Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 255.51 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации17.03.2014
Размер255.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3




Дмитрий Григорьев

Поляна
Девятый «Б», как муравьи, все несли и несли пакеты с провизией. Математик Варвара Борисовна сидела в кабинете за письменным столом и ставила крестик напротив фамилии в списке своих учеников. Заканчивался первый год ее руководства в этом классе. Работой и учениками она в основном была довольна.

Принес, принесла, принес… Приношений было много, пакеты складывали на свободную первую парту возле учительского стола, затем уже на вторую. Варвара Борисовна решила не собирать деньги на закупку продуктов, как это делают в других классах, нет, она поступила иначе: составила список и распределила, кому что купить. Ее ученики из семей с разным достатком, и тем родителям, кто победнее, было позволено самим испечь чего-нибудь сладкое. Так, она считала, будет справедливо.

Просматривая список еще раз, Варвара Борисовна задумчиво помахивала ручкой в пальцах, а потом взяла ее в рот и стала грызть пластмассовый колпачок, не замечая за собой такой неприличности. Завтра ее класс отправится на первый экзамен – химию, но еще не все ученики принесли продукты... Тут дверь отворилась, и, впустив коридорный шум, торопливо вошел Кузьмин, полнощекий мальчик с дурацкой прической в виде торчащих в разные стороны мокрых игл и глупо бегающими по сторонам глазами. Варвара Борисовна повернула голову и уставилась на «ежа».

– Куда, Варвара Борисовна? – спросил Кузьмин, еще не успев как следует отдышаться.

– Вон туда, на стол, разве не видишь? – проговорила она, переведя любопытный взгляд на пакет.

– Ага, – понятливо кивнул Кузьмин, подошел к парте и водрузил свое пожертвование на общую кучу. – Я это, банку оливок с анчоусами и копченую колбасу принес, – объяснил он, все еще продолжая шумно дышать.

– Хорошо, хорошо, – холодно произнесла Варвара Борисовна, рисуя очередной крестик в списке.

Кузьмин снова кивнул и направился к двери. Но прежде чем он успел взяться за ручку, Варвара Борисовна подняла голову и сказала:

– Не забудь, завтра к девяти на химию, а то я тебя знаю, проспишь. Да, и приведи себя в порядок, понял? – Постучала пальцем по столу и добавила категорически: – С такой прической на экзамен не пущу.

– А что, плохо что ли? – скривился он. – Может, наголо скажете?

– Кузьмин! – строго сказала Варвара Борисовна. – Не паясничай!

– Ну, что я сделал? – промямлил Кузьмин.

– Шагай домой. И не забудь, что я тебе сказала насчет прически, – сердито предупредила Варвара Борисовна.

– До свидания, – буркнул Кузьмин и вышел из класса с кислой физиономией.

Варвара Борисовна вздохнула, глядя на закрывшуюся за ним дверь, покачала головой и вновь опустила глаза в список. Он приятно гипнотизировал ее.

Некогда единичные подношения учителям втихую, накануне экзаменов, постепенно перестали быть тайными, а потом превратились в традицию, – вспоминала Варвара Борисовна. А однажды для удобства придумали делать общий стол, что получило название: «накрыть поляну». Откуда взялось это аппетитное солнечное выражение никто не знает, казалось, оно существовало всегда, только в разных формах и наименованиях. Предвкушая очередное вкусное событие, учителя так и говорят: «Завтра для нас накроют поляну», после чего с удовольствием рассуждают, что было бы лучше пить: коньяк или молдавское вино. Варвара Борисовна улыбнулась своим воспоминаниям и мечтательно повернулась к окну. Новая мода пришлась всем по вкусу: и учителям, и родителям, и ученикам. Директор не препятствовал появлению в школе выгодного обычая, хотя в застольях никогда не участвовал, потому что был всегда очень занят. Он понимал, учителям с их мизерными окладами, на которые жить невозможно, приятно внимание родителей, особенно тех оболтусов, с которыми приходится туго. Словом, ничего предосудительного в накрывании поляны директор не находил.

К полудню в класс явились три девочки, чтобы помочь сервировать стол. Они сдвинули две парты в ряд напротив доски. Варвара Борисовна широким взмахом раскрыла белую скатерть и плавно опустила на эти парты, потом любовно разгладила ее ладонями и расправила по углам. Сначала девочки вынимали продукты из пакетов, а потом занялись приготовлением бутербродов. Варвара Борисовна достала упаковку одноразовых пластмассовых тарелок и распечатала ее ножом.

– Я бы премию дала тому, кто изобрел такую посуду, – сказала она. – Очень удобно.

– А что, изобретатель наверняка и получил, – отозвалась Лена – шустренькая девочка-вертихвостка с черными глазами, двумя русыми хвостиками на затылке и модным ветвистым рисунком на длинных ногтях, она всегда соглашалась с тем, что говорит Варвара Борисовна, хотя та почему-то ее недолюбливала.

– Девочки, вы не представляете, в прежние времена, когда мы ходили в походы к морю или ездили на Куршскую косу, нам приходилось брать обычную домашнюю посуду, которую вечно боялись разбить в дороге, а после еды мыли ее в холодной воде, оттирали жир песком и везли обратно домой, – продолжала Варвара Борисовна, заботливо расставляя одноразовые тарелки. – Теперь же никаких хлопот!

– Хватит ли этих тарелок? – задумчиво поинтересовалась Катя, вечно переживающая по всяким пустякам, с ее лица почти никогда не сходило беспокойное выражение.

– Хватит, я видела в пакете, вон там, – махнула ножом Ира. – Барсуков постарался, мог бы догадаться принести стаканы для чая.

– Стаканы у нас есть, я где-то видела, – отозвалась Лена, вынимая нарезной батон из шуршащей упаковки.

– Кажется, Селиванов тоже стаканы принес, – проговорила Варвара Борисовна и принялась открывать банку с оливками.

Прозвенел звонок с урока, и коридор стал наполняться ребячьими голосами, как ведро водой. Тут дверь неожиданно распахнулась, и в класс влетели два шестиклассника, толкаясь и пинаясь, они не сразу сообразили, что не туда попали.

– А ну, прекратите! – крикнула Варвара Борисовна, поправляя очки, съехавшие на кончик носа. – Марш отсюда!

Мальчики на минуту замерли, соображая, что происходит. Виновато охнули, извинились и, продолжая пихать друг друга в бок, поспешили прочь, хлопнув за собой дверью.

Спустя минуту дверь отворилась снова, и Варвара Борисовна уже приготовилась возмутиться, но тотчас передумала. В класс вошла мама Ларионовой. Она поздоровалась, быстрым шагом направилась к учительнице и протянула пакет.

– Вы уж извините, немного припоздала, – начала оправдываться она. – С работы не могла вырваться.

– Ничего, вы не волнуйтесь, – утешила Варвара Борисовна, – все в порядке. Спасибо, что пришли.

– Не за что, лишь бы Валенька экзамены сдала, – скромно намекнула Ларионова.

– Уверена, все будет хорошо, – убедительным тоном проговорила Варвара Борисовна и улыбнулась.

– Дочка учит, готовится… Вам, может, помочь? – неохотно поинтересовалась Ларионова, поглядывая на девочек.

– Нет, нет, мы вполне справляемся, – ответила Варвара Борисовна.

– А, тогда я пойду, а то на работе будут спрашивать. – Она тут же заторопилась к двери.

– Да вы не волнуйтесь, – опять успокоила Варвара Борисовна. – У нас тут все в порядке.

Когда мама Ларионовой вышла, Варвара Борисовна вынула из ее пакета бутылку коньяка, шоколадку, оставила их в стороне и принялась нарезать ветчину.

– А Хлюпин мог бы и побольше пирожков принести, – заметила Ира; ее узкое лицо еще больше вытянулось, а черные глаза вспыхнули огоньком презрения. – Не покупал ведь.

– Сколько есть, столько есть, – рассеянно отреагировала Варвара Борисовна. – Ирочка, пожалуйста, выложи их на тарелку… Да, на эту, и начинайте уже носить на стол бутерброды с икрой, а то время бежит.

– А Борисов, посмотрите, бананов, как украл, – возмутилась Лена. – На такой стол мало будет.

– Там еще должны быть, – сказала Варвара Борисовна, доставая из подвернувшегося под руку пакета сыр и перья зеленого лука.

– Вот здесь есть бананы, – заговорила Катя, вытряхивая гроздь на парту.

– Неси сюда, – попросила Лена.

– Их нужно нарезать и положить на отдельную тарелку, – проговорила Варвара Борисовна. – Леночка, не очень большими кусками, ладно?

– Хорошо, Варвара Борисовна, – отозвалась Лена.

– Вы только посмотрите! – снова воскликнула Ира. – Кто-то на виноград и авокадо разорился! Надо же!

– Виноград нужно помыть и на отдельную тарелку, авокадо пойдет в зеленый салат, – торопливо объяснила Варвара Борисовна.

Дело продвигалось быстро, стол как будто расцветал тарелками с бутербродами, фруктами, пирожками, печением и конфетами.

– Ой, скоро ставить будет некуда! – воскликнула Катя. – Придется еще одну парту пододвигать.

– Ничего, мы пока коробки конфет уберем, – сказала Варвара Борисовна, ставя очередную порцию бутербродов с ветчиной и сыром. – Положи их на ту парту… Ну вот, теперь у нас места достаточно. Пора заняться салатом… Лена и Катя, начинайте мыть овощи. Я закончу с бутербродами и потом помогу вам.

– Это все пакеты или еще принесут? – спросила Лена.

– Нет, не все. Ковалева и Вольский ничего не принесли, – ответила Варвара Борисовна.

– Еще есть время, может, принесут, – сказала Катя.

– Вольский? Вряд ли, – с ухмылкой заметила Ира, поправляя маленькую сережку, поблескивающую в мочке. – Он у нас гордый.

– А вот и Ковалева, – объявила Лена. – Лариса, мы только что тебя вспоминали.

– Здравствуйте, – скромно сказала Ковалева.

– Что там у тебя? Выкладывай на свободную парту, – потребовала Лена.

– Я тут вафельный торт и банку селедки принесла, – осторожно произнесла Ковалева. Своей неуверенностью и робостью она раздражала одноклассниц; с ней было невозможно скучно. – Вам помочь? – тихо спросила она.

– Не надо, мы сами справимся, – сказала Ира, раскрывая пакет с огурцами.

Ковалева растерянно встала возле доски и некоторое время созерцала стол сквозь очки, то и дело дуя на свою челку.

– Нам уже колбасу некуда девать, – сообщила Катя.

– Не пропадет, – ответила Варвара Борисовна, заботливо втискивая последнюю тарелку с бутербродами между фруктами и блюдцем с оливками. – Мы в салат «Оливье» ее порежем… Ну вот, теперь я готова помочь вам с овощами.

– Ну тогда я пойду? – нерешительно спросила Ковалева.

– Иди, – коротко бросила Ира, выкладывая мытые огурцы на соседнюю парту.

– Конечно, Лариса, – сказала Варвара Борисовна, – мы справимся сами.

– А селедку куда? – спросила Катя.

– Посмотри, где-то остался батон, можно сделать еще бутербродов, – ответила Варвара Борисовна.

Ковалева помаялась некоторое время и наконец двинулась к выходу, осторожно ступая, она прислушивалась, вдруг остановят и попросят чем-нибудь помочь. Но все были так заняты, что не обращали на нее никакого внимания. Чувствуя неловкость даже от того, что уходит, она тихонько выплыла за дверь и тогда грустно вздохнула.

– Ну вот, остался только Миша, – проговорила Лена, нарезая дольками помидоры.

– Я же говорю, он не принесет, – ехидно сказала Ира и стряхнула воду с листьев салата.

– Что значит не принесет? – услышала разговор Варвара Борисовна, очищая колбасу от шкурки.

– Он сам так сказал, – ответила Ира. – Из принципа не принесет.

– Какой такой принцип? – удивилась Варвара Борисовна и пристально посмотрела на Иру.

– Это он свой характер показывает, – махнула рукой Лена. – Точно, не принесет.

– А я думаю, принесет, – заявила Катя, откинула на спину длинные до плеч русые волосы и заново скрепила их блестящей заколкой.

– Может, ему купить не на что? – предположила Лена.

– Он с бабушкой живет, – сказала Варвара Борисовна, – Она могла бы испечь чего-нибудь.

– Вот еще, да он не станет бабушку напрягать. Подумаешь, ерунда какая, – проговорила Лена. – В другой раз принесет.

– Не ерунда, – тут же отрезала Ира. – Все принесли, и он тоже должен. Экзамены все сдаем.

– Он и так сдаст, – ответила Катя.

– Девочки, да тут и без Мишки стол весь заставлен, – заметила Лена.

– Ну и что, – буркнула Ира. – Все, значит, все. Я тоже могла бы ничего не приносить. Стол бы не пострадал без моей колбасы.

– Не спорьте, пожалуйста, – примирительным тоном попросила Варвара Борисовна. – Надо поторапливаться, скоро уже обед, а нам еще чай поставить и фруктовый салат нарезать.

– Не волнуйтесь, Варвара Борисовна. Мы сейчас, мигом, – сказала Лена.

– Нашелся самый умный, – продолжала ворчать Ира, сердито кромсая листья салата.

– Увижу Вольского, поговорю с ним, – пообещала учительница.

Ира посмотрела на нее подозрительно и промолчала.

– А печенье выкладывать или хватит пока? – спросила Катя, обнаружив еще одну упаковку.

– Оставь, откроем, когда понадобится, – сказала Варвара Борисовна, перемешивая ложкой «Оливье».

В тот же день Варвара Борисовна застала Мишу в вестибюле у окна возле лестницы. Он сидел на низком подоконнике, согнув ноги в коленях, и читал учебник по химии. Миша был длинный и худой с коротко стриженными темными волосами. На нем были тонкий шерстяной свитер, джинсы и кроссовки. Майское солнце освещало лишь часть окна, и мальчик находился в тени от соседнего флигеля. В вестибюле было шумно и пахло пылью, стаи школьников мигрировали туда-сюда, то и дело кто-нибудь проносился по лестнице. Воздух пронизывали солнечные лучи ровными полосами призрачного света с плавающей в них пылью; когда кто-нибудь сквозь лучи проходил, они ломались. Возле раздевалок суетились ученики младших классов: собирались на экскурсию в зоопарк. А в мирном уголке возле окна было спокойно, и никто не толкался, Миша перевернул страницу и продолжил чтение. Варвара Борисовна остановилась на мгновение, подумала, немного посомневалась, но все же решилась и направилась к своему ученику.

Миша жил с бабушкой, которая работала уборщицей в парикмахерской. Его мама вот уже год как умерла – не перенесла операцию на сердце. Отец с семьей не живет: он куда-то уехал – Мише тогда не было еще и трех лет. С тех пор о сыне он не вспоминает, на похоронах жены его тоже не было, возможно, он ничего не знает. Почему он ушел? – повзрослев, Миша снова спрашивал маму и бабушку, но они не знали или делали вид, что не знают, а больше спросить было некого. Для Миши это была самая большая тайна, которую хотелось разгадать. Где теперь отец? Что с ним? Почему он уехал?

Миша поднял голову, посмотрел на приближающуюся Варвару Борисовну, захлопнул книгу, слез с подоконника и встал, облокотившись о стену. Книгу он сунул под мышку, а руки – в карманы. Варвара Борисовна была в своем обычном сером пиджаке и юбке, только на воротнике красовалась не рубиновая розочка, как обычно, а янтарная брошь с белесыми как облака разводами.

– Миша, я хотела поговорить с тобой, – начала Варвара Борисовна.

– О чем? – неохотно спросил он, хотя уже по тону ее голоса догадывался, разговор будет не очень приятным.

– Ты ведь знал, что наш класс накрывал стол для учителей? – Она посмотрела с укором. – Ты один ничего не принес.

Миша потупил взор и промолчал.

– Почему ты молчишь?

– Я не такой богатый, чтобы кормить учителей, – хмуро заявил он.

– У нас нет богатых, однако, больше никто не отказался, – заметила Варвара Борисовна.

– Их дело.

– Но твоя бабушка могла бы чего-нибудь приготовить.

– У нее хватает других дел. Она в мою учебу не лезет.

– Это хорошо, что ты такой самостоятельный, но мог бы принести хотя бы коробку конфет в благодарность учителям, которые занимаются с тобой.

– Больше похоже на взятку, если тащить перед экзаменами конфеты, – с усмешкой проговорил он.

– Ты не прав, это справедливая традиция, в благодарность учителям, – драматично объяснила Варвара Борисовна.

– Мне эта традиция не нравится.

– Отчего же? Ты разве не желаешь отплатить учителям за их труд? Сколько сил было отдано, чтобы выучить вас, и сколько еще потребуется в будущем. Ведь ты собираешься продолжать учиться в нашей школе?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск