Скачать 54.42 Kb.
|
Тема: Сочинение на лингвистическую тему (подготовка к итоговой аттестации в 9 классе). Цели: 1. Обучающие: расширить представление учащихся о сочинении на лингвистическую тему. 2. Воспитывающие: рассмотреть нравственные категории, такие как: милосердие, сострадание, совесть, уважение к другому человеку. 3. Развивающие: учить применять полученные теоретические знания для решения познавательных и практических задач; развивать умение аргументированной монологической и диалогической речи. Оборудование: презентация, карточки, тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме (ФИПИ-2009) Ход урока: Когда суть дела обдумана заранее, слова приходят сами собой. Гораций
-Стало окончательно известно, что вам предстоит проходить итоговую аттестацию по русскому языку в новой форме. Хочу напомнить вам, что экзаменационная работа будет состоять из трёх частей: изложения, подробного или сжатого, тестовой работы, включающей 7 заданий блока А и 14 заданий блока Б, а также творческой части, где вам на выбор будет предлагаться написать либо сочинение, представляющее самостоятельную интерпретацию смысла ключевого фрагмента текста, либо сочинение на лингвистическую тему. Изложение мы с вами уже писали, тестовую работу выполняли, настало время поговорить о сочинении на лингвистическую тему. Открываем тетради для подготовки к экзаменам, записываем тему.
Сегодня мы попробуем разобраться, о чём писать в сочинении на лингвистическую тему, как строить эту работу, какие языковые средства выбирать. Неслучайно эпиграфом к уроку я выбрала слова Горация: »Когда суть дела обдумана, слова приходят сами собой».
Итак, сочинение на лингвистическую тему. -Какое слово является здесь ключевым? (лингвистическую) -Что такое лингвистика? (наука о языке) - Можете предположить, что является предметом анализа в таком сочинении? ( языковые явления, лингвистические термины, понятия, имеющие отношение к русскому языку) -Давайте проверим наши предположения. Перед вами темы сочинений, предлагаемых разработчиками экзамена. Вы оказались абсолютно правы, центральными являются лингвистические термины: обращение, орфография, пунктуация, тире, двоеточие и т. д. Сегодня мы подробнее остановимся на теме: «Какова роль обращений в тексте?» Запишите её в тетрадь. -Что вы знаете об обращении? Как обращение выделяется на письме? -Как вы думаете, какого стиля речи мы должны придерживаться? -Назовите его основные стилевые черты (высказывания должны быть точными, достоверными, нейтральными, доказательными) - Помните об этом, когда будете писать -Какой тип речи, по-вашему, будет представлять сочинение на лингвистическую тему? (рассуждение-доказательство) - Напомните, как строится рассуждение-доказательство (тезис, аргументы, проиллюстрированные примерами и вывод) -Что такое тезис? - Чтобы определиться с тезисом, нам необходимо ещё раз внимательно посмотреть на тему, а точнее на то, как она сформулирована. - Какие типы формулировок тем вы знаете? (тема- понятие, тема вопрос, тема- суждение.) - К какому типу относится эта тема? (тема-вопрос) - Как выдвигается тезис, если дана тема-вопрос? - Попробуйте сформулировать тезис (Обращения играют важную роль в тексте.) - Можно сразу начать сочинение с тезиса, а можно тезис обыграть, придумать вступление. Но важно помнить, что оно не должно быть большим, 1-2 предложения, не больше. -Переходим ко второму этапу. Аргументы. -Какие функции может выполнять обращение в тексте? Приведите примеры. - Давайте обобщим. Какова роль обращений в тексте? (монологический ответ уч-ся) -Вот вам образец устного высказывания на лингвистическую тему. Давайте теперь посмотрим, что от вас потребуется на экзамене. Откройте книжечки на странице 77. Здесь представлены критерии оценки сочинения на лингвистическую тему. Прочитайте первый критерий. - На что необходимо обратить внимание? (надо указать не менее 2 функций, которые должны быть различны) - Достаточно ли просто назвать функции? Внимательно прочитаем 2 критерий. Что важно отметить? (каждая функция должна быть проиллюстрирована примером) - Откуда вы должны брать примеры? (из предлагаемого текста) - Текст, с которым мы будем сегодня работать, напечатан на карточке. Прочитайте его, отмечая карандашом предложения, в которых есть обращения. - Почему герой не откликнулся на вызов медсестры? Какие качества не позволили ему это сделать? -Как бы вы оценили этот поступок? - Прочитайте предложения с обращениями. - Какую роль они выполняют в каждом конкретном случае? - Эти предложения мы будем использовать в качестве примеров. Давайте поговорим о том, как правильно это сделать. Не надо забывать о том, что, помимо содержания, будет оцениваться и грамотность. Внимание на экран. - Запишите возможные способы оформления работы на письме. - Возвращаемся к критериям. Прочитайте 3 критерий. - Какие слова помогут нам сохранить последовательность изложения? Перечислите их. - Где ещё можно потерять баллы? (если нарушить абзацы.) -Сколько абзацев у вас должно быть? (1 абзац – тезис, 2 абзац- 1 аргумент с примером, 3 абзац- 2 аргумент с примером, 4 абзац- 3 аргумент с примером (может отсутствовать), 5 абзац-вывод) - Читаем 4 критерий. О чём не стоит забывать, чтобы работа не была лишена композиционной стройности и завершённости? (о выводе)
- Давайте обобщим всё сказанное о работе над сочинением на лингвистическую тему. Каков алгоритм наших действий? Запишите алгоритм в тетрадь.
- Теперь попробуйте, используя этот алгоритм, написать сочинение на тему: «Какова роль обращений в тексте»?
А теперь представьте, что вы эксперты. Перед вами сочинение на заданную тему Используя критерии оценок, выставьте баллы за эту работу. ( Человеку сложно прожить без общения. Поэтому важно уметь говорить и писать так, чтобы достигать контакта, взаимопонимания и согласия с другими людьми. Огромную роль в этом могут сыграть обращения. Во- первых, обращение служит для того, чтобы привлечь внимание к сообщению, заставить слушать. («Никитин, на приём!») Нужно уметь употреблять обращения в тексте. Если мы будем правильно говорить и писать, то общение с людьми принесёт удовлетворение и радость.)
- Дома попробуйте написать сочинение на тему: Какова роль двоеточия в тексте?»
- Я благодарю вас сегодня за работу. На мой взгляд, она была очень плодотворной, и вы теперь имеете представление о том, как писать сочинение на лингвистическую тему. Открытый урок по теме: «Сочинение на лингвистическую тему». Учитель МОУ СОШ №8 г. Владимира Шальнова Наталья Юрьевна |