Скачать 167.15 Kb.
|
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию статью о применении технологии проектного обучения на уроках математики и во внеурочное время для создания интегрированных проектов. В качестве примера интеграции наук приведены основные положения проектной работы «Фракталы. Венок сонетов» (геометрия – литература, автор Борисова Н., 11 класс, МОУ Одинцовский лицей № 6 им. А.С.Пушкина). Материал предназначен для учителей, занимающихся с обучающимися научно – исследовательской и проектной деятельностью. Применение технологии проектного обучения в преподавании математики Ю. Б. Запорожская, заместитель директора по УВР, учитель математики, МОУ Одинцовский лицей № 6 им. А. С. Пушкина, yul-zap@ya.ru Обучая математике, нужно использовать различные педагогические технологии. Одной из наиболее продуктивных является технология проектного обучения, исходный лозунг которого «Все из жизни, все для жизни». Его преимущества в том, что создаются условия, при которых учащиеся: - самостоятельно и с охотой приобретают знания из разных источников; - учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач; - приобретают коммуникативные умения, работая в группах; - развивают исследовательские умения, наблюдение, аналитическое мышление; - учатся анализировать, строить гипотезы, обобщать полученные результаты. Социологическое исследование показало, что дети разных возрастов стремятся работать в проектных группах, но причины этих стремлений различны. Если шестиклассники в основном воспринимают групповую работу как игру, то у старшеклассников прослеживается серьезный подход к такому виду деятельности. Они считают, что, работая вместе, смогут добиться лучших результатов, быстрее и продуктивнее достичь поставленной цели. Объемы проектов могут быть различны: от выполненных в течение урока до долгосрочных, возможные темы разнообразны: «Фракталы», «Выигрышные стратегии», «Комбинаторика в жизни или жизнь в комбинаторике», «Стандартные решения нестандартных задач», «Путешествие в мир многогранников» - вот некоторые из тех, которые не содержатся в базовой программе, но всегда интересуют ребят. Многие темы школьного курса алгебры и геометрии, например, «Свойства делимости» (6, 8 класс), «Функции и их графики» (7-11 класс), «Многоугольники» (8 класс), «Векторы» (9 класс), «Исследование функций» (10 класс), «Многогранники» (10, 11 класс), можно изучать, применяя технологию проектов. Необходимо поставить проблему, интересную и значимую для ученика, с тем, чтобы он захотел и смог решить ее, применяя как имеющиеся знания и умения, так и приобретая новые. Это способствует усвоению материала не только сильными учениками, но и обучающимися невысокого математического уровня за счет проявленного личного интереса и совместной работы в мини-коллективе. Ребят, как правило, привлекает то, что не учитель сухо объясняет и диктует определения и формулы, а сами ученики распределяют между собой обязанности, работают совместно, помогая друг другу, и в конечном итоге получают удовлетворение от полученного результата. Конечно, немалую роль здесь играет мудрость и правильные действия со стороны педагога: не навязывая своего мнения, аккуратно направлять движение в правильное русло. Высоких результатов в обучении математике можно добиться, когда работа на уроке подкрепляется внеурочной деятельностью. Удачной формой внеклассной работы с учениками является научное общество школьников, члены которого занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью и применяют её результаты на практике. Эта работа начинается с младшего возраста, а в средних и старших классах по учебному плану можно предусмотреть часы на проектно – исследовательскую деятельность в области углубляемых предметов, в том числе математики. Ученики выбирают тему и работают над ней в течение определенного времени. Руководство этой работой осуществляют учителя - предметники, педагоги – тьюторы, которые не поучают, а помогают. Ребята стремятся к тому, чтобы представить свой проект или исследование на школьной научно – практической конференции. Авторы лучших работ направляются на муниципальную конференцию, победители и призеры которой награждаются на заключительной майской Ассамблее. Работы, заслужившие название «Лучший проект», «Лучшая научно-исследовательская работа», публикуются в ежегодном сборнике материалов Научно – практической конференции. Это стимулирует деятельность ребят в исследовательском направлении. Часто в процессе исследования различных тем ученики приходят к выводу, что математические понятия и процессы применяются там, где, казалось бы, им нет места. И тогда появляются интегрированные работы. Ярким примером может служить двухгодичная проектная работа одиннадцатиклассницы Одинцовского лицея № 6 им. А.С.Пушкина Борисовой Надежды. Проект посвящен одному из самых загадочных и красивых явлений в математическом мире – фракталам. Ученица выбрала тему сама: ее, одаренную в области литературы (девочка пишет стихи, является победителем многих литературных конкурсов, выступает в литературной гостиной на радио), привлекли необычные яркие формы. Первый год был посвящен теории изучения известных фракталов. Сначала это была чисто математическая работа. Но со временем цель изменилась: литературные фракталы – вот где можно найти применение таланту поэтессы! Фракталы завораживают, и фрактальные стихи складываются сами собой… Так появилась проектная работа «Фракталы. Венок сонетов» (Приложение 1). Успех интегрированных проектных работ очевиден: ученики начинают понимать, для чего нужна математика, что это наука не отвлеченная, а реальная, связанная с окружающей действительностью, и тогда изучение математики приобретает особый смысл: польза для жизни. Повышается интерес к предмету, следовательно, повышается и качество знаний по математике. Итак, технология проектного обучения эффективна при обучении математике по следующим причинам: - способствует более глубокому усвоению математических знаний за счет универсального использования их в различных ситуациях; - способствует формированию ключевых компетенций; - реализует связь обучения с жизнью; - формирует активную самостоятельную позицию в учении, - укрепляет привычку к самообразованию; - развивает познавательные и творческие способности; - помогает развитию вкуса к учебе и получению удовольствия от учебы; - является доступной для обучающихся, находящихся на разных уровнях обучения математике (от базового до расширенного или углубленного). Исследования, проведенные в Одинцовском лицее № 6 им. А.С.Пушкина, показали, что в классах, где проектно-исследовательской деятельностью целенаправленно занимались в течение нескольких лет, качество знаний по математике выше на 23% , чем в классах, где проектная деятельность не велась или велась лишь с некоторыми детьми от случая к случаю. Это служит убедительным доказательством успеха применения проектной технологии в преподавании математики. Литература
Приложение 1 Проектная работа «Фракталы. Венок сонетов» Паспорт проектной работы
Актуальность темы. Многим кажется, что геометрия в природе ограничивается такими простыми фигурами, как линия, многоугольник, многогранник, цилиндр, конус, сфера, а также их комбинациями. Однако довольно много объектов выходит за рамки привычной евклидовой геометрии. Мы не можем описать камень или границы острова с помощью прямых, кружков и треугольников, тогда нам приходят на помощь фракталы – сложные математические объекты, подобные любому своему фрагменту. Фрактал (лат. fractus-дроблёный)- термин, введённый Бенуа Мандельбротом в 1975 году для обозначения нерегулярных самоподобных множеств. Фрактал - бесконечно самоподобная фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба. Литературные фракталы можно рассматривать как произведение искусства, а фрактальные венки сонетов удивительно гармоничны. Знакомство с фракталами обогатит вас и поможет взглянуть на хорошо знакомые предметы или явления по – новому. Проблемные вопросы.
1)Что мы знаем о фракталах? 2) Какие виды фракталов существуют? 3) Какова история возникновения фракталов? 4) Что такое литературные фракталы?
2) Создание венков сонетов. 3. Презентационный. 1) Создание презентаций различной направленности (первичные понятия, классификация, литературный уклон) для учеников разных возрастных групп. 2) Выступления в классах различных параллелей с сообщениями о фракталах и личными примерами их применения в области литературы. Этапы работы над двухгодичным проектом.
Результат: выбран предмет (геометрия) и тема: «Фракталы». Первичные цели и задачи на год поставлены (их корректировка произойдет в мае 2010 г.).
Результат: теоретическая часть проекта создана, рассмотрен спектр применения фракталов.
Результат: прошла предзащиту проекта в своем классе и успешно выступила на школьной научно-практической конференции.
Результат: цель и задачи скорректированы (указаны выше), созданы различные венки сонетов для старшеклассников и учеников младшего и среднего звена.
Результат: успешно выступила в школе, проект рекомендован на муниципальную научно-практическую конференцию. Выдержки из проектной работы: фрактальный венок сонетов. В некоторых стихах природа фракталов проявляется в их форме. К таким произведениям относятся сложные стихотворные циклы, которые называются «венки сонетов». Известно, что сонет – это твёрдая стихотворная форма: стихотворение из 14 строк, разделённое на 2 четверостишия и 2 трёхстишия. Венок сонетов представляет собой цикл из четырнадцати сонетов, которые связаны между собой: последняя строка первого сонета является первой строкой второго сонета венка, последняя строка второго сонета – первой строкой третьего сонета, и так далее. Все четырнадцать первых строк (по одной из каждого сонета) образуют еще один, магистральный сонет, в котором и заключен общий замысел всего цикла. В качестве примера приведем венок сонетов «Лирика любви» для ребят старшего возраста (автор – Надежда Борисова), иллюстрации - фракталы.
Следует обратить внимание на то, что если записать подряд четырнадцать первых строк из каждого сонета, получится магистральный, сонет, в котором заключен общий замысел всего цикла:
По словам русского литературоведа В.Шкловского подобным стихотворным циклам «нельзя отказать в наличии завораживающей красоты, настоятельно требующей полного в нее погружения и не дающего пустых обещаний относительно возвращения в реальный мир». Итог проектной работы.
Следовательно, проблемные вопросы и задачи решены, поставленная цель достигнута. |