МБОУ Судиславская средняя общеобразовательная школа
Судиславского района Костромской области
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе
Из опыта работы учителя
начальных классов
Волковой Марины Николаевны
Судиславль
План
План 2
Введение 3
Глава I. Активизация мыслительной деятельности учащихся младшего школьного возраста 5
1.1 Понятие "активная деятельность" в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Особенности психологических познавательных процессов младшего школьника 7
Глава II. Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики 9
2.1 Дидактические игры 9
2.2 Уроки - путешествия 14
2.3. Математические уроки-сказки 16
16
2.4 Веселые задачи в стихах 20
2.5 Математические загадки 21
2.6. Сказочные задачи 23
2.8. Задачи занимательного характера 27
2.9 Головоломки 28
2.10. Кроссворды 30
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по изучению использования занимательности в учебной деятельности 34
3.1. Констатирующий этап 34
3.2 Формирующий этап 35
Заключение 40
Литература 41
Введение
Актуальность выбранной мною темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.
До поступления в школу ведущим видом деятельности ребенка была игра. С началом систематического обучения в школе на смену приходит учебная деятельность . Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности , активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов. Использование игровых моментов в начальной школе тесно связано с решением ряда вопросов:
место занимательности на уроке;
целесообразность ее использования;
функции занимательности;
методика проведения;
систематизация игр, которые требуют разрешения.
Во взаимодействии учителя с детьми игра занимает немаловажное значение. На это указывали такие выдающиеся педагоги как К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др. Психологические механизмы ИГРОВОЙ деятельности , ее влияние на развитие ребенка, возможности ее использования в педагогических целях привлекли внимание целого ряда педагогов и психологов: Я.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.С. Лукина и др.
Вопросу активизации познавательной деятельности младших школьников посвящены работы В.В. Давыдова, Ю.К. Бабанского и др.
В работе учителей начальных классов можно выявить ряд недостатков, которые мешают эффективному применению игры в обучение младших школьников. Они сводятся к следующему:
использование игровых моментов, не соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
методически неграмотное проведение игр в процессе обучения младших школьников;
отсутствие наглядного и раздаточного материала, использование которого давало бы наибольший эффект при организации игр.
Какие условия необходимы, чтобы игровые технологии наиболее эффективно использовалась в процессе формирования учебной деятельности, воспитания устойчивого интереса к учению?
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
Раскрыть психолого-педагогические особенности использования игры с детьми младшего школьно возраста.
Опытно-экспериментальным путем исследовать педагогические условия эффективности использования игры и игровых моментов в учебном процессе для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики .
Обобщить конкретный практический опыт учителя начальных классов Волковой Марины Николаевны по применению игрового и занимательного материала.
Разработать методические рекомендации по эффективному подбору и использованию игрового материала. Апробировать этот материал с детьми на уроках.
|