Скачать 106.68 Kb.
|
Бритвина Лариса Юрьевна учитель начальных классов МОУ лицей №44 Урок математики во 2 классе. Образовательная система «Школа 2100». Тема урока: «Умножение на 0 и на 1». Цели урока: Деятельностные:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
Ход урока: 1. Организационный момент. - Здравствуйте! Я очень рада встрече с вами. Сегодня я пришла к вам в гости, а в гости обычно приходят с подарками. В подарок я принесла картину, которую специально нарисовала для вас. Красивая картина у меня получилась? Ой, а где же мой рисунок? Я, кажется, знаю. Белый лист мой, Белый лист мой. Весь под белым полотном. Очевидно белый лист мой Околдован колдуном. Всё на свете в белом цвете, Это грустно и смешно. Я ведь так старалась, дети, Рисовала вам панно. Посмотрите на картину, Здесь белым-бело везде. Вы ведь смелы и умелы И поможете беде. Мы отлично всё исправим, Разукрасим целый свет. И проблему мы поставим И сумеем дать ответ. - Согласны помочь восстановить мою картину? Итак, за работу. 2. Актуализация знаний и мотивация. - Сегодня мы будем с вами художниками, а каждый художник, прежде чем начать рисовать, накладывает краски на палитру. Я уже начала эту работу, давайте ее завершим. А поможет нам голубой карандаш и слово «художники». (На доске: 10, 5, 7, 6, 8, 5.) - Следующее число соответствует количеству слогов в слове «художники». (4) - Сколько в этом слове мягких согласных - будет следующим числом. (2) - Определив количество твердых согласных, мы узнаем последнее число.(3) - Посмотрите внимательно на цвета и числа на палитре. Что вы заметили? (Чётные – нечётные.) - Какое из этих чисел может быть лишним? Почему? (10,5) (Лишние числа убрать.) - Найдите сумму всех чётных чисел удобным способом, запишите только ответ. - Найди сумму всех нечётных чисел, запишите через клетку. - На сколько сумма чётных чисел больше суммы нечётных? - Каким действием искали? (Вычитанием). - Назовите компоненты вычитания. - Найдите сумму первого и второго числа в этом ряду. Какое действие выполняли? (Сложение.) - Назовите компоненты сложения. (Ответы детей.) - С каким новым действием вы недавно познакомились? (С умножением.) - Что называется умножением? (Сложение одинаковых слагаемых.) - Вспомним буквенное обозначение умножения. a+a+a+a …+a=a ● n
(С доски убираются числа 7, 8. Остаются 3, 5, 6, 4, 2.) - С данными числами составьте все возможные произведения, в которых 1-й множитель нечётное число, а другой – чётное.
- Замени следующее произведение суммой: 5 ● 4 = 5+5+5+5 - Подберите произведение, соответствующее данной сумме: 3+3+3+3+3+3=3 ● 6 - Смогу ли я заменить эту сумму чисел произведением? Почему? 21+22+23+24 - Не выполняя действий, смогу ли я сравнить эти выражения? 3 ● 4 > 3 ● 2
a ● b = b • а Работали мы головой, Небо появилось над землей. (На картине постепенно появляется изображение.) 3. Постановка учебной задачи. (С доски убираются 6, 4, добавляются 1,0. На доске: 5, 3, 0, 2, 1.) - Мне понравилось, как вы составляли произведения. Я добавлю красок на нашу палитру и составлю произведения сама. Посмотрите на них, что вы можете о них сказать? 5 ● 3 5 ● 2 5 ● 1 5 ● 0 - Давайте заменим мои произведения суммой чисел и найдем ответ. (Дети работают в тетрадях, один - на доске.) 5 ● 3 = 5+5+5 = 15 5 ● 2 = 5+5 = 10 5 ● 1 = ? 5 ● 0 = ? - Смогли ли вы выполнить задание? В чём затруднение? Чем эти выражение не похожи на предыдущие? (Суммы с одним слагаемым или без слагаемых не бывает.) - Какой же вопрос будем исследовать на уроке? (Как умножить число на 1 и на 0.) - Сформулируйте тему нашего урока. (Умножение на 1 и на 0.) (Тема вывешивается на доске). - Сегодня мы будем исследовать частные случаи умножения на 0 и на 1, постараемся сами сформулировать правила умножение на эти числа. Мы поставили проблему и определили тему. Травка зеленеет под нашим синим небом. 4. Открытие детьми нового знания. - Давайте вернёмся к нашим выражениями. (Гипотезы, версии.) - С помощью какого закона сможем проверить? (Дети работают в тетради, учитель - на доске.) 5•1=1•5= 1+1+1+1+1= 5 - Давайте убедимся ещё раз, приведите ваш пример. - Сможем теперь вывести буквенное выражение? а • 1 = 1 • а = а - При умножении числа на 1 или 1 на число, получается то же самое число. 5 • 0 = 0 • 5 = 0+0+0+0+0=0 - Буквенное выражение: а • 0=0 • а=0 - При умножении числа на 0 или 0 на число получается 0. - Знаете, как запомнить эти правила? Если пофантазировать, можно представить, что 1 - это зеркало. Когда число умножается на 1, оно как бы отражается в зеркале и видит самого себя. А 0 - это шапка невидимка, когда число умножается на 0 - оно исчезает. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Повернулись друг к другу, улыбнулись, счет через 2.) - Чтобы убедиться в правильности наших выводов, откройте учебник на странице 78. Что можем сказать? Совпали наши выводы? (Да.) - Проговорим еще раз наши правила. Осветило солнце траву, Убедились мы, что правы. 5. Первичное закрепление. - Закрепить полученные знания нам поможет красный карандаш. Это необычный карандаш. Вы заметили его на своих партах. Он объединит вас в группы и обозначит командира, который будет следить за правильностью и дисциплиной в группах. Работайте дружно и помогайте друг другу. - Продолжаем работу с учебником. Задание №2 будем выполнять, проговаривая вслух по данной схеме. (Схема на доске.) (1 пример проговаривает учитель, 4 пример - ученик (отважный художник) Задание №4. 1 пример проговаривает группа, 5 пример - весь класс.) Проговорили заданья мы по алгоритму, И выполнить его сумели. Тут божьи коровки прилетели И ягоды поспели. 6. Самостоятельная работа с проверкой. - Жёлтый карандаш - это сигнал к тому, что пришло время самостоятельной работы. - Проверьте по образцу. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Каждый человек, особенно художник, должен заботиться о своём зрении и мы с вами сейчас это сделаем. Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движения Предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ноги, Вправо, влево, побыстрей. Удивимся - что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочки часов, Проведем глазами дружно Ну, а дальше, будь здоров! Поработали и отдохнули, Посмотрите, На картине даже бабочки вспорхнули. 7. Включение в систему знаний. Мы все отдохнули, Новая забота: Нужно сделать на «отлично» Групповую работу. - Работа в группах. (23+9) • 1= З 9+(173 • 0) = Д 0• (237-196) = А 21+(0•70) = Ч
-Кто быстрее справился? Умение думать и рассуждать Нам поможет задачи решать. (Блиц-турнир, у доски капитаны 3-х команд победителей.) 1. Альбом для рисования стоит 8 рублей. Сколько заплатили за три таких альбома? 2.У художника Тюбика 4 коробки с карандашами. В каждой по 5 карандашей. Сколько всего карандашей у Тюбика? 3. В магазине кисточка стоит а рублей. Художник купил эта кисточку. Сколько денег он заплатил? - Если бы я записала вот такое выражение: а • 0 = 0, как бы звучала та же самая задача? (Сколько денег получил продавец?) Поработали мы в группах И задачи все решили. Посмотрите, на картине Все фиалочки ожили. 8. Рефлексия деятельности. - А сейчас при помощи синего карандаша я проверю, как вы усвоили тему урока. Проведём математический диктант «Да-нет». Если ответ «да» - рисуете зеленый квадрат, если «нет» - красный.
- Проверьте по образцу. 9. Итог урока. Домашнее задание. - Давайте подведем итог. Чему мы научились сегодня на уроке? Каким новым багажом мы пополнили свои знания? Начните свой ответ со слов «я знаю», «я умею», «я могу». С какими правилами мы познакомились на уроке? Где можно использовать наши знания? (Ответы детей.) - А сейчас мы посмотрим, как вы сами оцениваете свою работу на уроке. У вас на парте лежат карандаши разных цветов, а у меня на доске карандашницы. Если вы сделали все задания правильно, положите зеленый карандаш в соответствующую карандашницу, синий - если было трудно, но вы справились, красный - были ошибки, надо еще работать. (Дети выполняют работу на доске). Мы развеяли все тучи, Будем мы работать лучше. Дома надо не скучать И заданья выполнять. - В учебнике №9,10, творческое задание - придумать свои ассоциации на 0, 1. Если б всё на свете было Одинакового цвета Вас бы это рассердило? Или радовало это? Видеть мир привыкли люди Белым, жёлтым, синим, красным. Пусть же все на свете будет Удивительным и разным. - Посмотрите, какую картину мы с вами нарисовали! Нравится? Красивая? Мы нарисовали картину природы - пейзаж - на уроке математики. Я думаю, что как в природе существует своя красота и гармония, так и в каждой науке, будь то математика, химия, физика, литература, есть своя красота, своя особенность, свое разноцветие. Красота живет повсюду, надо только её видеть и ценить. (Звучит песня Ю.Антонова «Живёт повсюду красота».) - На память о нашем уроке я хочу подарить вам карандаши. Сегодня на уроке красиво работали... - Глядя на красоту, которая нас окружает, давайте делать только красивые, добрые поступки. Будем добры к родителям, учителям, товарищам по классу, будем беречь друг друга и заботиться друг о друге, т.е. бережно относиться ко всему, что окружает нас в жизни. |