Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саввушинская средняя общеобразовательная школа»
Змеиногорского района Алтайского края
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на методическом Директор МБОУ
совете школы «Саввушинская СОШ»
Протокол № _____ от ________Маслова Л.Н.
«__» ________ 2013 г.
Руководитель М С Приказ № _____ от
________Горностаева С. Н. «__» ________ 2013 г.
Программа элективного курса
по математике
«Мир функций»
9 класс
основного общего образования
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
учитель математики
высшей категории
Горностаева А. Г.
с. Саввушка 2013
Пояснительная записка
Данная программа разработана самостоятельно. Срок реализации программы 1 год. На изучение курса отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю. Программа ориентирована на учебники и задачники по алгебре для 7-9 классов авторов А. Г. Мордковича и др., так как упомянутые выше задачники содержат избыточную по объему систему упражнений (в том числе задания уровня выше среднего или повышенной трудности), обеспечивающую учителю более чем достаточный материал для работы в классе и для домашних заданий без привлечения других источников.
Программа направлена на достижение следующих целей: обобщение, систематизацию и углубление знаний учащихся о функциях, изучаемых в курсе алгебры 7 – 9 классов; развитие интереса к математике через выполнение творческих и исследовательских заданий, связанных с построениями графиков функций; воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с эволюцией математических идей.
Программа позволяет реализовать следующие задачи:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Линейная функция, включая прямую пропорциональность»;
отработать умения и навыки применять знания по теме «Линейная функция, включая прямую пропорциональность» при решении сложных с технической точки зрения заданий и творческих задач, включая задачи с параметрами;
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Квадратичная функция»;
сформировать знания учащихся о дробно-линейной функции, ее графике и свойствах;
отработать умения и навыки применять знания по теме «Квадратичная функция» при решении сложных с технической точки зрения заданий и творческих задач, включая задачи с параметрами;
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Степенные функции»;
отработать умения и навыки применять знания по теме «Степенные функции, включая прямую пропорциональность» при решении сложных с технической точки зрения заданий и творческих задач, включая задачи с параметрами;
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Преобразования графиков функций»;
сформировать знания и умения учащихся о преобразованиях графиков функций вида: y = f(), y = , y = ;
отработать умения и навыки применять знания по теме «Преобразования графиков функций», включая функции вида: y = f(), y = , y = ,при решении сложных с технической точки зрения заданий и творческих задач, включая задачи с параметрами;
отработать умения и навыки построения, чтения графиков и вычисления значений кусочных функций, составленных из известных учащимся функций;
отработать умения и навыки применять знания по теме «Кусочные функции» при решении сложных с технической точки зрения заданий и творческих задач, включая задачи с параметрами.
Формы обучения: фронтальная, групповая, работа в парах, самостоятельная, индивидуальная.
Виды уроков: уроки обобщения и систематизации знаний, уроки изучения нового материала, уроки применения знаний и умений, практикумы, уроки проверки и коррекции знаний и умений, комбинированные уроки, уроки-исследования.
Используемые технологии обучения: традиционное обучение с элементами развивающего, уровневая дифференциация, технология критического мышления, технология личностно-ориентированного обучения, ИКТ.
Виды контроля: текущий (проверочные и самостоятельные работы, тесты), итоговый (зачетная работа).
Содержание программы
Линейная функция, включая прямую пропорциональность (5 ч).
Определения линейной функции и прямой пропорциональности, их графики и свойства. Зависимость графиков линейных функций от коэффициентов, входящих в формулы задания этих функций. Взаимное расположение графиков линейных функций. Запись формулы линейной функции с помощью графика или заданных условий.
Квадратичная функция (8 ч).
Определения квадратичной функции, ее график. Зависимость графиков квадратичных функций от коэффициентов, входящих в формулы задания этих функций. Свойства квадратичной функции. Запись формулы квадратичной функции с помощью графика или заданных условий. Дробно-линейная функция, ее график и свойства.
Степенные функции (5 ч).
Функции y = , y = y = , y = xm, mZ, их графики и свойства.
Преобразования графиков функций (10 ч).
Как построить графики функций y = f (x + l), y = f(x) + m, y = f (x + l) + m, y = - f (x), y = f(), y = , y = , если известен график функции y = f(x). Построение и чтение графиков перечисленных функций.
Кусочные функции (4 ч).
Построение и чтение графиков кусочных функций, составленных из линейной, квадратичной, степенных функций, включая их преобразования. Вычисление значений кусочных функций при заданных значениях аргумента. Решение задач с параметрами, связанных с построением графиков кусочных функций.
Зачетная работа (2 ч).
Календарно-тематическое планирование
«Мир функций» 9 класс
1 ч в неделю, всего 35 ч в год
№ урока
| Изучаемый материал
| Вид урока
| Количест-во часов
| Дата
| 1
2
3
4, 5
| Линейная функция. Прямая пропорциональность
| Обобщения и систематизации знаний
Применения знаний и умений
Проверки и коррекции знаний и умений
Практикум
| 1
1
1
2
| 07. 09
14. 09
21. 09
28. 09, 05. 10
| 6
7- 9
10
11
12, 13
| Квадратичная функция
| Обобщения и систематизации знаний
Применения знаний и умений
Проверки и коррекции знаний и умений
Изучения нового материала, применения знаний и умений
Практикум
| 1
3
1
1
2
| 12. 10
19. 10, 26.10
02. 11
16. 11
23. 11
30. 11, 07. 12
| 14
15
16
17
18
| Степенные функции
| Обобщения и систематизации знаний
Применения знаний и умений
Обобщения и систематизации знаний,
применения знаний и умений
Обобщения и систематизации знаний,
применения знаний и умений
Проверки и коррекции знаний
| 1
1
1
1
1
| 14. 12
21. 12
28. 12
18. 01
25. 01
| 19
20
21
22
23, 24
25
26
27, 28
| Преобразования графиков функций
| Обобщения и систематизации знаний
Применения знаний и умений
Проверки и коррекции знаний
Практикум
Изучения нового материала, урок-исследование
Применения знаний и умений
Проверки и коррекции знаний
Практикум
| 1
1
1
1
2
1
1
2
| 01. 02
08. 02
15. 02
22. 02
01. 03, 15. 03
22. 03
05. 04
12. 04, 19. 04
| 29 - 32
| Кусочные функции
| Практикум
| 4
| 26. 04, 03. 05
10. 05, 17. 05
| 33, 34
| Зачетная работа
| Проверки знаний
| 2
| 24. 05, 24. 05
|
|
| Итого:
| 34
|
| Требования к уровню подготовки учащихся
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать: определения линейной и квадратичной функций, прямой пропорциональности, формулы задания некоторых видов степенных функций, как построить графики функций y = f (x + l), y = f(x) + m, y = f (x + l) + m, y = - f (x), y = f(), y = , y = , если известен график функции y = f(x). Учащиеся должны приобрести умения и навыки построения и чтения графиков указанных выше функций и составленных из них кусочных функций, применять приобретенные знания при решении сложных с технической точки зрения заданий и творческих задач, включая задачи с параметрами.
Список используемой литературы для учащихся
Мордкович А. Г. Алгебра. 7 класс Ч. 1.: Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2009.
Мордкович А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская Е. Е., Александрова Л. А. Алгебра. 7 класс Ч. 2.: Задачник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2009.
Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс Ч. 1.: Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2009.
Мордкович А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская Е. Е., Александрова Л. А. Алгебра. 8 класс Ч. 2.: Задачник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2009.
Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс Ч. 1.: Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2009.
Мордкович А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская Е. Е., Александрова Л. А. Алгебра. 9 класс Ч. 2.: Задачник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2009.
Список используемой литературы для учителя
Кузнецова Л. В. , Суворова С. Б., Бунимович Е. А. и др. Алгебра: Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе.-М.: Просвещение, 2009.
Мордкович А. Г. Алгебра. 7 класс Ч. 1.: Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2009.
Мордкович А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская Е. Е., Александрова Л. А. Алгебра. 7 класс Ч. 2.: Задачник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2009.
Мордкович А. Г. Алгебра. 8 класс Ч. 1.: Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2009.
Мордкович А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская Е. Е., Александрова Л. А. Алгебра. 8 класс Ч. 2.: Задачник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2009.
Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс Ч. 1.: Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2009.
Мордкович А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская Е. Е., Александрова Л. А. Алгебра. 9 класс Ч. 2.: Задачник для общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2009.
|