Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 8 им. Л.М. Марасиновой
УТВЕРЖДАЮ:
Директор гимназии № 8
__________________ Смирнова С.В. «____» ____________ 20 Рабочая программа
по алгебре
7 класс Учитель математики: Смирнова Н.В. СОГЛАСОВАНО: Заведующая кафедрой математики ________________________________ _______________ Дата «_____» _______________ 20______
Рыбинск, 2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по математике. В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, компьютерное и интерактивное обеспечение урока.
Математическое образование общеобразовательных школ ставит следующие цели обучения:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;
формирование представления об идеях и методах математики о математике как форме описания и метода познания действительности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках: индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и конкретизация, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывать умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивать логическое мышление. В ходе расширения задач развивается творческая и прикладная сторона мышления.
Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует воспитанию эстетического, пониманию красоты и существа математических размышлений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения - от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний невозможно понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической и политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы. Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия и другие) . Таким образом, расширяется круг учащихся, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Целью изучения курса алгебры в VII классе является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приемами вычислений на калькуляторе.
Авторское видение данного курса заключается в широком использовании новых информационных технологий, которые нашли свое применение в каждой школе. При планировании учебного времени на освоение курса алгебры 7 класса, предусмотрены:
использование электронных учебных пособий,
реализация ученических проектов;
применение современных информационных технологий компьютерных и мультимедийных продуктов;
интерактивное оборудование.
Еще одной отличительной чертой данной рабочей программы является включение стохастической линии в школьный курс, поскольку именно изучение и осмысление теории вероятностей и стохастических проблем развивает комбинаторное мышление, так нужное в нашем перенасыщенном мире. Математика соприкасается с обыденной жизнью гораздо яснее, чем этому традиционно учат в школе. У.Уивер пишет: «Теория вероятностей и статистика-две важные области, неразрывно вязанные с нашей повседневной деятельностью. Мир промышленности, страховые компании в большей степени являются должниками вероятностных законов.
Для реализации практического приложения знаний и умений, полученных в ходе изучения минимума теории вероятностей предполагается вести спецсеминар «Теория вероятностных игр» для обучающихся, наиболее заинтересованных математикой. Для оптимальности использования учебного времени, раздел обязательного обучения теории вероятностей следует рассмотреть не в конце учебного года, а после раздела «Многочлены и одночлены» перед введением функций.
Рабочая программа, исходя из учебного плана гимназии, рассчитана на 140 ч, 4 часа в неделю.
Учебно-методический комплекс
А.Г. Мордкович. Алгебра,7. Учебник.
А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишутина, Е.Е.Тульчинская Алгебра,7. Задачник.
А.Г. Мордкович, Е.Е.Тульчинская Алгебра: Тесты для 7-9 кл., 2004.-127 с.
А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9 классов
Афанасьев В.В. Теория вероятностей в вопросах и задачах: Учебное пособие. Я.: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2004.- 246 с.
Практикум 5-9 класс. Вероятность и статистика. Учебный диск © ООО «Дрофа»,2003
Математика 5-11 класс. 1С Практикум. Учебный диск.2006
Тематическое планирование
Тема 1. Математический язык. Математическая модель.
Основная цель:
систематизируя и обобщая сведения о преобраованиях выражений и решений линейных уравнений с одной переменной, полученные учащимися в курсе математики V-VI классов, начать знакомить учащихся с особенностями математического языка и математического моделирования.
Знания:
понятие числового выражения;
понятие алгебраического выражения, переменная, значения числового выражения, значения выражения с переменными;
допустимые значения переменных;
термины: «математический язык», «математическая модель»;
понятие о трех этапах математического моделирования.
Умения:
выполнять арифметические операции с обыкновенными и десятичными дробями, с положительными и отрицательными числами;
находить числовые значения арифметических и алгебраических выражений;
решать линейные уравнения;
составлять математические модели реальных ситуаций;
описывать реальные ситуации, соответствующие заданной математической моделью;
реализовать три этапа математического моделирования в простейших ситуациях.
Тема 2. Степень с натуральным показателем и ее свойства.
Основная цель:
Выработать умения выполнять действия над степенями с натуральными показателями и познакомить школьников с понятием степени с нулевым показателем
Знания:
понятия степени, основания степени, показателя степени;
определение an в случае, когда n=1, и в случае, когда n- натуральное число, отличное от 1;
определение степени с нулевым показателем;
свойства степеней
Умения:
вычислять an для любых значений а и любых целых неотрицательных значений n;
пользоваться таблицей основных степеней;
использовать свойства степени для вычисления значений арифметических и алгебраических выражений, для упрощения алгебраических выражений.
Тема 3. Одночлены. Арифметические операции над одночленами
Основная цель:
Выработать умение выполнять действия над одночленами
Знания:
понятия одночлена, стандартного вида одночлена, коэффициента одночлена;
понятия подобных одночленов;
термины: «алгоритм», «корректные и некорректные» задания;
описания словами правила арифметический операций над одночленами
Умения:
приводить одночлен к стандартному виду;
складывать и вычитать подобные одночлены, умножать одночлены, возводить одночлены в натуральную степень;
представлять заданный одночлен в виде суммы одночленов, в виде степени одночлена;
делить одночлен на одночлен(в корректных случаях)
Тема 4. Многочлены. Арифметические операции над многочленами
Основная цель:
Выработать умение выполнять действия над многочленами
Знания:
понятия многочлена, стандартного вида многочлена;
уметь описать словами правила выполнения арифметических операций над многочленами(сложение, вычитание, умножение многочлена на одночлен, умножение многочлена на многочлен);
формулы сокращенного умножения и их словесное описание
Умения:
приводить многочлен к стандартному виду;
складывать и вычитать многочлены, приводить подобные члены, взаимно уничтожать члены многочлена;
умножать многочлен на одночлен и на многочлен;
применять формулы сокращенного умножения;
делить многочлен на одночлен;
решать уравнения, сводящиеся после выполнения арифметических операций над входящими в их состав многочленами, к уравнению вида ах=b;
решать соответствующие текстовые задачи.
Тема 5. Разложение многочленов на множители
Основная цель:
Выработать умение выполнять разложение многочлена на множители различными способами и убедить учащихся в практической полье этих преобразований
Знания:
понятия разложения многочлена на множители, тождества, тождественно равных выражений, тождественного преобразования выражения;
описание словами суть метода вынесения общего множителя за скобки, метода группировки;
формулы разложения на множители, связанные с формулами сокращенного умножения
Умения:
использовать для разложения многочлена на множители метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения, метод выделения полного квадрата;
использовать разложение на множители для решения уравнений, для рационализации вычислений, для сокращения алгебраических дробей.
Тема 6. Теория вероятностей
Основная цель
Знания:
частота события, вероятность, равновозможные события и подсчет их вероятностей. Представление о геометрической вероятности
Умения:
находить вероятности случайных событий в простейших ситуациях, извлекать информацию, представленную на диаграммах, графиках, в таблицах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве;
решение практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, времени;
сравнение шансов наступлений случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставление модели с реальной ситуацией.
Тема 7. Линейная функция
Основная цель:
Познакомить учащихся с линейным уравнением с двумя переменными и линейной функцией, выработать умение строить их графики, осознать важность использования математических моделей нового вида - графических моделей
Знания:
понятия координатной прямой, координатной плоскости, координат точек на прямой и плоскости;
понятия линейного уравнения с двумя переменными и его решения;
понятия линейной функции и ее углового коэффициента, прямой пропорцио-нальности
Описание словами алгоритмов построения графиков прямой пропорциональности, линейной функции, линейного уравнения с двумя переменными;
характеристики взаимного расположения на координатной плоскости графиков двух линейных функций, заданных аналитически.
Умения:
находить координаты точки в координатной плоскости, строить точки по ее координатам;
строить графики уравнений х=а, y=b, y=kx, y=kx+m, ax+by+c=0;
преобразовать линейное уравнение с двумя переменными к виду линейной функции;
находить точки пересечения графиков двух линейных уравнений, двух линейных функций;
находить наибольшее и наименьшее значение линейной функции на заданном числовом промежутке.
Тема 8. Функция y=x2
Основная цель:
Показать учащимся, что, кроме линейных функций, встречаются и другие функции; сформировать навыки работы с графическими моделями.
Знания:
график функции y=x2;свойства квадратичной функци
описание словами процесса графического решения уравнений и процесс построения графика кусочной функции;
смысл записи y=f(x), функциональная символика
понятие о непрерывных и разрывных функциях
Умения:
вычислять конкретные знания и построение графика функции y=x2;
строить графики функции, заданных различными формулами на различных промежутках;
графически решать уравнения вида f(x)=g(x), где y=f(x) и y=g(x)-известные функции;
находить наибольшие и наименьшие знания функции y=x2 на заданном промежутке;
читать графики;
решать примеры на функциональную символику.
Тема 9. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
Основная цель:
Научить школьников решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными различными способами и применять системы при решении текстовых задач
Знания:
понятие системы двух линейных уравнений с двумя переменными и ее решения;
описание словами графического метода решения системы, метода подстановки, метода алгебраического сложения.
Умения:
определять, является ли заданная пара чисел решением заданной системы уравнений или нет;
решать системы двух линейных уравнений двумя переменными как математические модели реальных ситуаций графическим методом, методом подстановки, методом алгебраического сложения;
решать задачи, сводящиеся к системам указанного вида.
№
| НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
| Кол-во часов
| Примечание
|
| Тема 1. Математический язык. Математическая модель.
| 12
|
| 1.1.
1.5.
| Числовые и алгебраические выражения
| 5
|
| 1.6.
1.8.
| Что такое математический язык
| 3
|
| 1.9.
1.11
| Что такое математическая модель
| 3
|
| 1.12
| Контрольная работа №1
| 1
|
|
| Тема 2. Степень с натуральным показателем и ее свойства.
| 9
|
| 2.1.
| Что такое степень с натуральным показателем
| 1
|
| 2.2.
2.3.
| Таблица основных степеней
| 2
|
| 2.4.
2.5.
| Свойства степени с натуральным показателем
| 2
|
| 2.6.
2.7.
| Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями
| 2
|
| 2.8.
| Степень с нулевым показателем
| 1
|
| 2.9.
| Контрольная работа №2
| 1
|
|
| Тема 3. Одночлены. Арифметические операции над одночленами
| 12
|
| 3.1.
3.2.
| Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена
| 2
|
| 3.3
3.5.
| Сложение и вычитание одночлена
| 3
|
| 3.6.
3.8.
| Умножение одночлена. Возведение одночлена в натуральную степень
| 3
|
| 3.9.
3.11.
| Деление одночлена на одночлен
| 3
|
| 3.12
| Контрольная работа №3
| 1
|
|
| Тема 4. Многочлены. Арифметические операции над многочленами
| 23
|
| 4.1.
4.2.
| Основные понятия
| 2
|
| 4.3.
4.6.
| Сложение и вычитания многочленов
| 4
|
| 4.7.
4.10.
| Умножение многочлена на одночлен
| 4
|
| 4.11.
4.15
| Умножение многочлена на многочлен
| 5
|
| 4.16
| Контрольная работа №4
| 1
|
| 4.17.
4.22.
| Формулы сокращенного умножения
Деление многочлена на одночлен
| 6
|
| 4.23.
| Контрольная работа №5
| 1
|
|
| Тема 5. Разложение многочленов на множители.
| 23
|
| 5.1.
| Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно
| 1
|
| 5.2.
5.4.
| Вынесение общего множителя за скобки
| 3
|
| 5.5.
5.8.
| Способ группировки
| 4
|
| 5.9.
5.15.
| Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения
| 7
|
| 5.16.
5.18.
| Комбинированные приемы, связанные с разложением многочлена на множители
| 3
|
| 5.19
| Контрольная работа №6
| 1
|
| 5.20.
5.22
| Сокращение алгебраических дробей
| 3
|
| 5.23
| Тождества
| 1
|
|
| Тема 6. Теория вероятностей
| 9
|
| 6.1.
| Комбинаторика и ее основное правило.(Правило умножения)
| 1
|
| 6.2.
| Перестановки, размещения, сочетания
| 1
|
| 6.3.
| Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера.
| 1
|
| 6.4.
| Дерево вариантов. Решения комбинаторных задач
| 1
|
| 6.5.
| С чего начиналась теория вероятностей?
Классическое определение вероятности.
| 1
|
| 6.6.
| Основные понятия теории вероятностей. События достоверные, невозможные и случайные
| 1
|
| 6.7.
| Вероятность противоположного события.
Вероятность суммы несовместных событий
| 1
|
| 6.8.
| Равновозможные события и подсчет их вероятности. Крэпс
| 1
|
| 6.9.
| Контрольная работа №10
| 1
|
|
| Тема 7. Линейная функция.
| 17
|
| 7.1.
7.2.
| Координатная прямая
| 2
|
| 7.3.
7.4.
| Координатная плоскость
| 2
|
| 7.5.
7.7.
| Линейное уравнение с двумя переменными и его гафик
| 3
|
| 7.8.
7.10.
| Линейная функция и ее график
| 3
|
| 7.11.
7.13.
| Прямая пропорциональность и ее график
| 3
|
| 7.14.
7.16
| Взаимное расположение графиков линейных функций
| 3
|
| 7.17.
| Контрольная работа №7
| 1
|
|
| Тема 8. Функция y=x2
| 9
|
| 8.1.
8.2.
| Функция y=x2 и ее график
| 2
|
| 8.3.
8.5.
| Графическое решение уравнений
| 3
|
| 8.6.
8.8.
| Что означает в математике запись y=f(x)
| 3
|
| 8.9.
| Контрольная работа №8
| 1
|
|
| Тема 9. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
| 15
|
| 9.1.
9.2.
| Основные понятия
| 2
|
| 9.3.
9.7.
| Метод подстановки
| 5
|
| 9.8.
9.11.
| Метод алгебраического сложения
| 4
|
| 9.12.
9.14.
| Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
| 3
|
| 9.15
| Контрольная работа №9
| 1
|
|
| Итоговое повторение
| 11 (-5)
|
| 1
| Понятие степени
| 1
|
| 2
| Одночлены и многочлены
| 2
|
| 3
| Функции. Линейная функция и квадратичная
| 2
|
| 4
| Уравнения. Системы уравнений
| 2
|
| 5
| Теория вероятностей
| 1
|
| 6
| Итоговая к/р
| 2
|
| 7
| Итоговый урок за курс алгебры, 7 класс
| 1
|
| Итого:
|
| 140
|
|
|