Скачать 90.44 Kb.
|
Урок по геометрии. 9 класс. Тема: Углы между касательной к окружности и хордой, проведенной в точку касания. Цель урока: сформулировать и доказать свойства еще одного вида углов, связанных с понятием окружности – углов между касательной к окружности и хордой, проведенной в точку касания. Ход урока I. Устная работа (по рисунку 1) Устная работа проводится для того чтобы сориентировать учащихся на самостоятельную работу, которая последует вслед за этим. Чертеж, который использовался при опросе, будет являться подсказкой. В С А О Рис.1 1) С какими углами, связанными с окружностью, вы уже знакомы? Дайте определение и назовите их на чертеже. (Центральный угол (<АОС), вершина которого находится в центре окружности; вписанный в окружность (<АВС), его вершина лежит на окружности, стороны пересекают её). 2) Как связаны градусные меры этих углов? (Градусная мера вписанного угла равна половине градусной меры ему соответствующего центрального угла (<АВС= <АОС)). 3) Как связаны их градусные меры с дугой, на которую они опираются? (<АВС= ᵕАС, <АОС= ᵕАС). 4. Какие следствия из теоремы о вписанном в окружность угле вами уже изучены? (Вписанный в окружность угол, опирающийся на диаметр, прямой; вписанные в окружность углы, опирающиеся на одну дугу, равны). II. Самостоятельная работа. Самостоятельная работа направлена на проверку знаний теоретического материала. Данная работа даст возможность проанализировать восприятие классом теоретического материала.
Ответы:
III. Изучение нового материала. Объяснение нового материала начинается не с доказательства, а с устной задачи, которая подводит учащихся к самостоятельной формулировке данного свойства, а также облегчает понимание доказательства, так как оно повторяет этапы решения задачи. 1. Устная работа по рисунку на доске (рис.2). О В А С Рис.2 1) Назовите на чертеже центральный угол. ( <АОВ – вершина угла в центре окружности). 2) Что называется хордой? (Отрезок, соединяющий две точки окружности; в нашем случае АВ). 3)Назовите касательную к окружности. Каким свойством она обладает? (Прямая ВС. Касательная перпендикулярна радиусу, проведенному к точке касания, значит, <ОВС=90°). Этот угол обозначается на рисунке. 4) Покажите углы между касательной и хордой, проведенной в точку касания. Выберите и обозначьте наименьший. ( <АВС=60° (90°-30°)) 5) Назовите дугу, заключенную между касательной и хордой. (ᵕАВ). 6) Какому углу она равна? (ᵕАВ= <АОВ (градусная мера дуги равна градусной мере соответствующего центрального угла)). Эту формулировку учащиеся записывают под чертежом. 7) Вычислите градусную меру этого угла. (АО=ОВ(радиусы), следовательно, треугольник АОВ – равнобедренный с основанием АВ, следовательно, <А=<В=30°, следовательно <АОВ=180°–2*30° = 120°). 8) Сравните градусную меру угла между касательной и хордой и градусную меру дуги, заключенной между касательной и хордой. (Угол между касательной и хордой, проведенной в точку касания, равен половине дуги, заключенной между ними). Учащиеся записывают в тетрадь свойство угла, образованного касательной к окружности и хордой, проведенной к точке касания 9) Почему нельзя сказать, что это свойство мы уже доказали? (Числовой пример не является доказательством, так как мы не можем перебрать все числа). 2. Письменное доказательство теоремы ТЕОРЕМА: Угол между касательной и хордой, проведенной в точку касания, равен половине дуги, заключенной между ними. Доказательство теоремы опирается на уже решенную задачу. О N А В М Рис.3 Дано: Окружность (О;r), MN – касательная, АВ – хорда, АВ ∩MN = {А}, (рис.3). Доказать: <ВАМ= ᵕВА. Доказательство: 1. Дополнительное построение: ВО = АО (радиусы) 2. <АОМ=90°, так как MN – касательная, ОА- радиус, <ВАМ=90°– <ОАВ. 3. Рассмотрим треугольник ВОА: ОВ=ОА; значит, треугольник ВОА - равнобедренный с основанием АВ, поэтому <ОАВ=<АВО. <ВОА=180°– <ОАВ – <АВО=180°– 2*<ОАВ= 2*(90°–<ОАВ) 4. ᵕВА=<ВОА=2*(90°–<ОАВ)= 2*<ВАМ, значит, ᵕВА=2*<ВАМ и <ВАМ= ᵕВА. IV. Закрепление При закреплении нового материала используются задачи не из учебника, поэтому учащимся раздаются распечатки, содержащие задания. Задание №1 и 2 выполняются устно, №3,4(дополнительно) – письменно. З В адание №1 (рис.4). <АВС – ? С А Рис.4 Решение: 1. <АВС= ᵕВА (свойство угла между касательной и хордой). 2. ᵕВА=<АОВ=180° (развернутый угол). 3. <АВС= *180°=90°. Задание В №2 (рис.5). <СВЕ–? Е ? 50° С А Рис.5 Решение: 1. <СВЕ= ᵕВС (свойство угла между касательной и хордой). 2. <ВАС– вписанный окружность, значит <ВАС= ᵕВАС ( ᵕВС) (свойство вписанного угла). 3.ᵕВС= 2*<ВАС= 2*50°=100°, <СВЕ=100°:2=50° Задание D Е №3. (рис.6). <ADB–? В М А Рис.6 Решение: 1. ᵕВЕА=2*<АМВ (вписанный угол в 2 раза меньше дуги, на которую он опирается), следовательно, ᵕВЕА=2*80°=160°. 2. 3. Рассмотрим треугольник ADB: Угол между касательной и хордой, проведенной в точку касания, равен вписанному углу, опирающемуся на дугу, заключенную между касательной и хордой Задание №4. (рис.7) Дано: треугольник АВС вписан в окружность, <А:<В:<С=4:5:6; ВМ – касательная к окружности. Вычислить: <МВС и <МВА. В М 5х 4х 6х А С Рис.7 Решение: 1. Рассмотрим треугольник АВС: <А+<В+<С=180°. Пусть х– коэффициент пропорциональности: 4х+5х+6х=180, 15х=180, х=12. 2. <А=4*12°=48°, <МВС=<А=48° (свойство угла между касательной и хордой и вписанного угла, опирающегося на дугу, заключенную между касательной и хордой). 3. <АВМ=<АВС+<МВС=5*12°+48°=60°+48°=108°. V N . Итог урока (работа по рис. 8) В А О М К С 1) Назовите все получившиеся вписанные углы. (<САВ, <АВС, <ВСА). 2).Назовите все углы между касательной и хордами. ( 3).Какие из них будут равны и почему? ( 4) Какой из углов треугольника равен каждой из этих трех пар и почему? ( 5) Что можно сказать про вид треугольников ANB; BKC; CMA? (они равнобедренные, так как в каждом из этих треугольников есть по два равных угла). VI. Домашнее задание 1. Выучить теорию. 2. № 54, 59 |