Тема: Уравнение.
Цель урока:
Обучающие:
Познакомятся с новым математическим понятием «уравнение»,
научатся решать уравнения подбором и на основе взаимосвязи между частью и целым, применять полученные знания при решении уравнений.
Развивающие:
развитие вычислительных навыков, внимания, наблюдательности, памяти; активизация мыслительной деятельности;
развитие устойчивой мотивации к процессу обучения, развитие умения решать текстовые задачи;
развитие интеллектуальных и коммуникативных общеучебных умений;
развитие организационных общеучебных умений, в том числе умений исправлять собственные ошибки.
Воспитательные:
содействие формированию активной личности учащихся, их адекватной самооценке.
повышение уровня познавательного интереса к предмету математики
создание условий для сохранения здоровья учащихся.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями (дифференцированные), учебник под редакцией М.И.Моро 2 класс.
Тип урока: введение новых знаний. Ход урока:
Организация начала урока
Мотивация к учебной деятельности (психологический настрой учащихся):
- Итак, начинается урок математики. Но почему-то вы такие тихие, встревоженные... Много к нам пришло гостей.
Посмотрите все скорей.
Мне скажите: «Страшно вам»?
Я в обиду вас не дам.
Мы с любой работой справимся
И гостям нашим понравимся. - Давайте встанем в круг и попробуем поднять свое настроение.
(Снятие эмоционального напряжения, тревожности, речевых и мышечных зажимов)
- Покажите, как вы вертелись, шумели и радовались на перемене.
Да вы просто Шалтаи-болтаи! Покажите еще раз, как вы умеете болтать руками, ногами, головой (при этом дети говорят): «Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне!». (Смеются, улыбаются).
Смеемся, еще лучше смеемся, болтаем руками, ногами, вертим головой. Нам очень весело и мы опять смеемся…
Похлопаем ладошками, потрясем руками, опять похлопаем ладошками.
Молодцы! Изменилось ли ваше состояние? (Да). Каково оно стало? (Спокойное, радостное, веселое, исчезли страх и волнение).
- А теперь сели на свои места и начнем наш урок.
- Наш урок пройдет под девизом : «За работу взялся класс, всё получится у нас!» Проверка домашнего задания.
- Ребята, а что вам было задано на дом? (нужно было составить равенства и неравенства)
- Поднимите руку, кто самостоятельно смог составить?
- Теперь поднимите руку те, кому понадобилась помощь родителей?
- Молодцы! Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Ребята, а чтобы назвать тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю вам выполнить задания по карточкам в парах. Внимательно прочтите их, обсудите, а затем объясните свой выбор. Чья пара будет готова, поднимите руки. Работа по карточкам в парах.
Карточка № 1.
Как называется данное выражение? 24+3 =
Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.
1) Числовое 2) Буквенное
Карточка№2. Как называется данное выражение? _ + 4 = 12
Как оно решается? Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.
1. Подберем число, чтобы запись была верной.
2. Подставим любое число.
Карточка № 3.
Как называется данное выражение ? 53 – 3 > 20
Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.
1) Равенство
2) Неравенство
Карточка № 4. Как называется данное выражение ? а + 5, где а = 7 Каким способом будете решать?
Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.
1. Подбираем число, чтобы запись была верной.
2. Подставим вместо буквы а число 7 и сосчитаем.
Напишите решение.
Проверка заданий по карточкам в форме защиты своих работ.
(На мониторе компьютера поочередно выставляются записи числовых и буквенных выражений, дети объясняют свой выбор ответов).
1) 24 + 3 = 2) + 4 = 12 3) 53 – 3 > 20 4) а + 5, где а = 7
Объясняют, что 1 - числовое выражение, 2 – пример с окошечком, 3 - неравенство, 4 – буквенное выражение.
На мониторе компьютера выставляется запись х + 6 = 14. Предлагается обсудить задание в парах, затем решить его индивидуально и ответить, как оно называется. (Обсуждают, отвечают, что решить не могут).
Проверка задания
5) х + 6 = 14 5) – не знают, не могут решить
Постановка проблемы
- Правильно, ребята, вы и не сможете решить данное задание, потому что еще не знаете, как называется такая запись, и как она решается.
- А хотите узнать, как называется такое выражение? (Ответы детей).
Для этого я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Устный счет
Решить на карточках примеры, проверка по экрану , оценивание.
А теперь расставьте полученные ответы в порядке возрастания, каждому числу соответствует буква.
Затем из этих букв составим слово, обозначающее название данного выражения и попробуете назвать тему нашего урока. Согласны? (Буквы выставляются на мониторе компьютера). Определение темы и цели урока
- Вот и отгадали все буквы, а теперь из них постарайтесь составить слово, называющее наше неизвестное выражение? (Уравнение).
- Значит, какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Уравнение).
- Молодцы, ребята, тему вы определили. Откройте учебники на с.80, прочитайте тему и что будем делать на уроке. Какую цель ставим на уроке?
А сможете ли объяснить, что такое уравнение и как его решить? (Дети пытаются ответить, но у них не получается).
- Тогда сейчас я предлагаю вам стать юными учеными - исследователями и всем вместе доказать, что же такое уравнение и что значит решить уравнение. Потом проверим, совпадет ли ваш вывод с правилом в учебнике. Готовы? Тогда смело – за работу!
«Открытие» нового знания
- Итак, начнем наши исследования? (Да)
- Посмотрите, пожалуйста, еще раз на наши выражения (записи выставляются на мониторе компьютера) и скажите, на которую из них похоже наше уравнение? (На пример с окошком, на буквенное выражение)
1) А что говорят нам знаки “ = ” во всех этих выражениях? (что это равенства)
Значит, наше выражение чем является? (равенством)
2) Но все ли числа в этом равенстве известны? (х + 6 = 14)
3) Что неизвестно? (первое слагаемое)
4) Чем оно обозначено? (буквой)
5) Кто знает, как называется эта буква? (икс) Правильно, это латинская буква Х.
6) Если нам неизвестно число, то, что же нам надо сделать? (узнать, найти это неизвестное число)
7) А как вы думаете, какое число можно вставить вместо Х, чтобы равенство стало верным? (8)
Как вы нашли число 8? (к 6 + 8), (из 14 - 6) - Молодцы! Ребята, а знаете ли вы, что сейчас сделали? Сами решили уравнение! Да-да, как настоящие ученые-математики! (Дети удивляются своей находке) - Давайте, попробуем теперь сделать вывод:
А) Уравнение – это что? (учитель показывает на знак =, а дети дополняют) - это равенство, которое содержит (показывает на Х) неизвестное число.
(На мониторе компьютера выставляется запись:
«Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число». Б) - А чтобы решить уравнение, это неизвестное число, обязательно, что надо сделать? Мы об этом уже сказали… (Найти, чтобы равенство было верным).
(На мониторе запись: «Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным»).
- Молодцы! Ребята, ваша работа достойна похвалы.
1). - Сейчас откройте в учебнике страницу 80 и прочтите правило. Совпадает ли оно с нашим правилом? (Да)
Удалось ли нам выяснить, что такое уравнение? (Да). проговаривание в устной речи. 4+х=12
Докажите, что эта запись является уравнением ? Объяснение материала с ЭОР
2). А теперь научимся записывать решение уравнения письменно: Х + 6 = 14 Проверка: 8 + 6 = 14
Х = 14 – 6 14 = 14
Х = 8
Физминутка. А сейчас, я бы хотела рассказать вам один секрет, который поможет решать уравнения очень быстро. Это волшебный треугольник Первичное закрепление . Работа по учебнику:
Решение уравнений, с. 80, №1.
А) 1 столбик выполняется с записью и объяснением на доске.
Б) 2 столбики выполняются одним учеником у доски, остальными - самостоятельно в тетрадях, с последующей взаимопроверкой в парах по тетрадям и с доски. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(алгоритму или решение на слайде).
Вы поработали все вместе, а сейчас поработайте сам-но (по вариантам).
1 вар 4+х=12 2 вар с-3=9
Проверка. Включение в систему знаний и повторений.
Индивидуальная работа
– Найдите в данном столбике лишнее уравнение, решите его способом подбора. Выбор уравнения обоснуйте.
Х + 10 = 60 Х + 20 = 60 40 + Х = 60 Х + 30 = 60 Х + 40 = 90
(Учащиеся устно доказывают вариант своего выбора, после комментируют решение уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников.)
Фронтальная работа
Тренаж - ЭОР задание 1
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: 1. Оценить результаты собственной деятельности.
- Ребята, вот и близится к концу наш урок
- Помните ли вы, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
(Узнать, что такое уравнение и как его решать).
- Как вы думаете, достигли мы этой цели? (Да).
- Тогда скажите, что же такое уравнение?
(Равенство, которое содержит неизвестное число).
- А что значит решить уравнение?
(Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным).
- Как вы думаете, научились ли вы решать уравнение? (Ответы детей). Контроль
Тест – система голосования - Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям, которые помогли вам сегодня вновь совершить новое открытие в математике.
Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».
На последующих уроках мы с вами опять продолжим учиться и тренироваться решать уравнения. Я уверена, все у вас получится!
Домашнее задание: |