Утверждаю
Директор ГБОУ ЦО «Школа здоровья»№1099
СВАО г. Москвы
__________Шестакова Н.В.
| Рассмотрено
на заседании кафедры естественно- математического цикла ГБОУ ЦО «Школа здоровья»№1099 СВАО г. Москвы
протокол № ________ от ________________ Зав. кафедрой ___________Саволикова С.В.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Геометрия» в 9 классе
Базовый уровень
(к учебнику Погорелова А.В.)
| Государственное образовательное учреждение центр образования «Школа здоровья» №1099 СВАО
г. Москвы
|
2012 / 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса геометрии для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе примерных программ основного общего образования по математике (базовый уровень).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. На изучение геометрии отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год, в том числе на контрольные работы 6 часов.
Учебный процесс ориентирован на: осознание учащимися того факта, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; приобретение навыков использования геометрического языка для описания предметов окружающего мира; получение представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве; усвоение ими систематизированных сведений о плоских фигурах и основных геометрических отношениях; приобретение опыта дедуктивных рассуждений: умение доказывать основные теоремы курса, проведение доказательных рассуждений в ходе решения задач; умение решать задачи на доказательство, вычисление и построение; овладение набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.); приобретение опыта применения аналитического аппарата (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (тесты, самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос.
Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:
А.В. Погорелов «Геометрия 7-9 класс» / М.: Просвещение, 2010г,
пособие «Жохов В.И., Карташева Г.Д. Книга для учителя» / М.: Просвещение, 2009,
сборник «А.П.Ершова и др. Самостоятельные и контрольные работы» / М.: ИЛЕКСА, 2011,
Гусева Л.И. «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Геометрия. 9 класс» / М.: Интеллект – Центр, 2008г..
Ю.П. Дудницын «Геометрия. 9 класс», рабочая тетрадь / М.: Просвещение, 2011.
Цели программы обучения: овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе; формирование представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, как части общечеловеческой культуры.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
– овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
– интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
– формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
– воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Структура программы. Рабочая программа состоит из двух разделов: «Содержание обучения», «Требования к математической подготовке учащихся». К программе прилагается календарно - тематическое планирование учебного материала.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Подобие фигур (16 ч)
Определение и свойства подобия. Признаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Углы, вписанные в окружность. Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.
Основная цель — дать учащимся систематизированные сведения о подобных фигурах и их свойствах, практическом использовании подобия.
Решение треугольников (9 ч)
Теоремы синусов, косинусов. Соотношения между углами и противолежащими сторонами треугольника. Применение вышеуказанных теорем к решению треугольников.
Основная цель — сформировать аппарат решения не только прямоугольных треугольников, но треугольников произвольного вида, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.
Многоугольники (13 ч)
Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники, формулы для вычисления радиусов вписанной и описанной окружностей правильных многоугольников. Подобие правильных выпуклых многоугольников, треугольника. Построение некоторых правильных многоугольников. Длина окружности, радианная мера угла.
Основная цель — обобщить и систематизировать представления учащихся о многоугольниках.
Площади фигур (19 ч)
Понятие площади. Формулы для вычисления площадей четырехугольников (прямоугольник, параллелограмм, трапеция), треугольников, круга. Площади подобных фигур.
Основная цель — познакомить учащихся с формулами для вычисления площадей фигур, сформировать аппарат вычисления площадей треугольников, четырехугольников, нахождения линейных элементов геометрических фигур по известной площади.
Повторение курса геометрии 9 класс (10 ч)
Треугольники, четырехугольники, многоугольники. Подобие фигур. Вычисление площадей.
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса геометрии учащиеся должны
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
существо понятия математического доказательства;
примеры доказательств;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и проводя аргументацию в ходе решения задач;
решать задачи на доказательство;
владеть алгоритмом решения основных задач на построение.
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур.
В результате изучения курса геометрии учащиеся должны уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии;
решения геометрических задач;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построения геометрическими инструментами (линейкой, циркулем, угольником, транспортиром).
Календарно-тематическое планирование учебного материала Количество часов:
на учебный год: 68
в неделю: 2
Плановых контрольных уроков:
I ч 2
II ч 1
III ч 2
IV ч 1
Итого: 6
№
п/п
| Раздел, название урока в
поурочном планировании
| Дидактические единицы образовательного процесса
| Контроль
знаний
учащихся
| Коли-
чество
часов
| Дата
| Корректи
ровка
|
| § 11. ПОДОБИЕ ФИГУР.
|
|
| 16
|
|
| 1
2
| Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия, п. 100, 101.
|
Знать, какое преобразование точек плоскости называется подобием, свойства подобия, уметь строить фигуры, гомотетичные данным.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (лекция с элементами дискуссии). Тематический и групповой контроль.
| 2
|
|
| 3
| Подобие фигур, п.102.
|
Знать определение подобных фигур. Знать формулировки признаков подобных треугольников, уметь их
доказывать и применять при решении
задач. Уметь доказывать подобие прямоугольных треугольников.
| Комбинированный урок. М/Д. Взаимный контроль.
| 1
|
|
| 4
5
6
7
| Признаки подобия треугольников, п.103, 104, 105.
| Комбинированный урок. Практикум. Урок теоретических С/Р. Самоконтроль и индивидуальный контроль.
| 4
|
|
| 8
9
| Подобие прямоугольных треугольников, п. 106.
| Урок с частично- поисковой деятельностью. Индивидуальный контроль.
| 2
|
|
| 10
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 «Подобие фигур», п. 100 – 106.
|
Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач.
| Индивидуальный пи-
сьменный контроль.
| 1
|
|
| 11
12
| Углы, вписанные в окружность,
п. 107.
| Знать определение углов, вписанных в окружность. Уметь применять свойства вписанных углов для решения задач.
| Урок с частично- поисковой деятельностью. Взаимный контроль.
| 2
|
|
| 13
14
15
| Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности, п. 108.
| Знать определение понятия, формулировку теоремы о пропорциональности отрезков хорд и секущих окружности. Уметь ее доказывать, применять в решении задач.
| Комбинированный урок.
С/Р обучающего характера с проверкой на уроке. Практикум. ИК.
| 3
|
|
| 16
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 «Подобие фигур», п. 100 – 108.
|
Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач.
| Индивидуальный письменный контроль.
| 1
|
|
|
| § 12. РЕШЕНИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ
|
|
| 9
|
|
| 17
18
| Теорема косинусов, п. 109.
| Знать формулировку теоремы, уметь находить стороны и углы треугольника с помощью этой теоремы.
| Изучение нового материала. Повторение (задачи по готовым чертежам).
| 2
|
|
| 19
20
21
| Теорема синусов. Соотношения между углами и противолежащими сторонами треугольника, п. 110,111.
| Знать формулировку теоремы, уметь находить стороны и углы треугольника с помощью этой теоремы.
| Изучение нового материала. Повторение (задачи по готовым чертежам). ГК.
| 3
|
|
| 22
23
24
| Решение треугольников, п.112.
| Практикум. Урок теоретических С/Р. Самоконтроль и индивидуальный контроль. Тест. ИК.
| 3
|
|
| 25
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3 «Решение треугольников», п.109-112.
|
Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач.
| Индивидуальный письменный контроль.
| 1
|
|
|
| § 13. МНОГОУГОЛЬНИКИ
|
|
| 13
|
|
| 26
27
28
| Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. П. 113-115.
| Знать определения ломаной, выпуклого многоугольника, правильного многоугольника, уметь применять определения в решении задач.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Беседа.
С/Р, взаимный контроль.
| 3
|
|
| 29
30
31
| Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников, п. 116.
| Знать формулы радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников, уметь применять.
| Урок с частично- поисковой деятель-ностью. Практикум. ИК.
| 3
|
|
| 32
| Построение некоторых правильных многоугольников, п. 117.
| Уметь применять свойстваи признаки правильных многоугольников для их построения.
| Урок – лаборатория. Исследование свойств и признаков пр. мн-ков. С/Р практического характера. ГК.
| 1
|
|
| 33
34
35
| Подобие правильных выпуклых многоугольников. Длина окружности. П. 118, 119.
| Знать определение подобных многоугольников, формулу для вычисления длины окружности, длины дуги окружности, уметь пользоваться в решении задач.
| Урок с частично- поисковой деятель-ностью. Практикум.
| 3
|
|
| 36
37
| Радианная мера угла, п. 120.
| Знать алгоритм перевода градусной меры угла в радианную, уметь применять.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Беседа.
С/Р, взаимный контроль
Практикум.
| 2
|
|
| 38
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4 «Многоугольники», п. 113-120.
| Уметь применять все изученные теоремы при решении задач.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. ФК
| 1
|
|
|
| § 14. ПЛОЩАДИ ФИГУР
|
|
| 19
|
|
| 39
40
| Понятие площади. Площадь прямоугольника, п. 121, 122.
| Уметь объяснить понятие «площадь», знать формулы, позволяющие вычислить площадь прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, треугольника, уметь выводить формулы, решать задачи с применением этих формул.
| Изучение нового материала. Тест.
| 2
|
|
| 41
42
| Площадь параллелограмма, п. 123.
| Изучение нового материла. Решение задач. Обучающая С/Р.
| 2
|
|
| 43
44
45
| Площадь треугольника. Формула Герона, п. 124, 125.
| Урок с частично- поисковой работой.
ВК. ИК.
| 3
|
|
| 46
47
48
| Площадь трапеции, п. 126.
| Урок с частично- поисковой работой. Практикум.
Проверочная С/Р.
| 3
|
|
| 49
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5 «Площади фигур», п. 121 -126.
| Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. ФК
| 1
|
|
| 50
51
52
| Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника, п. 127.
| знать формулы радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника, уметь выводить формулы, решать задачи с применением этих формул.
| Изучение нового материала. Беседа. Решение задач.
Самоконтроль.
| 3
|
|
| 53
| Площади подобных фигур, п. 128
| Уметь сравнивать площади подобных фигур и использовать эти знания в процессе решения задач.
| Решение задач по готовым чертежам. Практикум.
| 1
|
|
| 54
55
56
| Площадь круга, п. 129.
| знать формулу площади круга, уметь выводить, применять.
| Урок с частично- поисковой работой.
Практикум.
Проверочная С/Р.
| 3
|
|
| 57
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №6 «Площади фигур», п.121 - 129.
| Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. ФК
| 1
|
|
|
| ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
|
|
| 11
|
|
| 58
59
| Подобие фигур.
| Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 9 класса).
| Уроки обобщения и систематизации знаний. Решение задач повышенной трудности.
| 2
|
|
| 60
61
62
| Решение треугольников.
| 3
|
|
| 63
| Многоугольники.
| 1
|
|
| 64
65
66
| Площади фигур.
| 3
|
|
| 67
| КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №7 итоговая
| Уметь применять все изученные определения, формулы и теоремы при решении задач.
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Фронтальный письменный контроль.
| 1
|
|
| 68
| Анализ ошибок контрольной работы
| Уметь анализировать решение на основе известных определений, формул и теорем, найти наиболее рациональный способ решения.
| Самоконтроль, анализ и обобщение изученного
| 1
|
|
| |