелчку – отгадка, далее отгадки появляются по щелчку. - Найдите в кроссворде имя девочки, которая поможет нам провести урок (Алиса) По щелчку слово «Алиса выделяется» - В каких литературных произведениях встречается такая героиня («Гостья из будущего» Кир Булычев, «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл) - А какая девочка нам поможет? Подсказка: это девочка поучаствовала в необычном чаепитии. («Алиса в стране чудес») По щелчку появляется иллюстрация к сказке. - А кто вспомнит, почему же чаепитие в сказке было необычным? (В нем участвовали Кролик, Шляпочник и Соня; герои чаепития, что бы не мыть посуду, пересаживались.) - Правильно. А у нас тоже будет необычное математическое чаепитие, правда пересаживаться, чтобы только не мыть посуду, мы не будем – это негигиенично, посуду нужно мыть обязательно, так как через чужую посуду можно заразиться какой-нибудь болезнью, а в остатках пищи и напитков размножаются опасные бактерии. Мы пойдем в гости, но перед этим немного посчитаем. 2. Устный счет. Около доски 3 человека решают задачи на площадь и задачу по краткой записи. Остальные дети играют в игру, разделившись на две команды, на скорость решают примеры, передавая листочек друг другу. - Что обычно ставят на стол, когда приглашают гостей к чаю? (красивую посуду, сладости, фрукты) – слайд 3 - Сейчас мы посмотрим мультфильм, где звери угощались фруктом, чтобы узнать тему нашего урока. А как называется мультфильм, вы узнаете, если правильно решите примеры и разгадаете, какое слово зашифровано. Записывайте только ответы в столбик – слайд 4 (после записи ответов по щелчку появляется шифр, дети должны выбрать нужные буквы в соответствии с ответами и записать их рядом с числами) 8х4 = 24 А 75-24 = 51 П 3х9 = 27 Е 81:9 = 9 Л 36+56= 92 Ь 64:8 = 8 С 0х4 = 0 И 1х12 = 12 Н По щелчку появляется шифр, с помощью которого дети определяют название мультфильма.
По щелчку происходит проверка задания – появляется картинка «Апельсин» – слайд 5. 3. Постановка темы. Просмотр мультфильма «Апельсин» («Веселая карусель № 8) - Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много) - Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька) - Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? (доли) – слайд 6 4. Работа по теме. - К чаю принято подавать угощения. Представьте, что у вас есть шоколадки. Разделите их так, чтобы вам и вашему соседу достались одинаковые кусочки. Какая часть досталась каждому? (половинка) - Если вы делили по-честному, то у вас должны получиться равные части. В математике равные части называются долями. Сколько долей у вас получилось? (2) - Сколько долей у каждого из вас? (по одной). - Значит, у каждого из вас одна из двух долей или одна вторая доля. Записать это можно так – ½ - слайд 7. - Читается эта запись – одна вторая часть. Кто может расшифровать запись, что обозначает здесь каждое число? ( 1 – это доля, которую мы взяли, а 2 – общее количество долей , т.е. это одна из двух частей). - А теперь каждый из вас разломит свою половинку пополам. Сколько частей шоколадки теперь получилось? (4) - Возьмите одну такую дольку. Как записать теперь, какую долю вы держите в руках? (1/4) - щелчок - Прочитайте запись (одна четвертая доля) - Подумайте и скажите, какая доля больше: ½ или ¼? Почему? (чем больше частей, тем меньше каждая часть). По щелчку – проверка - Запись доли называется дробь. Верхняя часть дроби называется числителем (щелчок), а нижняя – знаменателем. Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет.) - Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли) Эту запись запишите в тетрадь. - Ой, к нам пришли гости (щелчок). Давайте и их угостим шоколадкой. На сколько частей нужно разделить шоколадку? (На три части) - Какую долю получит каждый гость? (1/3) - Запишите дробь. Проверьте себя (по щелчку появляется запись дроби) - А вот еще гости, давайте и их теперь угостим шоколадкой (по щелчку появляются изображения детей и шоколадка). На сколько частей надо ее разделить? (6 гостей, значит на 6 частей) - Какую долю получит каждый гость? (1/6) - Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6) - Но ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть) - И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается меньше, чем 1/6. - А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось? - А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля? (Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на неравные части) - Можем ли мы эти части записать дробью? (Нет, так как это не доли, доли – это равные части) 5. Закрепление. - После сладкого хочется чего-нибудь кисленького. Давайте съедим яблочко? Откроем учебник на с.80 и прочитаем пояснение к новой теме. На сколько частей разделили яблоко сначала? Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина, одна вторая доля). - Как разделили яблоко потом? (Каждую половину еще пополам, получилось 4 части) _ Как можно назвать каждую часть яблока? (Четвертинка, четверть, одна четвертая доля). - А давайте к чаю испечем капустный пирог. Заодно разомнемся и отдохнем, подготовим руки к работе в тетради. Физминутка «Капуста» - движения руками Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим, Мы капусту трем, трем, Мы капусту мнем, мнем. - Так, мы нарубили капусту и приготовили начинку, а теперь испечем пирог. Начертите в тетради квадрат со стороной 6 см - № 1.стр. 80. Это у нас будет пирог с капустой. Разделите его на 6 одинаковых частей. - Как можно разделить по-разному?
- Закрасьте одну шестую долю пирога. А теперь разделите каждую часть пирога пополам. Сколько гостей можно угостить теперь пирогом? Закрасьте одну двенадцатую часть пирога. - Какая часть больше 1/6 или 1/12? Почему? - А вот как разделила пирог Алиса (слайд 10) . Сколько долей получилось? (Нельзя сказать, сколько долей, так как части разные) - Давайте проверим, как вы поняли новый материал. № 2 с.80. - Смотрите на картинки и записывайте доли - Пока гости угощаются, Мышь пригласила подругу полакомиться сыром (слайд 11). Какая доля досталась каждой мышке? (щелчок) Запишите. - А вот прибежали еще две мышки (щелчок) и с ними пришлось делиться. Сколько теперь частей у мышек? Запишите, какая доля у каждой мышки. - Ой, на запах сыра прибежали еще мыши (слайд 12), придется для них еще головку сыра достать (щелчок). На сколько частей надо поделить сыр? Запишите, какая доля досталась каждой мышке (щелчок). - Проверьте себя (слайд 13). ½, ¼, 1/8 - Какая из этих долей будет самая большая по размеру? Обведите ее в кружок. - Какая самая маленькая? Подчеркните. - Давайте проверим (по щелчку под записью появляются кусочки сыра для зрительного сравнения). - Какой мы можем сделать вывод? (Чем больше частей, тем меньше каждая часть) - А теперь проверим вашу сообразительность. Вот вам еще одна головка сыра (слайд 14) . Её нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее, можете посовещаться с соседом. Подготовьтесь для объяснения. После выступления детей с вариантами решения, проверка по слайду 15. - Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8) Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей. - Ой, Шляпочник смотрит на часы (слайд 16). Пора заканчивать (щелчок). Какое время показывают часы? (5 часов 15 минут) - Какую долю от часа составляют 15 минут? Как это узнать? (Надо узнать сколько раз по 15 поместиться в часе) - Как это узнать? (в часе 60 минут, надо 60 разделить на 15) - Запишите решение в тетрадях самостоятельно, можете консультироваться с соседом. - Какой ответ у вас получился? (в часе 4 раза по 15 минут) - Давайте проверим (щелчок). - Какая это доля? (1/4) – щелчок. - Как по-другому называется ¼ часть? (четверть) - Как по-другому можно назвать время на часах? (четверть шестого) 6. Итог урока. - Ну что же, наше математическое чаепитие закончилось. Пора уходить. Нужно поблагодарить хозяев – слайд 17. - Расскажите им, что вам больше всего понравилось делать в гостях? Что вы узнали нового? - Что такое доля? 7. Домашнее задание - А дома вы еще раз прочитайте материал на с.80, выполните устно задания на этой странице, чтобы повторить то, что мы сегодня изучили. А письменное задание: № 3, 4 на с.81 Литература: Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, 1984. Математика. Учебник для 3 класса. В 2 ч. Ч. 2/ под ред. Моро М.И. и др., 2007 |