Разработка технологической карты урока
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
В том или ином варианте технологические карты давно используются учителями. Пример технологической карты урока, разработанной в ГОУ "Прогимназия № 45" г. Москвы, представлен в приложении 1.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности учителя и обучающихся (приложение 2).
Приложение 1
Пример технологической карты урока
Ф.И.О. учителя:
Класс:
Дата:
Предмет: русский язык
№ урока по расписанию:
Тема урока: "Слова с непроизносимыми согласными".
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
изучить орфограмму "непроизносимые согласные";
вывести способ проверки данной орфограммы;
развить коммуникативные навыки обучающихся.
Характеристика этапов урока
Этап урока
| Время, мин
| Цель
| Содержание учебного материала
| Методы и приемы работы
| ФОУД*
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Организационный
| 1
| Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
|
|
|
| Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
| Постановка темы и цели
урока
| 8
| Подведение детей к формулированию
темы и постановке
задач урока.
Составление плана
работы
| На доске написаны
слова "гру. ..ный",
"грустный" и текст
по пунктам:
1. Признаки
орфограммы.
2.Какие бывают непроизносимые согласные.
3.Как проверить?
4.Словарь.
5.Проверь себя
| Наблюдение,
проблемная
ситуация. Работа
по плану урока
| ф
| Организует диалог
с обучающимися,
в ходе которого
конкретизирует
понятие "орфограмма",
формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
| Дописывают [ст] на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием.
Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма, формулируют тему и задачу урока
| Освоение нового материала
| Непроизносимые согласные
| 11
| Выявление
обучающимися
признаков орфограммы, развитие умения находить в словах непроизносимые согласные
| Те же слова на доске,
правило в учебнике
| Наблюдение,
работа с текстом
(сравнение)
| ф
| Указывает объект
наблюдения
| Называют "опасные" сочетания
звуков [сн], [зн], непроизносимые согласные буквы ("т", "д"), читают правило, добавляют букву"л"
| Способ проверки
| Подведение детей
к самостоятельному
выводу способа проверки орфограммы
| Для сравнения
предлагается слово
"грусть", правило в учебнике
| Наблюдение,
работа с текстом
(сравнение)
| ф, п
| Организует подводящий диалог, уточняет
правило
| Записывают однокоренные
существительные, выделяют
корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют [ел']
| Проверка понимания
способа действия
| На доске слова:
"ярое... ный", "вкус... ный"
| Доказательство
| ф
| Дает образец
короткого доказательства
| Объясняют написания слов
| Первичное закрепление
нового материала
| 9
| Освоение способа
проверки
| Листы со словами
(3 набора с разными
словами). Пример одного набора слов: "чес...ный","вкус... ный", "лес.ница", "хвас.ливый"
| Самостоятельная
работа, рефлексия.
контроль
| г
| Проводит инструктаж
обучающихся.
Организует выступление групп, обмен мнениями
| По очереди вписывают букву.
доказывая. Один человек
объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию
| Самопроверка
|
4
| Выявление
словарных слов
Осознание каждым
обучающимся
степени овладения способом проверки
орфограммы
| Слова "лестница".
"праздник", "чувство"
Пять слов с листов
групповой работы
и одно новое слово
| Хоровое чтение
Диктовка,
самопроверка.
самооценка
| г
и
| Помещает слова
на доску
Диктует слова
| Читают хором с листов
групповой работы
Производят предварительную
оценку работы. Записывают
слова, сверяют с записями на доске, ставят констатирую щую оценку
| Подведение итогов
| 2
| Соотнесение
поставленных задач
с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
| План на доске.
составленный
в начале урока
| Рефлексия,
контроль
| ф
| Задает вопросы
о задачах урока.
Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки
| Проговаривают по плану новые
знания, высказывают свои
впечатления от урока, делают предположения
|
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая). Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости):
обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть):
репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижения целей урока:
урок достиг поставленных целей
Приложение 2
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных
целей урока.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на...
Формулирует задание...
Напоминает обучающимся, как...
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель с ранее изученным
материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения...
Контролирует выполнение работы. Осуществляет:
индивидуальный контроль;
выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Диктует.
Дает:
комментарий к домашнему заданию;
задание на поиск в тексте особенностей...
Организует:
взаимопроверку;
коллективную проверку;
проверку выполнения упражнения;
беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
оценочные высказывания обучающихся;
обсуждение способов решения;
поисковую работу обучающихся (постановка
цели и план действий);
самостоятельную работу с учебником;
беседу, связывая результаты урока с его целями.
Подводит обучающихся к выводу о...
Наводящими вопросами помогает выявить
причинно-следственные связи в...
Обеспечивает положительную реакцию детей
на творчество одноклассников.
Акцентирует внимание на конечных
результатах учебной деятельности обучающихся
на уроке
| Записывают слова, предложения.
Делят (звуки, слова и т. д.) на группы.
Выполняют упражнение в тетради.
По очереди комментируют...
Обосновывают выбор написания...
Приводят примеры.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Выделяют (находят, подчеркивают,
комментируют) орфограммы.
На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.
Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
Читают и запоминают правило, проговаривают
его друг другу вслух.
Озвучивают понятие...
Выявляют закономерность...
Анализируют...
Определяют причины...
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в паре.
Сравнивают... Читают текст. Читают план описания... Подчеркивают характеристики...
Находят в тексте понятие, информацию.
Слушают стихотворение и определяют...
Слушают доклад, делятся впечатлениями о...
Высказывают свое мнение.
Осуществляют:
самооценку;
самопроверку;
взаимопроверку;
предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей работы
на уроке.
Называют основные позиции нового материала
и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
|
|