Скачать 58.81 Kb.
|
Опросник изучения познавательной активности учащихся Школа Класс Фамилия Инструкция Прочитайте приведенные ниже вопросы. На листе для ответов запишите номер вопроса и букву варианта ответа, который наиболее вам подходит. Будьте внимательны, не пропустите ни одного вопроса. 1. Тебе нравится выполнять а) легкие учебные задания? б) трудные? 2. Ты возражаешь, когда кто-либо подсказывает тебе ход выполнения трудного задания? а) да; б) нет. 3. По-твоему, перемены в школе должны быть длиннее? а) да; б) нет. 4. Ты когда-нибудь опаздывал на занятия? а) да; б) нет. 5. Тебе хотелось бы, чтобы после объяснения нового материала учитель сразу вызвал тебя к доске для выполнения упражнения? а) да; б) нет. 6. Тебе больше нравится выполнять учебное задание а) одним способом? б) искать разные способы решения? 7. Тебе хочется обычно учиться после болезни? а) да; б) нет. 8. Тебе нравятся трудные контрольные работы? а) да; б) нет. 9. Ты всегда ведешь себя таким образом, что у учителей не возникает повода сделать тебе замечание? а) да; б) нет. 10. Ты предпочитаешь на уроке а) самостоятельно выполнять задания? б) слушать объяснения учителя? 11. Ты предпочел бы заниматься а) несколькими небольшими заданиями? б) одним большим и трудным — весь урок? 12. У тебя возникают вопросы к учителю по ходу его объяснения учебного материала? а) да; б) нет. 13. Если бы вообще не ставили отметок, по-твоему, дети в вашем классе учились бы хуже, чем теперь? а) да; б) нет. 14. Было ли так, что ты пришел в школу, не выучив всех уроков? а) да; б) нет. 15. Хотел бы ты, чтобы было меньше уроков в школе по основным предметам? а) да; б) нет. 16. Тебе нравится выполнять трудное задание а) вместе со всем классом? б) одному? 17. Ты вспоминаешь дома во время занятия другим делом о том новом, что узнал на уроках? а) да; б) нет. 18. Ты считаешь, что учебники слишком толстые и их лучше сделать тоньше? а) да; б) нет. 19. Ты всегда выполняешь то, о чем просит тебя учитель? а) да; б) нет. 20. Заглядываешь ли ты иногда в толковые словари (фразеологический, этимологический или словарь иностранных слов), чтобы уточнить какой-то вопрос? а) да; б) нет. 21. Ты часто рассказываешь родителям или знакомым о том новом, интересном, что узнаешь на уроках? а) да; б) нет. 22. Некоторые ученики считают, что нужно ставить только самые хорошие оценки, а других отметок не ставить. Ты тоже так считаешь? а) да; б) нет. 23. Ты часто дополняешь ответы других учеников на уроке? а) да; б) нет. 24. Если ты начал читать какую-либо книгу, то обязательно дочитаешь ее до конца? а) да; б) нет. 25. Хотел бы ты, чтобы не задавали домашних заданий? а) да; б) нет. 26. Кажется ли тебе иногда, что надоедает узнавать все новое и новое на уроках? а) да; б) нет. 27. Тебе трудно было бы высидеть подряд несколько уроков по одному и тому же основному предмету (например, языку, математике)? а) да; б) нет. 28. Ты предпочел бы играть а) в несложные, развлекательные игры? б) в сложные игры, где нужно много думать? 29. Ты когда-нибудь пользовался подсказкой? а) да; б) нет. 30. Если ты сразу не находишь ответа при решении какой-либо задачи, то: а) постоянно думаешь о ней в поисках ответа? б) не тратишь много усилий на ее решение и начинаешь заниматься чем-то другим? 31. Ты считаешь, что нужно задавать а) простые домашние задания? б) сложные домашние задания? 32. Тебе надоело бы выполнять одно большое трудное задание два урока подряд? а) да; б) нет. 33. Хотел бы ты ходить в какой-нибудь учебный кружок? а) да; б) нет. 34. Ты завидуешь иногда тем ребятам, кто учится лучше тебя? а) да; б) нет. 35. Кажется ли тебе, что учителя иногда ошибаются, объясняя учебный материал на уроке? а) да; б) нет. 36. Хотел бы ты вместо учения заниматься одним спортом или какими-либо играми? а) да; б) нет. 37. Кажется ли тебе иногда, что ты мог бы что-то изобрести? а) да; б) нет. 38. Ты просматриваешь в школьных учебниках материал, который в школе еще не проходили? а) да; б) нет. 39. Радуешься ли ты своим успехам в школе? а) да; б) нет. 40. Ты ищешь ответы, на вопросы, возникающие на уроках не только в учебниках, но и в других книжках (например, научно-популярных)? а) да; б) нет. 41. Нравится ли тебе во время летних каникул читать или просматривать учебники следующего класса? а) да; б) нет. 42. Если бы ты сам ставил отметки за свои ответы, у тебя оценки были бы а) лучше? б) хуже? 43. Тебе доставляет больше удовольствия: а) когда ты получаешь правильный ответ при решении задачи? б) сам процесс решения задачи? 44. Ты всегда внимательно слушаешь все объяснения учителя на уроке? а) да; б) нет. 45. По-твоему, нужно ли спорить с учителем, если ты имеешь собственную точку зрения по тому или иному вопросу? а) да; б) нет. 46. Хотел бы ты иногда, чтобы незаконченный материал по языку или математике учитель продолжал объяснять на следующем уроке вместо физкультуры или какого-нибудь развлечения? а) да; б) нет. 47. Хотел бы ты: а) лучше выполнить легкую контрольную работу и получить хорошую отметку? б) услышать объяснения нового материала? 48. Тебе нравится, если тебя редко вызывают на уроках? а) да; б) нет. 49. Ты всегда подготовлен к началу занятий? а) да; б) нет. 50. Хотел бы ты, чтобы удлинились каникулы? а) да; б) нет. 51. Когда ты занимаешься на уроке интересным учебным заданием, трудно ли отвлечь тебя каким-нибудь другим интересным, но посторонним делом? а) да; б) нет. 52. Думаешь ли ты иногда на перемене о том новом, что ты узнал на уроке? а) да; б) нет. Опросник разработан психологом Пашневым Б.К.1 Обработка результатов тестирования Опросник состоит из двух групп вопросов: • 42 вопроса, которые направлены на изучение познавательной активности; • 10 вопросов, с помощью которых исследуется показатель неискренности или социальной желательности ответа. Варианты индивидуальных ответов сравниваются с «ключом». За каждое совпадение ответа с «ключом» насчитывается 1 балл. Общая сумма полученных баллов сравнивается с имеющимися нормами для соответствующих возрастных групп (см. Приложение 9). Определите нормативный диапазон каждого индивидуального результата (HN CN BN) и внесите его в психодиагности- ческую карту (см. Приложение 10). «Ключ» Познавательная активность: 16, 2а, 36, 5а, 66, 7а, 8а, 10а, 116,12а, 136, 156, 166, 17а, 186, 20а, 21а, 226, 23а, 256, 266, 276, 286, 30а, 316, 326, 33а, 35а, 366, 37а, 38а, 40а, 41а, 426, 436, 45а, 46а, 476, 486, 506, 51а, 52а. Шкала неискренности: 46, 9а, 146,19а, 24а, 296, 346, 396, 44а, 49а. При совпадении 6 и более ответов с «ключом» «шкалы неискренности» результаты исследования считаются недействительными для возрастного диапазона учащихся 13-17 лет. При совпадении 7 и более ответов с «ключом» «шкалы неискренности» результаты исследования считаются недействительными для возрастного диапазона учащихся 11-12 лет. При совпадении 8 и более ответов с с ключом» «шкалы неискренности» результаты исследования считаются недействительными для возрастного диапазона учащихся 9-10 лет. 1 Пашнев Б.К. Психодиагностика: практикум школьного психолога/Б.К. Пашнев.-Ростов н/Д: Феникс,2010.-С. 239-242. |