ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса геометрии для 9 класса (базовый уровень) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике и программы для общеобразовательных учреждений по геометрии 7 - 9 классы (к учебному комплекту по геометрии для 7-9 классов авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.), составитель Бурмистрова Т.А.-М.: Просвещение,2008.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.
Программа рассчитана на 68 ч (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ - 6 , включая итоговую контрольную работу.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация – согласно Уставу образовательного учреждения.
Цель изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Задачи:
изучить понятия вектора, движения;
расширить понятие треугольника, окружности и круга;
развить пространственные представления и изобразительные умения; освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
овладеть символическим языком математики, выработать формально-оперативные математические умения и научиться применять их к решению геометрических задач;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как
важнейших средствах математического моделирования реальных
процессов и явлений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Повторение материала за 7-8 классы (2часа)
Глава 9. Векторы. (11 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
Контрольная работа №1 по теме «Векторы».
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов) Глава 10. Метод координат. (10 часов)
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах
Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Контрольная работа № 2по теме «Метод координат».
Цель:
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры. Глава 11.Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Скалярное произведение векторов. (14 часов)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Контрольная работа № 3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач. Глава 12. Длина окружности и площадь круга. (12 часов)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Контрольная работа № 4 по теме «Длина окружности и площадь круга».
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2л-угольника, если дан правильный л-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью. Глава 13. Движения. (9 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Контрольная работа № 5 по теме «Движение».
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Повторение. Решение задач. (10часов)
Контрольная работа №6(Итоговая)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
формулировки основных теорем и их следствий;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы; решения геометрических задач с использованием тригонометрии
описания реальных ситуаций на языке геометрии; решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин ;
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2011.
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2011.
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2010.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008.
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
Дополнительная литература:
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2009.
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
Интернет-ресурсы
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики .
Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. www.it-n.ru"-Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru- Фестиваль педагогических идей "
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок. Виды контроля:
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР— самостоятельная работа.
ПР— проверочная работа.
МД — математический диктант.
Т – тестовая работа.
Календарно-тематическое планирование
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид кон-троля
| Подготовка к ГИА
| Дом.за-дание
| Дата проведения урока
| 9 а
| 9 б
| Вводное повторение -2 часа
| 1
| Многоугольники (определение, свойства, формулы площадей).
| 1
| КУ
| многоугольник, элементы многоугольника, свойства, площадь многоугольника
| -знать свойства основных четырехугольников;
-знать формулы площадей;
-уметь строить многоугольники и по чертежу определять их свойства
| ФО
ИРД
|
| формулы, задания в тетради
|
|
| 2
| Окружность, элементы окружности. Вписанная и описанная окружность. Виды углов.
| 1
| КУ
| окружность, радиус и диаметр окружности, центр вписанной и описанной окружности, градусная мера центральных и вписанных углов
| -уметь строить вписанные и описанные окружности;
-знать элементы окружности;
-различать центральные и вписанные углы
| ФО ИРД
|
| начертить вписанную и описанную окружность вокруг треугольника
|
|
| Векторы- 11 часов
| 3-4
| Понятие вектора.
КТ
| 2
| КУ УЗИМ
| определение вектора, виды векторов, длина вектора
| -уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;
-знать виды векторов
| ФО
ИРД
|
| п.76-78, №742, 743, 746, 749, 751
|
|
| 5-8
| Сложение и вычитание векторов. КТ
| 4
| КУ УОНМ УПЗУ
| вектор, операции сложения и вычитания векторов
| -уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов
| ФО
ИРД
| Задания из ГИА
| п.79-82, №754, 757, 761, 763, 765
|
|
| 9-11
| Умножение вектора на число.
КТ
| 3
| УОНМ
| вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции
| -уметь строить произведение вектора на число;
-уметь строить среднюю линию трапеции
| ФО
ИРД
|
| п.83, 85, №777, 780
|
|
| 12
| Решение задач.
КТ
| 1
| КУ УПЗУ
УЗИМ
| правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов
| -уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов;
-уметь применять эти правила при решении задач
| ФО
ИРД
| Задания из ГИА(основные утверждения и теоремы)
| п.84, №781, 783, 785
|
|
| 13
| Контрольная работа №1 по теме «Векторы»
| 1
|
|
| -уметь применять полученные знания в комплексе при решении задач
|
|
|
|
|
| Метод координат -10 часов
| 14-15
| Координаты вектора.
КТ
| 2
| КУ
УОНМ
| координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора
| -уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;
-уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число
| ФО
ИРД
СР
С-1
|
| п.86,87, №912, 914, 919, 921
|
|
| 16-17
| Простейшие задачи в координатах.
КТ
| 2
| КУ УПЗУ
| радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками
| -уметь определять координаты радиус-вектора;
-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;
- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками
| ФО
ИРД
ИРК
СР
С-2
| Задания из ГИА(основные утверждения и теоремы)
| п.88,89, №930, 932, 935, 939, 938, 941, 948, 951
|
|
| 18
| Уравнение окружности.
КТ
| 1
| УЗИМ
| уравнение окружности
| -знать уравнение окружности;
-уметь решать задачи на применение формулы
| ФО
ИРД
|
| п.91, №961, 963, 966
|
|
| 19-20
| Уравнение прямой.
| 2
| УОНМ
| уравнение прямой
| -знать уравнение прямой;
-уметь решать задачи на применение формулы
| ФО
ИРД
СР
С-3
|
| п.92, №973, 975, 976
|
|
| 21-22
| Решение задач.
| 2
| КУ УПЗУ
| уравнение окружности и прямой
| -знать уравнения окружности и прямой;
-уметь решать задачи
| ФО
ИРД
ИРК
| Задания из ГИА (длины)
| №967, 970, 978, 979
|
|
| 23
| Контрольная работа №2 по теме «Метод координат»
| 1
|
|
| -уметь решать простейшие задачи в координатах;
-уметь решать задачи на составлении уравнений окружности и прямой
|
|
|
|
|
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов -14 часов
| 24-26
| Синус, косинус, тангенс угла.
КТ
| 3
| КУ
УОНМ УЗИМ
| единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения
| -знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;
-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки
| ФО
ИРД
СР
С-4
| Задания из ГИА
| п.93-95, №1013, 1015, 1018, 1019
|
|
| 27
| Площадь треугольника.
КТ
| 1
| УОНМ
| теорема о площади треугольника, формула площади
| -уметь выводить формулу площади треугольника;
-уметь применять формулу при решении задач
| ФО
ИРД
| Задания из ГИА
| п.96, №1021, 1024
|
|
| 28
| Теорема синусов. КТ
| 1
| УОСЗ
| теорема синусов
| -знать теорему синусов и уметь решать задачи на её применение
| ФО
ИРД
|
| п.97, №1027
|
|
| 29
| Теорема косинусов.
КТ
| 1
| КУ
| теорема косинусов
| -знать вывод формулы;
-уметь применять формулу при решении задач
| ФО
ИРД
СР
С-5
| Задания из ГИА
| п.98, №1025(а,б)
|
|
| 30-32
| Решение треугольников.
| 3
| КУ УЗИМ
УОНМ УПЗУ
| теорема синусов, теорема косинусов
| -уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник
| ФО
ИРД
ИРК
СР
С-6
| Задания из ГИА
| п.99, 100, №1025, 1030, 1028
|
|
| 33-35
| Скалярное произведение векторов. КТ
| 3
| УОНМ
КУ
УПЗУ
| теорема о скалярном произведении, свойства
| -знать теорему о скалярном произведении,
-уметь решать задачи по теме
| ФО
ИРД
| Задания из ГИА
| п.101-104
|
|
| 36
| Обобщающий урок по теме
| 1
| КУ
|
| -уметь решать задачи по теме
| ФО
Т
|
|
|
|
| 37
| Контрольная работа №3 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
| 1
|
|
| -уметь применять теорему синусов и теорему косинусов в комплексе при решении задач
|
|
|
|
|
| Длина окружности и площадь круга -12 часов
| 38-39
| Правильные многоугольники.
| 2
| КУ
УОСЗ
| правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность
| -уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;
-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать
| ФО
ИРД
ИРК
| Задания из ГИА
| п.105-107, №1081, 1084, 1085
|
|
| 40-43
| Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей.
| 4
| КУ УПЗУ УОНМ
УЗИМ УПКЗУ
| площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей
| -уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an;
-уметь строить правильные многоугольники
| ФО
ИРД
СР
С-7
| Задания из ГИА
| п.108, 109, №1087, 1088, 1091, 1094, 1096
|
|
| 44-48
| Длина окружности и площадь круга.
| 5
| КУ УПЗУ УОСЗ
| длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора
| -знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение
| ФО
ИРД
СР
С-8
| Задания из ГИА
| п.110-112, №1102, 1105, 1110, 1114, 1120
|
|
| 49
| Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга»
| 1
|
|
| -уметь решать задачи на зависимости между R, r, an;
-уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора
|
|
|
|
|
| Движение -9 часов
| 50
| Понятие движения.
| 1
| УОНМ
| отображение плоскости на себя
| -знать , что является движением плоскости
| ФО
ИРД
|
| п.113, 114,
|
|
| 51-52
| Свойства движения. Симметрия.КТ
| 2
| КУ УПЗУ
| осевая и центральная симметрия
| -знать какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной
| ФО
СР
С-9
| Задания из ГИА
| п.114,115, №1149, 1151, 1153
|
|
| 53-54
| Параллельный перенос. КТ
| 2
| КУ УПЗУ УОНМ
| параллельный перенос
| -знать свойства параллельного переноса;
-уметь строить фигуры при параллельном переносе на вектор .
| ФО
ИРД
| Задания из ГИА
| п.116, №1163, 1165
|
|
| 55-57
| Поворот.
КТ
| 3
| КУ УОСЗ
УПКЗУ
| поворот
| -уметь строить фигуры при повороте на угол
| ФО
ИРД
СР
С-10
| Задания из ГИА
| п.117, №1167, 1169, 1170
|
|
| 58
| Контрольная работа №5 по теме «Движение»
| 1
|
|
| -уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте
|
|
|
|
|
| Повторение-10часов
| 59-60
| Об аксиомах планиметрии.
|
| КУ
УПКЗУ
| аксиомы планиметрии
| -знать все об аксиомах планиметрии
| ФО
ИРД
| Решение тестов
| конспект
|
|
| 61-63
| Решение задач в координатах.
| 3
| КУ УОСЗ
| координаты вектора, метод координат
| -уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;
- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками
| ФО
ИРД
ИРК
| Решение тестов
| п.88,89
|
|
| 64-67
| Теоремы синусов и косинусов.
| 4
| КУ УПЗУ
| теорема синусов, теорема косинусов
| - уметь находить все элементы треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник
| ФО
ИРД
| Решение тестов
| п.99,100
|
|
| 68
| Итоговая административная контрольная работа.
| 1
|
|
| -уметь применять все полученные знания за курс геометрии 9 класса
|
|
|
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение
1.АтанасянЛ. С., БутузовВ. Ф., КадомцевС. Б., ПознякЭ. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. Учеб. Для образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
2.АтанасянЛ. С., БутузовВ. Ф., КадомцевС. Б., ПознякЭ. Г., Юдина И. И. Геометрия:Рабочая тетрадь для 9 класса.М.: Просвещение, 2010.
3.ЗивБ. Г., МейлерВ. М. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. – М.: Просвещение, 2009.
4.Звавич Л.И. Новые контрольные и проверочные работы по геометрии. 7-9 классы. М.; Дрофа, 2002.
5.Алтынов П.И. Геометрия, 7-9 классы, Тесты.: Дрофа, 2000.
6. Ершова А.П., Голобородько В.В. и др. Алгебра. Геометрия -9. Дидактические материалы 2009. 7. Гаврилова Н.Ф.Поурочные разработки по геометрии. 9 класс.М.:ВАКО, 2011. |