Скачать 66.01 Kb.
|
ПЕТРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 100 для учащихся 11 класса Подготовила: учитель математики Григорьева Н.В. Донецк, 2012 Знания имей отличные, исследуя функции различные Цели и задачи урока:
методические: показать проведение урока с применением компьютера, проанализировать уровень подготовки обучающихся к восприятию новой темы. Тип урока: комбинированный План урока
IV. Закрепление изученного материала
Ход урока
Здравствуйте ребята! Садитесь!
Сегодня на урок я пришла с настроением, которое у меня ассоциируется с солнышком. Покажите, пожалуйста, ваше настроение: если радостное и спокойное, то покажите солнце, с тревогой и печалью – солнце за тучей, пасмурное, хочется остаться дома – туча. Я надеюсь, что встреча с математикой укрепит ваше хорошее настроение. Тема нашего урока «Исследование функции с помощью производной». Давайте запишем дату и тему урока в тетрадь. Цель занятия - выявить уровень овладения вами комплексом знаний по свойствам функции (область определения, четность, нечетность, периодичность, промежутки знакопостоянства и монотонности) и умений по исследованию функции и ликвидировать имеющиеся у вас пробелы. А при выполнении заданий вас ждёт сюрприз, а точнее небольшая проблема, для решения которой необходимо будет пополнить багаж ваших знаний. Мы изучим свойство функции, которое рассматривается в классах с углублённым изучением математики. Я верю вам интересно попробовать свои силы и доказать себе и другим, что вы можете подняться на новую ступеньку в своих знаниях. Теме «Функция» уделяется большое внимание в курсе математики, потому, что функция, её график часто встречается в жизни, в профессиональной среде, в работе врачей, юристов.
Одна из основных задач исследования функции – это нахождение промежутков возрастания и убывания. Такое исследование легко провести с помощью производной. Поэтому давайте вспомним:
(у доски)
Пусть дана функция: . Решение:
Отмечаем эти точки 0 и 2 на числовой прямой, и определяем знак производной в каждом промежутке. I. (-1) 6(-1)-3(-1)2=-6-3=-9<0 II. (1) 6*1-3*12=3>0 III. (3) 6*3-3*32=-9<0 Значит, в промежутках и функция убывает и (0;2) – функция возрастает. х=0 - точка минимума, т.к. производная меняет знак с минуса на плюс. Вычислим уmin=0. х=2 – точка максимума, т.к. производная меняет знак с плюса на минус. Вычислим уmax=4. 9.Составляем таблицу для внесения всех данных
10. Строим график функции. Выпуклость графика функции и точки перегиба Определение. Производную от первой производной функции f(x) называют второй производной или производной второго порядка этой функции. Обозначают Рассмотрим пример. Пусть дана функция f(x)=x3. Найти интервалы выпуклости вверх и вниз, точку перегиба.
Определяем знак второй производной в каждом промежутке. I. (-1) 6(-1)=-6<0 для всех х <0 .Значит, функция выпукла вверх в этом промежутке.II. (1) 6*1=6>0 для всех х>0 .Значит, функция выпукла вниз (вогнута).х=0 – точка перегиба, т.к. функция меняет в этой точке направление выпуклости.Бывают случаи, когда кривая в одной части выпукла, а в другой – вогнута. Например, синусоида.
Найти интервалы выпуклости и точку перегиба, если f(x)= х4-6х2+4. Творческое задание Указание: найдите функцию в таблице, исходя из её “автобиографии”. Найдите область определения, нули функции, точку разрыва, промежуток возрастания и убывания. Я – функция сложная, это известно, Еще расскажу, если вам интересно, Что точку разрыва и корень имею, И есть интервал, где расти не посмею. Во всём остальном положительна, право, И это, конечно, не ради забавы. Для чисел больших я стремлюсь к единице. Найдите меня среди прочих в таблице.
Нестандартное задание: найдите функции, описывающие реальные физические процессы, которые вы изучали на уроках физики и исследуйте их.
1. Рассмотрите взаимосвязь между свойством функции и производной. Как влияет знак второй производной на выпуклость функции. 2. Выставление оценок за фронтальный опрос, за блиц-опрос и за практическую работу у доски. 3. Будьте добры, покажите, пожалуйста, ваше настроение в конце нашего урока. Спасибо вам за активное участие на уроке!!!0>0> |