Скачать 52.48 Kb.
|
Учебник «Математика 5 класс» Н.Я. Виленкин.. В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Учитель Кирсанова Татьяна Ивановна МКОУ «Суйгинская СОШ» Молчановского района Тема: «Решение задач на проценты» Тип урока: урок комплексного применения знаний. Образовательные технологии: интерактивные, проблемный метод обучения с элементами исследования. Цели:
Задачи урока:
Ход урока. I. Организация класса на урок. II. Устный счёт 1. Какое распределение питания человека возможно: А) утренний завтрак- 25%, второй завтрак - 15%, обед - 45%, ужин - 15%; Б) утренний завтрак- 25%, второй завтрак - 20%, обед - 50%, ужин - 15%? (Возможно распределение питания А, так как это 100%, а распределение питания под буквой Б не возможно, т.к. это 110%) 2. Представьте: а) в виде процентов 2,1. (210% 2,1*100=210) б) в виде десятичной дроби 0,7%. (0,007 0,7:100=0,007) 2. Верно ли, что 25% - это половина класса? (Нет. Потому что 25% - или четверть.) 3. Найдите число, если 10% его равны 3. (Число 30. 10% - от 100%). 4. В классе 30 учеников, из них 20% посещают спортивные секции. Сколько ребят посещают секции? (Секцию посещают 6 человек. 20% - , т.е. нужно 30:5) III. Постановка цели урока и мотивация деятельности учащихся. Послушайте такую историю. В классе учились мальчик Петя и мальчик Вася. Однажды они завели спор, какая бригада работает лучше. Бригада, в которой работал папа Васи, за день работы на поле, площадь которого 600 га, вспахала 108 га земли. Бригада, в которой работал папа Пети, за день работы на поле площадью 750 га, вспахала 135 га. Петя утверждает, что бригада его папы работает лучше. Васе обидно. Он говорит, что в папиной бригаде меньше трактористов. Петя не хочет слушать. Мальчики скоро поссорятся. Давайте рассудим их спор. Как же мы можем сравнить, чья бригада работает лучше. Выслушиваются разные варианты ответов детей. В результате выдвигаем три гипотезы:
Чтобы узнать, какая из гипотез верна, нужно решить задачу. Для сравнения двух величин переведём вспаханную часть поля в процент. Какую часть поля вспахала первая бригада? (Первая бригада вспахала) Какую часть поля вспахала вторая бригада? (Вторая бригада вспахала) Переведём в проценты вспаханную часть поля первой бригадой 108:600=0,18 переведём десятичную дробь в проценты 0,18*100=18%. Значит, первая бригада вспахала 18% поля. Переведите в проценты вспаханную часть поля второй бригадой. 135:750=0,18 0,18*100=18%. Вторая бригада вспахала тоже 18% поля. Значит, обе бригады выполнили одинаковый процент работы. Значит, проценты – помощники для сравнения величин. IV. Практическая часть. Решение задач на проценты Работа по учебнику № 1586. Чтение задачи. О чём в задаче идёт речь? (Нужно сравнить, узнать, какой класс лучше справился с задачей?) Как мы это сделаем? (Запишем часть детей, которые справились с контрольной работой, в виде обыкновенной дроби, переведём обыкновенную дробь в десятичную, а десятичную переведём в проценты) = 32:40=0,8 0,8*100=80% справилось задачей в 4А =28:35=0,8 0,8*100= 80% справилось с задачей в 4 Б. Оба класса одинаково справились с задачей. V. Физминутка. 1. Каждый «первый вариант» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; каждый «второй вариант» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. Нужно поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто, назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями. 2. Минутка релаксации для глаз.
IV. Продолжение практической части. Послушайте, ребята, сказку. Сказка о хитром и жадном короле. Один хитрый и жадный король созвал как-то свою гвардию и торжественно заявил: “Гвардейцы! Вы славно служите мне! Я решил вас наградить и повысить каждому месячное жалованье на 20%!” “Ура!” – закричали гвардейцы. “Но, – сказал король, – только на один месяц. А потом я его уменьшу на те же самые 20%. Согласны?” “А чего же не согласиться? – удивились гвардейцы. - Пусть хоть на один месяц!” Так и было решено. Прошел месяц, все были довольны. “Вот здорово! – говорил старый гвардеец друзьям за кружкой пива. - Раньше я получал 10 долларов в месяц, а в этом месяце получил 12 долларов! Выпьем за здоровье короля!” Прошел еще месяц. И получил гвардеец жалованья только 9 долларов 60 центов. “Как же так? – заволновался он. - Ведь если сначала на 20% увеличить жалованье, а потом его уменьшить на те же самые 20%, то оно же должно остаться прежним!” “Вовсе нет, объяснил мудрый звездочет. - Повышение твоего жалованья составляло 20% от 10 долларов, т.е. 2 доллара, а понижение составляло 20% от 12 долларов, т.е. 2,4 доллара”. Погрустили гвардейцы, но делать нечего – ведь сами согласились. И вот решили они обхитрить короля. Пошли они к королю и сказали: “Ваше Величество! Вы, конечно, были правы, когда говорили, что повысить жалованье на 20 % и понизить его потом на те же 20% – это одно и то же. И если это одно и тоже, то давайте сделаем еще раз, но только наоборот. Давайте сделаем так: Вы сначала понизите нам жалованье на 20%, а потом увеличите его на те же 20%”. “Ну что ж, – ответил король, ваша просьба логична; путь будет, по-вашему!” Вопрос: Кто же кого перехитрил? Задание: Подсчитайте, сколько теперь получил старый гвардеец по истечении первого месяца и по истечении второго. 9,6долларов – 100% . После понижения жалования на 20% гвардеец получит 9,6-9,6*0,2 т.е. 7,68 или 7 долларов 68 центов. Поле повышения жалования на 20% гвардеец получит 7,68+7,68*0,2=9,216 т.е. его жалование не увеличится по сравнению с 9 долларами 6 центами. Вывод: Чем больше целое, тем больше 1%. Самостоятельная работа № 1586. Проверка фронтально а) 0,3 числа 150 =45; б) 0,3 числа 600=180; в) 0,3 числа 100=30; 0,3 числа=1,5. VI. Рефлексия. 1.Можно ли сделать вывод, что сегодня на уроке Вы пополняли свои знания? 2.Что Вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать? 3.Чем задачи сегодня на уроке отличались от задач, которые решали ранее? 4.Кого из своих одноклассников хотели бы отметить за работу на уроке? 5.Понравился ли я себе на уроке. Выставление оценок за урок. |