Скачать 67.97 Kb.
|
Развитие пространственного воображения на уроках предметно – практической деятельности для слабовидящих школьников Г.Я.Сергина учитель математики НС(К)ОШ №87 Начиная с 2001 года, в нашей школе для слабовидящих детей проводятся уроки предметно- практической деятельности по различным предметам. В 7 и 8 классах эти занятия проводятся по математике. Нарушение зрения разной степени характерно для значительного количества детей современного общества. У слабовидящих наблюдается недостаточность образных представлений об окружающих предметах, так как в процессе зрительного восприятия не достает конкретных признаков и свойств предметного мира. Поэтому патология зрения является причиной целого ряда трудностей при решении практических задач, таких как построение чертежей, измерение отрезков и углов. В связи с этим, очень важно у таких детей развивать в процессе предметно- практического обучения способность осознавать предметную сущность математических понятий. На выполнение данных задач и направлен этот курс. При определении содержания курса учитывалось, что наиболее трудно дается слабовидящим детям овладение школьным курсом геометрии. Предлагаемый курс дает возможность приобрести конкретные знания о предметах и их измерениях, понимание меры вещей и простейшие конструктивно – графические умения. Задачей курса является подготовкам слабовидящих детей к овладению систематическим курсом геометрии на основе практической деятельности учащихся с геометрическими фигурами и предметами, и решения задач, позволяющих развивать пространственное мышление как разновидность образного. Данный курс рассчитан на 34 часа для учащихся 13 – 14 лет, т.е. для семиклассников общеобразовательных школ для слабовидящих детей. В одной из задач данного курса является развитие пространственного воображения детей так необходимого им для успешного усвоения дальнейшего курса геометрии, а также для уверенной ориентации в пространстве в процессе своей жизнедеятельности. Для решения поставленной задачи я включила в курс задания позволяющие ученику опираться на образное представление о предмете развивать свое пространственное воображение. Все задачи были составлены с применением хорошо известного семиклассникам многогранника – куба. Начинали работу с изготовления куба литровой емкости-куба с ребром 1 дм. При этом обращали внимание на то, что для изготовления этого куба нужно сделать шесть квадратов со стороной 1 дм и при склеивании их нужно прикладывать друг к другу определенным образом. Уже на этом этапе дети измеряют, чертят, вырезают, клеят и получают важный опыт измерения объемов, которые изучаются Х – ХI классах. Следующий этап - это решение задач с кубом при изменяющейся точке отсчета. При этом дети работают с моделью куба изготовленной на предыдущих уроках. 1. Возьмите куб. Посмотрите на рисунок и установите ваш куб относительно себя в положения, соответствующие изображения куба а,б,в,г. а ) б ) в ) г ) 2. Поместите ваш куб в такие положения, изображений которых нет на рисунке. Нарисуйте куб в этих положениях. Возможные ответы: 3. Представьте, что вам поручено обеспечить освещение тумбы для объявлений, имеющую кубическую форму и установленной на темной улице. Где вы разместите источник света чтобы вечером можно было прочесть как можно больше этих объявлений? Обсуждаем ситуацию. Где могут быть расположены объявления? Источник света должен быть помещен «над» одной из верхних вершин куба, а точнее на продолжении диагонали куба. С геометрической точки зрения это означает, что наибольшее количество граней неподвижного куба, которые можно видеть с одной позиции, равно трем. В поисках решения задачи необходимо мысленно изменять позицию наблюдателя, рассматривать куб с различных сторон, что означает «выход» в пространства с постоянно меняющейся точки отсчета. 4. Представьте, что кубик с цифрами на боковых гранях проткнули спицей через центры верхних и нижних граней. Теперь эта спица стала осью, вокруг которой он вращается. На рисунке показаны некоторые положения разных кубиков, полученных при таком вращении. 2 3 2 1 4 3 4 2 1 4 а ) б ) в ) г ) д ) Найдите три рисунка, которые могут изображать один и тот же куб с разных сторон. Ответ: (б, в, д), (а, г, д), (б, г, д) Рассмотрим ответ (б, г, д). Этот ответ часто учащиеся не находят, думая, что на гранях записаны различные цифры. А здесь записаны цифры 1,2,4,4. Эти задания развивают умения решать задачи, содержащие изменяющиеся позицию наблюдателя и положение наблюдаемого объекта. Одновременно с плоским рисунком куба ввожу понятие проекционного чертежа в трех видах: вид спереди, вид сверху, вид слева. Решаем задачи, позволяющие определить как выглядит на этом рисунке куба линия, которая имеет заданный проекционный чертеж, а так же обратные задачи. В1 С1 А1 D1 B C A D 1. Какая из вершин куба имеет данный проекционный чертеж? ответ: А1 2. Какое ребро куба имеет данный проекционный чертеж? Ответ: ВВ1 3. Какую грань имеет данный проекционный чертеж? Ответ: АВВ1А1
Сформировав, таким образом, представление о кубе, как объемной фигуре, приступаем к решению задач устанавливающих соответствие между вершинами ребрами и гранями куба на его развертке. 1. Найти все различные типы разверток куба (с точностью до поворота и зеркального отображения). Ответ: возможно 11 видов. 2. Указать: - конкретные вершины (их может быть 2 или 3), которые совмещаются друг с другом при склеивании; - пару ребер, которые совмещаются друг с другом при склеивании; - пару граней, которые являются противоположными по отношению друг к другу. 1 а 2 в 3 с 4 q A B C d 12 p o D f e 5 11 6 n E g 10 7 m F k 9 e 8 3. Все грани на развертке куба отмечены буквами и особо отмечена (штриховкой) передняя грань. Требуется определить расположение остальных граней: - задней (з); - левой (л); - правой (п); - верхней (в); - нижней (н) в предположении что буква, стоящая на передней грани ориентирована естественным образом. Буквы на остальных гранях могут быть ориентированы произвольно.
|