Скачать 277.59 Kb.
|
Технология «Дебаты» как способ организации учебной деятельности на уроках истории Дискуссия как эффективный интерактивный метод познания, нахождения истины издавна применяется в России. В словаре Ожегова термины «дискуссия» и «дебаты»- синонимы и означают обсуждение противоречия, спор, ведущийся и разрешающийся средствами вербального общения. Программа (технология) Дебаты разработана Международным институтом «Открытое общество». В переводе с французского «дебаты» означают прения, обмен мнениями на каком-нибудь собрании, заседании. Особенности содержания состоят в том, что образовательная технология «Дебаты» состоит из двух частей: собственно игра «Дебаты» и применение ее на уроках и внеурочной деятельности детей. Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме. Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса.). При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:
Работа с информацией по теме:
Формирование общих и специальных умений и навыков:
Задача команд в дебатах – склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая контраргументы на высказывания противников. Например, если тема дебатов сформулирована так: «Государство должно заботиться о своих бедных», то одна команда будет доказывать этот тезис, а вторая антитезис: «Государство не должно заботиться о своих бедных». В состав команды входят три человека. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 – первый спикер, У2 –второй спикер, У3 – третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 – первый спикер, О2 –второй спикер, О3 – третий спикер). Спикеры утверждающей команды приводят аргументацию, позволяющую убедить судей в правильности утверждения темы. Спикеры отрицающей команды хотят доказать судьям, что позиция утверждающей команды неверна или что интерпретация темы и аргументация утверждающей команды имеют недостатки. Каждый спикер в игре имеет свою определенную роль, от которой нельзя отходить. При этом личная позиция ученика по вопросу для дебатов значения не имеет. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. Первый тип ограничений связан с продолжительностью и с последовательностью выступлений спикеров. За продолжительностью выступлений следит таймкипер. Эти ограничения отражены в регламенте игры (см. приложение 2) Вторая группа ограничений связана с тем, что у каждого спикера команды есть свои обязанности, определяемые его ролью (см. приложение 3) Итак, игра состоит из следующих раундов: речи спикеров, перекрестных вопросов, тайм-аутов, которые может брать каждая команда после окончания речи спикеров или перекрестных вопросов для подготовки к следующему раунду (дается не более 8 минут в течение игры каждой команде). Время для подготовки (тайм-аут) можно брать по частям по мере необходимости. Перекрестные вопросы задаются в порядке, предусмотренном правилами игры. Их цель – принизить, разрушить позицию противоположной стороны. Вопросы могут быть самые разные. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола». Вопросы могут быть: уточняющие (закрытые), восполняющие (открытые), корректные и некорректные, провокационные или улавливающие, контролирующие, активизирующие внимание, память, развивающие мышление. Неопытные игроки задают уточняющие (закрытые) вопросы. Более сложными являются восполняющие вопросы. Обычно используется форма простого (который не может быть расчленен, не включает в себя другие вопросы), а не сложного вопроса. Нельзя задавать вопросы, направленные против личности отвечающего, а также неблагожелательные вопросы. В процессе игры каждая команда постоянно поддерживает и усиливает свой кейс – систему доказательств, в которую входит совокупность аспектов и аргументов, представленных в организованной форме, и которая используется для обоснования своей позиции. Под учебными дебатами мы понимаем такую форму организации проблемного обучения, в основе которой лежит обсуждение вопросов, способствующих более глубокому осмыслению материала, развитию аргументативных умений, умений понимать и принимать другую точку зрения, умения оценивать проблему с разных сторон. Основные характеристики учебных дебатов:
Главная роль отводится ведущему, так как именно он организует общение. Основная задача ведущего – обеспечить эффективность общения. Более частные задачи – конкретно-содержательные:
Организация взаимодействия в классе:
Ведущим должны задаваться проблемные вопросы открытого типа. «Открытые» вопросы побуждают к поиску, творческому мышлению («как?», «почему?», «при каких условиях?», «что может произойти, если?»). если ученик сформулировал мысль недостаточно ясно, ведущий прямо говорит об этом («Кажется, я не очень понимаю, что ты имеешь в виду», «Я не уверена, что правильно поняла тебя», «Мне не совсем понятно, как связано то, что ты говоришь, с заданной темой»). Участники дебатов – подготовленные ученики, общее количество которых не превышает 6 человек. В ходе игры они должны соблюдать ряд правил:
Аудитория – слушатели на протяжении всего процесса обсуждения внимательно следят за происходящим и параллельно готовят материал для анализа речевого поведения ведущего и участников учебных дебатов. Для того, чтобы анализ получился глубоким и всесторонним, ребятам предлагаются специально подготовленные вопросы:
Кроме того 2-3 ученикам предлагается выступить в роли судей, вести судейский протокол. Критерии оценивания заранее оговариваются учителем перед началом дебатов. Современные инновационные технологии обучения учащихся, несомненно, получили серьезный методический инструмент в виде использования дебатов в учебном процессе. Технология «Дебаты» представляет собой интеллектуальную игру, которая позволяет значительно повысить уровень развития детей, приобрести навыки ораторского искусства, научиться свободно общаться и повысить интерес к получению новых знаний. Эта технология стала популярной в последние несколько лет и представляет собой дискуссию по жестко заданным правилам. «Дебаты» могут быть использованы при изучении той или иной проблемы истории, а также в целях обобщения, систематизации знаний, закрепления учебного материала, обеспечения "обратной связи", как форму аттестации учащихся. Также нами эта игра используется во внеклассной работе. В школе создан разновозрастной клуб «Дебаты», деятельность которого вышла за рамки одной школы, участники клуба принимают активное участие в районных и республиканских мероприятиях, занимают призовые места. Функции игры очень многоплановые: обучающая, развивающая, коммуникативная, воспитательная, релаксационная. Результаты использования программы "Дебаты":
Вашему вниманию предлагается разработка урока по технологии «Дебаты» (см. приложение 5). Тема, выбранная для дискуссии, должна быть спорной. Обычно такому уроку предшествует определенная подготовка. Учащиеся знакомятся с правилами игры и получают опережающее задание. В нашей теме одна команда получает задание подготовить доказательства и поддержки (факты, цитаты) по проблеме «Петр I является великим реформатором». Вторая группа подбирает материал по проблеме «Петр I не является великим реформатором». Далее занятие происходит по следующему плану.
Между выступлениями раунд вопросов в следующем порядке: О3 У1 У3 О1 О1 У2 У1 О2 Далее следует подведение итогов работы и заключительное слово учителя. Образовательная и исследовательская продуктивность учащихся возрастает, если они участвуют в определении целей обучения, выборе его технологических элементов, в создании личностного компонента содержания образования. Проектирование игры в нашем понимании предполагает специальную организацию учебной деятельности учащихся, имитирующую возможный процесс научного исследования. На практике это реализуется в двух функциях: как способ подготовки к урокам, и как частный способ реализации учебного исследования в процессе урока, который выражается в оперативном моделировании ситуаций с учетом складывающихся, не предусмотренных заранее условий. Проектирование уроков существенно отличается от составления обычного плана урока. Во-первых, это – горизонтальное, «стратегическое» планирование, в котором продумывается не урок, а серия уроков в рамках целостной учебной задачи от ее постановки до этапа контроля за овладением способом практических действий. Такое проектирование позволяет учителю на уроках ориентироваться в темпе прохождения материала, изменять его в зависимости от конкретных условий, верно расставлять акценты в логике развертывания материала. Это позволяет творчески использовать материал, варьировать деление на уроки, содержание и формы домашних заданий. Во-вторых, в проектировании, кроме обычных целей, учитывается главное – создание условий для формирования развития субъекта учебной деятельности. Это значит, специально продумываются условия для выбора учащихся, для их собственного планирования, анализа, моделирования, контроля оценивания. Предварительно спроектировав ход игры, просчитав его возможные варианты, педагог приходит на урок, вооруженный представлением о модели поиска, но на уроке возникает неожиданная ситуация( неожиданная версия ученика, подмена предмета обсуждения, уводящая спор в сторону, нестандартная реакция, несогласие или непонимание учащимися какого-то ракурса), требующая от учителя оперативного проектирования ситуации, направляющего совместную деятельность в необходимое русло, и его реализации. Средством такой реализации может быть вопрос учителя, его контраргументы, использование и акцентирование мнения одного из учащихся, прозвучавшего на уроке, привлечение различных источников информации, вербальная оценка происходящего и т.д. Для успешности игры необходима реализация принципа включенности учителя в учебную деятельность. Принцип обусловлен самой природой учебной деятельности как деятельности, распределенной между субъектами: учитель включается в поиск вместе с учащимися, осуществляя внутри него функцию управления. Именно этот принцип обеспечивает педагогический стиль сотрудничества и способствует формированию и развитию сотрудничества как типа взаимоотношений учащихся с учителем и друг с другом. Что обеспечивает управление ходом урока?
Позиция учителя – его выраженное отношение к конкретной ситуации полилога, способное играть определенную акцентирующую роль. Позиции могут быть эмоциональными: позиция непонимающего, позиция сомневающегося, внимательно слушающего, которые привлекают внимание учащихся, стимулируют к необходимому в этой ситуации действию. Позиция непонимающего акцентирует необходимость осмысления ситуации, дополнительных аргументов, пояснений, определяющий предмет мысли и речи участника (участников) полилога. Позиция сомневающегося предполагает возвращение к высказанному, рефлексию, поиск другого варианта. Позиция слушающего делает актуальным глубину восприятия, оценку мнения другого, способствует формированию важного коммуникативного умения – умения слушать. Перечисленные позиции не должны быть демонстративными, они имеют значение некоторых эталонов общения на первых этапах формирования коммуникативных умений. Кроме названных позиций, в процессе диалога могут существовать другие позиции учителя, выражающие его определенную функцию. Учитель может быть в позиции:
Следует отметить:
Весь смысл методического действия учителя заключатся именно в постепенной передаче ученику…Нет, не того что умеет учитель. Ученик получает больше. Да он и не получает, а создает сам. Участвует в совместном проектировании. Задача учителя – создавать условия и ситуации, в которых ребенок будет приобретать самостоятельное целеполагание, способность к анализу, рефлексии и многое другое. В этом случае учителю преодолеть большую трудность – снять с себя монополию на оценивание. Это довольно трудно, потому что можно и отметки не ставить, и «верно-неверно» не говорить, но жест, интонация, взгляд… выдают. Решающую роль в оценивании играют критерии оценки. Критерии обязательно предлагаются, обсуждаются и принимаются учащимися. На разных этапах учебного процесса (или урока) критерии могут меняться или сниматься. Все подобные изменения тоже обсуждаются. Способы и формы применения самооценивания разнообразны. Перечислим некоторые из них, которые мы применяем в практике:
Говоря о результате, особо важно помнить, что на всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. Ни в коем случае не следует путать результат с тем продуктом, который рождается в итоге спора. Мы должны иметь в виду, что в данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первый, естественно, самый важный, назовем его педагогическим. Второй – это тот, что создает ребенок своей головой. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр психических новообразований, отличающий истинного творца от простого исполнителя. В заключение процитируем слова А.Н.Тубельского: «Мне часто представляется практика, да и теория образования большой рекой с двумя берегами. Один из них, как и положено, правый берег, крутой и многонаселенный. Там есть вершины и горы. Самая высокая из них, пожалуй, Я.А.Коменский, создатель классно-урочной системы; вершины поменьше – А.Дистерверг, И.Гербарт вплоть до нашего В.Шаталова…Левый берег пологий, низменный и топкий. На нем почти нет дидактических вершин. Находящийся на этом берегу, ребенок сам движется по топям и лугам жизни: ведь содержание образования – ОН САМ. Он сам строит собственный образ, то есть образуется».1В этом ему помогут технология «дебаты», которая стала актуальной, так как являеся школой сотрудничества и взаимодействия, увлекает своей новизной, гибкостью, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов. |