Тема: Восклицательные предложения.
Класс: 5
Цели: Научить определять виды предложений по интонации, пунктуационно оформлять побудительные и повествовательные восклицательные предложения.
Оборудование: Мультимедийная презентация, карточки с текстами
1
| Оргмомент
|
| 2
| Актуализация знаний
- Мы с вами продолжаем говорить о предложении как о единице языка.
- Давайте вспомним, на какие три группы можно распределить предложения?
- А по какому признаку мы их делим? (по цели высказывания)
- Вашему вниманию я предлагаю текст. Прочитайте его сначала про себя.
- Кто желает прочитать?
- Какое время года описывается в тексте?
- Какой перед нами предстает осень?
- Сейчас я буду читать предложения, а вы – определять, какое это предложение по цели высказывания.
Осень пришла. Какая красота! Янтарем и рубинами загорелись листья. Притих лес. Не звенят в нем птичьи голоса.
Любишь ли ты осень? Оглянись вокруг! Вот дубок протянул свою веточку. Замечал ли ты, что упрямый дуб позже других деревьев поддается осени? Уже давно покраснели листья деревьев, а дуб все зелен.
Видишь запоздалый желудь? Его братья осыпались, а этот все еще держится. Но скоро и он упадет. - По какому признаку мы распределяли предложения?
|
Повест-хлопок
Побуд- топот
Вопрос- встаем
Слайд 1
| 3
| Сообщение темы урока.
- Оказывается, ребята, предложения можно распределять и по другому признаку. - Вашему вниманию я предлагаю три предложения.
Сегодня погода отличная.
Что ты наделал?
Уходи отсюда.
- Каким является 1 предложение по цели высказывания? (повествовательное)
- Прочитайте так, как будто вы рады такой погоде.
- Что мы изменили?
- А как это отразится на письме? - Каким является 2 предложение по цели высказывания? (вопросительное)
- Прочитайте с возмущением.
- Какой знак добавится в конце предложения?
- И каким является по цели высказывания последнее предложение?
- прочитайте со злобой.
- И как эта интонация отразится на письме?
- Мы с вами получили две группы предложений. Чем они отличаются друг от друга? (интонацией, знаком)
- Значит, предложения можно распределять и по интонации. Подумайте, как мы назовем полученные нами предложения. (Какой знак ставится в конце этих предложений?)
- А предложения, в противоположность им?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, тему урока.
- Откройте учебники на стр. 60, прочитаем правило и запомним.
Какие еще чувства могут выражать восклицательные предложения?
|
Слайд 2
Слайд 3
| 4
| Первичное закрепление.
- Упр. 149.Сначала прочитаем предложения как повествовательные, затем как вопросительные, выражая чувство радости.
- Чем отличается интонация вопросительных предложений от повествовательных?
- Запишите предложения, распределяя их в два столбика: побудительные и повествовательные:
Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Не спится мне! Идите без шума! Я протестую! Счастливого тебе пути!
- Какой знак ставятся в конце побудительных и повествовательных восклицательных предложений?
| Слайд 4
| 5
| Подведение итогов.
- По каким признакам можно распределять предложения?
- Назовите виды предложений по цели высказывания.
- Назовите виды предложений по интонации.
- Какой знак ставится в конце восклицательных предложений?
- Домашнее задание – упражнение 151.
|
| |