Скачать 3.8 Mb.
|
Утверждено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.09.12 Директор……............................ (Дуденкова Т.В.) Приказ №33 от 30.09.2013 Согласовано с управлением образования при администрации Рузаевского муниципального района Начальник управления образования…………..(Ларина В.Р.) ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД (5 классы, ФГОС ООО) МБОУ «Лицей №4» Рузаевского муниципального района РМ Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.............................................................................................................................................................................3 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………… 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования……………………………………………………………………………………………………………..6 1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования………………………………………………………………………………………………………………………29 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………………………………………………….38 2.1. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ……………………………………38 2.2 Программы отдельных учебных предметов, курсов………………………………………………………………………. 2.2.1 Проект «Основы смыслового чтения и работы с текстом»……………………………………………………………...52 2.2.2. Программа проектно-исследовательской деятельности обучающихся 2.2.3 Проект «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» 2.3 ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО 2.3.1Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 2.3.2 Программа социализации обучающихся 2.3.4 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни подростков 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………………………………………………… 3.1. Учебный план основного общего образования МБОУ «Лицей №4»……………………………………………………. 3.1.1. Пояснительная записка к учебному плану………………………………………………………………………………. 3.1.2. Учебный план на 2012/2013 учебный год в 5 классах ..................................................................................................... 4 3.2. Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №4» ………………………………………………………………………………………………. 3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования…
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей №4» Рузаевского муниципального района РМ на 2013-2014 учебный год (5 класс) разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. 6. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196. 7. Санитарно – эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.1178-02) «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениям», утвержденные Постановлением главного государственно санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189. 8. Устав МБОУ «Лицей № 4» Рузаевского муниципального района Данная программа является отдельным модулем Образовательной программы лицея на 2013-2014 год и отражает переход на новые стандарты образования - ФГОС ООО, который будет происходить поэтапно и в этом году коснется только 5 классов. Основная образовательная программа основного общего образования лицея разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно- нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. В связи с введением ФГОС ООО лицей начинает реализовывать основную образовательную программу основного общего образования (далее – ООП ООО), содержащую, в соответствии с требованиями Стандарта, три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы, и включает в себя:
По мере введения ФГОС в последующие годы в 6, 7, 8, 9 классах данная программа будет корректироваться и дополняться. Назначение Программы Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Лицей № 4» нацелена на обеспечение выполнения требований ФГОС ООО, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. Цели образовательной программы: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; создание благоприятных условий для становления и развития личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости путем эффективного использования ресурсов образовательного учреждения и общества в социально- экономических реалиях Республики Мордовия и в соответствии с программой развития лицея. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
В основе реализации данной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. Данная программа направлена на удовлетворение потребностей: • учащихся — в программах обучения, направленных на развитие познавательных и творческих возможностей личности; • родителей – в воспитании личности, умеющей самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации; • государства — в реализации программ развития личности, направленных на «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» («Наша новая школа»); 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы, и описывающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности учащихся, в развитие их способностей (приводятся в пояснительных записках к планируемым результатам по каждой учебной или междисциплинарной программе). В соответствии с ФГОС ООО основным объектом оценки результатов образования, ее содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая оценка результатов освоения образовательной программы определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Результаты промежуточной аттестации представляют собой результаты внутрилицейского мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся. Результаты итоговой аттестации выпускников второй ступени обучения характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатов. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности; метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия; |