Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 167.15 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.03.2014
Размер167.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вашему вниманию статью о применении технологии проектного обучения на уроках математики и во внеурочное время для создания интегрированных проектов. В качестве примера интеграции наук приведены основные положения проектной работы «Фракталы. Венок сонетов» (геометрия – литература, автор Борисова Н., 11 класс, МОУ Одинцовский лицей № 6 им. А.С.Пушкина). Материал предназначен для учителей, занимающихся с обучающимися научно – исследовательской и проектной деятельностью.
Применение технологии проектного обучения в преподавании математики

Ю. Б. Запорожская,

заместитель директора по УВР,

учитель математики,

МОУ Одинцовский лицей № 6 им. А. С. Пушкина,

yul-zap@ya.ru
Обучая математике, нужно использовать различные педагогические технологии. Одной из наиболее продуктивных является технология проектного обучения, исходный лозунг которого «Все из жизни, все для жизни». Его преимущества в том, что создаются условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и с охотой приобретают знания из разных источников;

- учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

- развивают исследовательские умения, наблюдение, аналитическое мышление;

- учатся анализировать, строить гипотезы, обобщать полученные результаты.

Социологическое исследование показало, что дети разных возрастов стремятся работать в проектных группах, но причины этих стремлений различны. Если шестиклассники в основном воспринимают групповую работу как игру, то у старшеклассников прослеживается серьезный подход к такому виду деятельности. Они считают, что, работая вместе, смогут добиться лучших результатов, быстрее и продуктивнее достичь поставленной цели.

Объемы проектов могут быть различны: от выполненных в течение урока до долгосрочных, возможные темы разнообразны: «Фракталы», «Выигрышные стратегии», «Комбинаторика в жизни или жизнь в комбинаторике», «Стандартные решения нестандартных задач», «Путешествие в мир многогранников» - вот некоторые из тех, которые не содержатся в базовой программе, но всегда интересуют ребят. Многие темы школьного курса алгебры и геометрии, например, «Свойства делимости» (6, 8 класс), «Функции и их графики» (7-11 класс), «Многоугольники» (8 класс), «Векторы» (9 класс), «Исследование функций» (10 класс), «Многогранники» (10, 11 класс), можно изучать, применяя технологию проектов. Необходимо поставить проблему, интересную и значимую для ученика, с тем, чтобы он захотел и смог решить ее, применяя как имеющиеся знания и умения, так и приобретая новые. Это способствует усвоению материала не только сильными учениками, но и обучающимися невысокого математического уровня за счет проявленного личного интереса и совместной работы в мини-коллективе. Ребят, как правило, привлекает то, что не учитель сухо объясняет и диктует определения и формулы, а сами ученики распределяют между собой обязанности, работают совместно, помогая друг другу, и в конечном итоге получают удовлетворение от полученного результата. Конечно, немалую роль здесь играет мудрость и правильные действия со стороны педагога: не навязывая своего мнения, аккуратно направлять движение в правильное русло.

Высоких результатов в обучении математике можно добиться, когда работа на уроке подкрепляется внеурочной деятельностью. Удачной формой внеклассной работы с учениками является научное общество школьников, члены которого занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью и применяют её результаты на практике. Эта работа начинается с младшего возраста, а в средних и старших классах по учебному плану можно предусмотреть часы на проектно – исследовательскую деятельность в области углубляемых предметов, в том числе математики. Ученики выбирают тему и работают над ней в течение определенного времени. Руководство этой работой осуществляют учителя - предметники, педагоги – тьюторы, которые не поучают, а помогают. Ребята стремятся к тому, чтобы представить свой проект или исследование на школьной научно – практической конференции. Авторы лучших работ направляются на муниципальную конференцию, победители и призеры которой награждаются на заключительной майской Ассамблее. Работы, заслужившие название «Лучший проект», «Лучшая научно-исследовательская работа», публикуются в ежегодном сборнике материалов Научно – практической конференции. Это стимулирует деятельность ребят в исследовательском направлении.

Часто в процессе исследования различных тем ученики приходят к выводу, что математические понятия и процессы применяются там, где, казалось бы, им нет места. И тогда появляются интегрированные работы. Ярким примером может служить двухгодичная проектная работа одиннадцатиклассницы Одинцовского лицея № 6 им. А.С.Пушкина Борисовой Надежды. Проект посвящен одному из самых загадочных и красивых явлений в математическом мире – фракталам. Ученица выбрала тему сама: ее, одаренную в области литературы (девочка пишет стихи, является победителем многих литературных конкурсов, выступает в литературной гостиной на радио), привлекли необычные яркие формы.

Первый год был посвящен теории изучения известных фракталов. Сначала это была чисто математическая работа. Но со временем цель изменилась: литературные фракталы – вот где можно найти применение таланту поэтессы! Фракталы завораживают, и фрактальные стихи складываются сами собой… Так появилась проектная работа «Фракталы. Венок сонетов» (Приложение 1).

Успех интегрированных проектных работ очевиден: ученики начинают понимать, для чего нужна математика, что это наука не отвлеченная, а реальная, связанная с окружающей действительностью, и тогда изучение математики приобретает особый смысл: польза для жизни. Повышается интерес к предмету, следовательно, повышается и качество знаний по математике.

Итак, технология проектного обучения эффективна при обучении математике по следующим причинам:

- способствует более глубокому усвоению математических знаний за счет универсального использования их в различных ситуациях;

- способствует формированию ключевых компетенций;

- реализует связь обучения с жизнью;

- формирует активную самостоятельную позицию в учении,

- укрепляет привычку к самообразованию;

- развивает познавательные и творческие способности;

- помогает развитию вкуса к учебе и получению удовольствия от учебы;

- является доступной для обучающихся, находящихся на разных уровнях обучения математике (от базового до расширенного или углубленного).

Исследования, проведенные в Одинцовском лицее № 6 им. А.С.Пушкина, показали, что в классах, где проектно-исследовательской деятельностью целенаправленно занимались в течение нескольких лет, качество знаний по математике выше на 23% , чем в классах, где проектная деятельность не велась или велась лишь с некоторыми детьми от случая к случаю. Это служит убедительным доказательством успеха применения проектной технологии в преподавании математики.

Литература

  1. Дорофеев Г.В. Чечель И.Д . Математика для каждого. – М.: Ювента, 2004.

  2. Дьюи Д. Демократия и образование. – М.: Педагогика-пресс, 2000.

  3. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Изд-во «»Эгвес, 2005.

  4. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.: Изд-во ЭМГ, 2006.

  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2010.


Приложение 1

Проектная работа «Фракталы. Венок сонетов»

Паспорт проектной работы

  1. Название проектной работы: «Фракталы. Венок сонетов».

  2. Автор: Борисова Надежда, 11 класс, МОУ Одинцовский лицей № 6 им. А.С.Пушкина.

  3. Руководитель проекта: Запорожская Юлия Борисовна, учитель математики Одинцовского лицея № 6 им. А. С. Пушкина.

  4. Учебные предметы: геометрия, литература.

  5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 9 - 11 классы лицея (возможно адаптированное использование в 4 – 8 классах).

  6. Тип проекта: классификация по деятельности – творческий, интегрированный; классификация по характеру контактов – внутришкольный; классификация по продолжительности – двухгодичный.

  7. Цель проекта: создать фрактальные венки сонетов и рассказать о них ученикам лицея в качестве доказательства того, что наука геометрия необычна, интересна, имеет непосредственную связь с миром, в котором мы живем, и тесно связана с литературой.

  8. Задачи проекта:

  1. Изучить теорию фракталов, рассмотреть применение фракталов в литературе.

  2. Создать венки сонетов для разных возрастных групп.

  3. Выступить в классах различных параллелей с сообщением «Фракталы. Венок сонетов».

  4. Представить проект на муниципальной научно-практической конференции.

  1. Предполагаемые продукты проекта: венки сонетов.


Актуальность темы.

Многим кажется, что геометрия в природе ограничивается такими простыми фигурами, как линия, многоугольник, многогранник, цилиндр, конус, сфера, а также их комбинациями. Однако довольно много объектов выходит за рамки привычной евклидовой геометрии. Мы не можем описать камень или границы острова с помощью прямых, кружков и треугольников, тогда нам приходят на помощь фракталы – сложные математические объекты, подобные любому своему фрагменту.

Фрактал (лат. fractus-дроблёный)- термин, введённый Бенуа Мандельбротом в 1975 году для обозначения нерегулярных самоподобных множеств. Фрактал - бесконечно самоподобная фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба.

Литературные фракталы можно рассматривать как произведение искусства, а фрактальные венки сонетов удивительно гармоничны. Знакомство с фракталами обогатит вас и поможет взглянуть на хорошо знакомые предметы или явления по – новому.

Проблемные вопросы.

  1. Теоретический.

1)Что мы знаем о фракталах?

2) Какие виды фракталов существуют?

3) Какова история возникновения фракталов?

4) Что такое литературные фракталы?

  1. Практический (творческий).

  1. Что такое фрактальные венки сонетов?

2) Создание венков сонетов.

3. Презентационный.

1) Создание презентаций различной направленности (первичные понятия, классификация, литературный уклон) для учеников разных возрастных групп.

2) Выступления в классах различных параллелей с сообщениями о фракталах и личными примерами их применения в области литературы.

Этапы работы над двухгодичным проектом.

  1. Подготовительный (сентябрь – октябрь 2009 г).

  1. Выбор предмета и темы.

  2. Постановка цели и задач для реализации.

Результат: выбран предмет (геометрия) и тема: «Фракталы». Первичные цели и задачи на год поставлены (их корректировка произойдет в мае 2010 г.).

  1. Разработка теоретической части проекта (октябрь 2009 г.– февраль 2010г.) .

  1. Изучение соответствующей литературы, подбор материала.

  2. Рассмотрение применения фракталов для выполнения практической части проекта.

Результат: теоретическая часть проекта создана, рассмотрен спектр применения фракталов.

  1. Презентация теоретической части проекта (март - апрель 2010г.).

  1. Представление результатов своей работы в сообщении о фракталах.

  2. Выступление на школьной научно – практической конференции.

Результат: прошла предзащиту проекта в своем классе и успешно выступила на школьной научно-практической конференции.

  1. Разработка практической части проекта – интеграция математики и литературы (май 2010г. – январь 2011г.).

  1. Корректировка цели и задач.

  2. Создание фрактальных венков сонетов.

Результат: цель и задачи скорректированы (указаны выше), созданы различные венки сонетов для старшеклассников и учеников младшего и среднего звена.

  1. Презентация практической части проекта (февраль - апрель 2011г.).

  1. Представление результатов своей работы в сообщении о фракталах, адаптированном для разных возрастных групп.

  2. Выступление на муниципальном уровне.

Результат: успешно выступила в школе, проект рекомендован на муниципальную научно-практическую конференцию.

Выдержки из проектной работы: фрактальный венок сонетов.

В некоторых стихах природа фракталов проявляется в их форме. К таким произведениям относятся сложные стихотворные циклы, которые называются «венки сонетов».

Известно, что сонет – это твёрдая стихотворная форма: стихотворение из 14 строк, разделённое на 2 четверостишия и 2 трёхстишия. Венок сонетов представляет собой цикл из четырнадцати сонетов, которые связаны между собой: последняя строка первого сонета является первой строкой второго сонета венка, последняя строка второго сонета – первой строкой третьего сонета, и так далее. Все четырнадцать первых строк (по одной из каждого сонета) образуют еще один, магистральный сонет, в котором и заключен общий замысел всего цикла.

В качестве примера приведем венок сонетов «Лирика любви» для ребят старшего возраста (автор – Надежда Борисова), иллюстрации - фракталы.

I
Любовь стихийно настигает…

К нам подплывает, словно сон!

Она надежду нам вселяет!

Диктует жизненный закон…
Чрез поцелуи и волненья,

Чрез слёзы, радости и смех,

И ожидания, томленья,

Она нас настигает всех!
Любовь заполнит наши души

И слёзки наши все осушит,

И если будет вдруг беда…
Она поможет, отогреет

И все волнения развеет!

Нам помогает жить всегда!

II
Нам помогает жить всегда!

Поверьте, то не ерунда!

Не шалость, прихоть чудака!

И не секреты с чердака!
Что ни история любви…

В пример какую ни бери,

Всё тайны, нежности хранит

И теплотою нас манит!
В любви нас манит основанье

И таинства души признанья…

Любовь нас думать заставляет
О том, кто дорог нам душевно!

Кто близок нам и совершенен…

С колен подняться помогает!



III
С колен подняться помогает!

И чистой, искренней бывает,

Нас словно в рай всех окунает!

И от проблем всех избавляет!
Любовь бывает абсолютной…

То у детей ли, у собак…

Бывает быстрой и минутной!

Что не поймёшь: кто люб, кто враг!
Любовь бывает и к растеньям,

А иногда и к чьим-то мненьям…

В душе несем её всегда…
Мы помним образ вечно милый,

Любовь всё делает красивым!

И счастье дарит на года!


IV
И счастье дарит на года!

Мы любим тех, кто нас не любит…

Загадка вечности трудна!

Не знаем, кто нас приголубит…
Иные скроют всю любовь…

Что в жилах остывает кровь,

И не покажут уваженья,

Не будут умолять прощенья!
Любовь ведь может разной быть:

Кого-то может погубить,

Кого-то погружает в сказку!

Ты не поймешь, что нужно делать,

Не будешь ты хотеть обедать…

Нам дарит разную окраску!



V
Нам дарит разную окраску!

Кому-то яркую раскраску…

Кому-то тусклый, бледный свет…

Кому-то шлет лишь свой «привет»!
Как тяжко больно ожиданье…

Что превращается в страданье,

Ты ждёшь письма, ты ждешь улыбки

И совершаешь ты ошибки!
А человек не знает вновь

Твою открытую любовь!

Не ощущает прелесть ласки!
Ты забываешь о мгновеньях…

Тебе не снится сновиденье,

Что превращает чувства в сказку!

VI
Что превращает чувства в сказку!

Уносит на своих салазках!

Где нет заданий, нет задач…

Хоть смейся, падай ты, хоть плачь!
Немало ходит озарённых

Святыми чувствами души!

Безумных юностей влюблённых,

Что знают радости в тиши!
Что знают радости работы,

Паденья горькие и взлёты!

Глядят в созвездие Памир…
Бегут на встречи и свиданья,

Любовь нам дарит жизни знанья,

Постичь нам помогает мир!


VII
Постичь нам помогает мир!

Не видеть в атмосфере дыр…

Рекорды ставить без заботы,

И совершать души полёты!
Нам дарит радости свершений!

Жить помогает без лишений,

Душе даёт всегда настрой,

В бою характер боевой!
Звездой сияет безмятежной,

Согреет всех порою снежной!

И озаряет этот мир!
Каким бы ни было сиянье,

Любви красивой окончанье…

Нам дарит музыка ста лир!


VIII
Нам дарит музыку ста лир!

И погружает в неги мир!

История примеров много знает

Любви, что красотою поражает!
Роман ли «Мастер (и) Маргарита»,

Любовь что тайною покрыта…

«Ромео и Джульетта» тоже,

Хотя истории не схожи…
Порою плачут при луне…
Возлюбленным нормально то вполне,

Порой терзают их сомненья…
Любовь порою разбивает

И заново всех нас скрепляет!

Нам дарит яркие мгновенья!







IX
Нам дарит яркие мгновенья!

И музыку волшебных грёз!

Порою изменяет мненья…

И озаряет градом слёз…
Как написать историю любви?

Как нам построить её верно?

Чтоб каждый помнил и хранил!

Не проклинал, чтоб благоверных!
Как не разрушить эту нить,

Что помогает верно, жить…

Что помогает нам в сомненьях…
Порой жестоки чувства эти!

Ну, кто поймет любовь на свете?

Терзает драмою в волненьях…


X
Терзает драмою в волненьях,

Любовь несчастной может быть!

И может больно озарить!

Сгореть как парочка поленьев!
Разбиться, как стекло в осколки,

И затонуть как плоскодонки…

Растаять, словно сахар на углях…

Забыться, как соломинка в полях…
Иль затонуть на дне глубоком…

В селенье проблуждать в далеком…

И, позабудут вдруг о ней!
Она недолго будет длиться…

Костер тот догорит, затмится…

Исчезнет вдруг под болью дней…





XI

Исчезнет вдруг под болью дней

И пострадает от камней…

Заброшена, разбита и забыта…

Как старика убитое корыто…
Забытая, как шапочка на лавке…

Украдена…как сумочка при давке!

Задавленная тяжестию взглядов…

Хотя, казалось, все и рады…
Хотя, казалось, все и с нею…

И все стоят, бегут за нею…

А позабыли ли о ней?
Что скажут в истеченье дней?

Найдут ль под грудою камней…

За что? Забудут все о ней…

XII
За что? забудут все о ней?

За что? Произнесут так больно:

«Прощай, любовь, с меня довольно!»

По истечению всех дней!
А половинкам все больней…

Имеют люди назначенье,

Привязываться к людям всё сильней…

И больно им в любви волненьях!
А расставаться трудно нам…

Внимать тем горестным словам…

Любовь, однако, не напрасна!
Каким бы ни был то конец…

Отдали ль даму под венец?

Любовь жива! Любовь прекрасна!









XIII
Любовь жива! Любовь прекрасна!

Конечно, чувства не напрасны!

И надо …дальше всем идти…

Чтобы любовь свою найти!
Поверь ты в чувства человек!

Хоть неспокоен этот век…

Хоть он немного и опасен…

Но мир, однако, этот ясен!
Сознанье наше всё чисто!

Диктует верное оно!

И скоро будет вновь…весна!
Мир озарится шумом птиц!

Игривым взглядом из ресниц…

Любовь конечно не напрасна!


XIV
Любовь конечно не напрасна!

Да что уж там и говорить!

Любовь чиста, открыта ясна!

Нам помогает верно жить!
Нам светит вечною звездою!

Всегда ведь в путь идёт со мною!

Она…наказывает строго…

Но укажет нам дорогу!
Она…она…она…она…

Как повесть эта всё длинна!

Конец всей сказки наступает!
И пусть никто не засыпает!

Аплодисменты не стихают!

Любовь стихийно настигает!



Следует обратить внимание на то, что если записать подряд четырнадцать первых строк из каждого сонета, получится магистральный, сонет, в котором заключен общий замысел всего цикла:



Любовь стихийно настигает…

Нам помогает жить всегда!

С колен подняться помогает

И счастье дарит на года!
Нам дарит разную окраску,

Что превращает чувства в сказку!

Постичь нам помогает мир!

Нам дарит музыку ста лир!
Нам дарит яркие мгновенья!

Терзает драмою в волненьях,

Исчезнет вдруг под болью дней.
За что? Забудут все о ней?

Любовь жива! Любовь прекрасна!

Любовь конечно не напрасна!


По словам русского литературоведа В.Шкловского подобным стихотворным циклам «нельзя отказать в наличии завораживающей красоты, настоятельно требующей полного в нее погружения и не дающего пустых обещаний относительно возвращения в реальный мир».
Итог проектной работы.

  1. Венки сонетов для разных возрастных групп созданы.

  2. Проведен цикл бесед с учениками школы; сообщения о фракталах приняты с интересом.

  3. Материалы работы оформлены в типографии для дальнейшего применения на уроках математики и литературы.

Следовательно, проблемные вопросы и задачи решены, поставленная цель достигнута.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск