Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой- Санкт Петербург ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011год.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 5-6 ГУО класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник для 3 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/В.В.Эк изд.-М.: «Просвещение», 2013./
Математика в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Цель:
Коррекция и развитие познавательной деятельности путем формирования основ математических знаний и умений.
Задачи:
-Формировать абстрактное понятия числа, величины, геометрической фигуры;
-Формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
-Формировать положительную мотивацию к учению;
-Развить интерес к учебным занятиям;
-Выработать умение слушать учителя и выполнять его задания.
-Воспитать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность;
-Развитие зрительного восприятия и узнавания;
-Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка;
-Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Обучение общеобразовательным предметам в коррекционной школе имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается прежде всего в том, что все, что изучается в школе, необходимо умственно отсталым детям в их практической жизни. Кроме того, все знания и навыки они получают практическим путем в процессе упражнений.
Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков умственно отсталых школьников с опорой на их сохранные возможности.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов. Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Рабочая программа разработана с учетом интеллектуальных, индивидуальных и психофизиологичесских особенностей учащихся класса.
Ученики не умеют считать, не ориентируются во времени, на странице в тетради, не называют геометрические фигуры, не различают цвета. У них слабо развита мелкая моторика. С большим трудом усваивают программный материал , нуждаются в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимают как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы и представлен преимущественно обиходной лексикой. Поэтому обучение ведется по упрощенной программе. Темы на урок неоднократно повторяются. Материал по изучаемым темам сокращен до уровня приобретенных ранее учениками ЗУН. Виды и формы организации учебного процесса.
Формы работы:
-урок;
- индивидуальная работа с учеником;
-коллективная работа.
Приёмы обучения:
-сравнение (нахождение и различия, выделения существенных признаков);
-классификация;
- дифференциация;
- установление причинно-следственных связей между понятиями;
- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях.
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснения и др);
-наглядные (демонстрация, иллюстрации) ;
-практические (наблюдение, упражнения, экскурсия, игры, самостоятельная работа,и др).
Технологии обучения:
- игровые;
-здоровьесберегающие;
-личностно-ориентированные;
- дифференцированного обучения;
-ИКТ.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Нумерация чисел в пределах 20.
Арифметические действия в пределах 20 (устное и письменное сложение и вычитание, умножение и деление).
Меры и именованные числа (стоимость, длина, масса, емкость, время), соотношения между ними.
Задачи: на увеличение и уменьшение в несколько раз;
на увеличение и уменьшение на несколько единиц;
нахождение суммы и остатка;
нахождение произведения и частного;
деление на равные части и по содержанию;
составные арифметические задачи.
Геометрический материал.
Нумерация
Таблица разрядов, классы. Простые и составные числа. Числовые выражения.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд.
Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного .
Присчитывание и отсчитывание по 2.
Таблица умножения и деления
Понятие умножения. Название компонентов умножения. Знак умножения. Таблица умножений чисел 2, 3, (в пределах 20). Деление. Знак деления. Название компонентов деления. Таблица деления на 2, 3 ( в пределах 20). Взаимосвязь таблицы умножения и деления. Деление на равные части и по содержанию.
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Единицы измерения и их соотношения
Единица (мера) длины дециметр. Обозначение: 1дм. Соотношение: 1дм = 10 м.
Единица (мера) массы – килограмм. Обозначение – 1 кг.
Единица (мера) времени – час. Соотношение: 1 час. = 60 мин. Определение времени по часам. Понятия ровно час, половина часа.
Геометрический материал
Построение кривой и прямой линии, луча, отрезка в разном положении.
Построение прямоугольника, квадрата, треугольника по самостоятельно поставленным точкам.
Построение прямого, острого и тупого углов. Выделение их на геометрических фигурах.
Название вершин, углов, сторон многоугольника, треугольника, прямоугольника.
Основные виды деятельности учащихся по предмету:
- устный счет;
- решение простых арифметических задач с помощью дидактического и счетного материала;
- работа с геометрическим материалом;
- самостоятельное выполнение работы;
- работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
- индивидуальные задания.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать:
смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Учащиеся должны уметь:
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по1, 2, в пределах 20;
откладывать на счетах любые числа в пределах 20;
складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
использовать знание таблиц умножения на 2,3 для решения соответствующих примеров на деление;
различать числа, полученные при счете и измерении;
определять время по часам (время прошедшее, будущее);
находить точку пересечения линий;
Примечания.
1. Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.
2. Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.
3. Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.
4. Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление.
Тематическое планирование
Тема раздела
| Кол.
часов
| Коррекционные задачи
| Обязательный минимум ЗУН
| Нумерация(повторение)
| 12 ч.
| -Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.
-Развивать внимание, долговременной памяти, умение работать самостоятельно.
-Корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнений.
| Учащиеся должны знать:
- числовой ряд 1-20
- сравнение чисел по количеству десятков и единиц;
- присчитывание и отсчитывание по 1,2.
Учащиеся должны уметь:
-обобщать, систематизировать знания о месте числа в числовом ряду.
-совершенствовать навык устного счета в пределах двадцати.
-обобщать, систематизировать знания о четных – нечетных, однозначных – двузначных числах.
-решать простые задачи.
| Сложение и вычитание без перехода через десяток(повторение).
Действие сложение и вычитание.
Меры времени.
Меры стоимости.
Меры длины.
Закрепление пройденного материала.
| 36ч.
15ч. 8ч.
2ч.
6ч.
5ч.
| -Расширять знания, умения, навыки при помощи произвольного сознательного запоминания.
-Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.
-Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений.
-Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание, память на основе игр, упражнений.
| Учащиеся должны знать:
- меры длины, массы и их соотношения;
- меры времени и их соотношение.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.
-уметь решать простые и составные задачи.
-определять время по часам.
| Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.
Сложение.
Вычитание.
| 30ч.
18ч.
12ч.
| -Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
-Коррекция логического мышления, пространственной ориентировки на основе игр.
-Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.
| Учащиеся должны знать:
-состав чисел первого десятка.
Учащиеся должны уметь:
выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
| Умножение и деление.
| 24ч.
| -Развивать точность, прочность и скорость запоминания.
-Развивать внимание, долговременной памяти, умение работать самостоятельно.
| Учащиеся должны знать:
- таблицу умножения и деления на 2,3 в пределах 20. -переместительное свойство произведения.
- связь таблиц умножения и деления. Учащиеся должны уметь:
-использовать знание таблицы умножения для решения соответствующих примеров на деление.
| Учащиеся должны уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
-сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
-определения времени по часам;
-решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Календарно-тематическое планирование I четверть.
№
| Тема урока.
| Кол.
часов
| Дата
| Геометрический материал.
| 1.
| Числовой ряд1-20. Счет в пределе 20.
| 1
|
| Геометрические фигуры.
| 2.
| Однозначные и двузначные числа.
| 1
|
| Построение квадратов по точкам.
| 3.
| Свойства чисел в числовом ряду.
| 1
|
| Построение треугольника по точкам.
| 4.
| Присчитывание и отсчитывание по 1.
| 1
|
| Построение треугольника по точкам.
| 5.
| Увеличение и уменьшение числа.
| 1
|
| Квадрат. Стороны квадрата.
| 6.
| Сравнение чисел в пределе 20. Знаки , , =.
| 2
|
| Прямоугольник. Стороны прямоугольника.
| 7.
| Присчитывание и отсчитывание по 2.
| 1
|
| Треугольник. Стороны треугольника.
| 8.
| Состав двухзначных чисел. Получение числа из десятков и единиц.
| 1
|
| Построение прямоугольника по самостоятельно поставленным точкам.
| 9.
| Таблица разрядов. Разложение чисел на десятки и единицы.
| 1
|
| Построение треугольника по самостоятельно поставленным точкам.
| 10.
| Закрепление пройденного материала.
| 1
|
| Построение геометрических фигур.
| 11.
| Самостоятельная работа.
| 1
|
|
| 12.
| Действие сложение .Компоненты и результат сложения
| 1
|
| Прямая линия. Кривая линия.
| 13.
| Переместительной свойство чисел при сложении.
| 1
|
| Различие и построение прямой и кривой линии.
| 14.
| Связь компонентов и результат сложения. Количество компонентов.
| 1
|
| Построение прямой линии через одну и две точки.
| 15.
| Число «0» как компонент сложения.
| 1
|
| Луч. Построение.
| 16.
| Действие вычитание. Компоненты и результаты вычитания.
| 2
|
| Отрезок. Построение отрезков.
| 17.
| Связь компонентов и результата вычитания.
| 2
|
| Прямая и кривая линии, луч, отрезок. Различие и построение.
| 18.
| Число «0» как компонент вычитания.
| 1
|
| Построение отрезков различной длины.
| 19.
| Сложение и вычитание , как взаимообразные действия.
| 2
|
| Построение отрезков по заданной длине.
| 20.
| Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределе 20.
| 2
|
| Построение и измерение отрезков.
| 21.
| Контрольная работа.
| 1
|
|
| 22.
| Работа над ошибками.
| 1
|
|
|
II четверть.
№
| Тема урока.
| Кол.
часов
| Дата
| Геометрический материал.
| 1.
| Меры времени: 1 час, 1 сут.
| 1
|
| Построение отрезков в разном положении.
| 2.
| Меры времени: неделя, дни недели.
| 1
|
| Построение отрезков в разном положении.
| 3.
| Определение времени по часам.
| 1
|
| Построение отрезков в разном положении.
| 4.
| Понятия «ровно час» , «половина часа».
| 2
|
| Построение отрезков в разном положении.
| 5.
| Решение примеров на определение времени.
| 1
|
| Построение отрезков в разном положении.
| 6.
| Решение задач на определение времени
| 2
|
| Построение отрезков в разном положении.
| 7.
| Меры стоимости: копейка, рубль.
| 2
|
| Построение отрезков в разном положении.
| 8.
| Меры длины: 1см, 1дм.
| 1
|
|
| 9.
| Соотношение 1дм=10см.
| 1
|
|
| 10.
| Решение примеров на нахождение длины.
| 2
|
| Построение квадрата по заданной длине сторон.
| 11.
| Решение задач на нахождение длины.
| 2
|
| Построение треугольника по заданной длине сторон.
| 12.
| Закрепление пройденного материала.
| 3
|
| Построение прямоугольника по заданной длине сторон.
| 13.
| Контрольная работа.
| 1
|
|
| 14.
| Работа над ошибками.
| 1
|
|
|
III четверть.
№
| Тема урока.
| Кол.
часов
| Дата
| Геометрический материал.
| 1.
| Десяток. Получение десятка путем сложения и вычитания чисел.
| 1
|
| Угол. Построение углов с помощью линейки.
| 2.
| Состав чисел первого десятка.
| 1
|
| Стороны угла и его вершина.
| 3.
| Разложение чисел первого десятка на два слагаемых.
| 1
|
| Построение углов.
| 4.
| Сложение чисел с переходом через десяток.
| 1
|
| Прямой угол. Построение.
| 5.
| Прибавление числа 9.
| 1
|
| Выделение прямого угла на геометрических фигурах.
| 6.
| Прибавление числа 8.
| 1
|
| Построение прямого угла в разном положении.
| 7.
| Составная задача. Решение задач в два действия.
| 2
|
| Острый угол. Построение.
| 8.
| Прибавление числа 7.
| 1
|
| Различие и построение прямых и острых углов.
| 9.
| Прибавление чисел 6 и 5.
| 1
|
| Выделение острого угла на геометрических фигурах.
| 10.
| Прибавление чисел 3 и 2.
| 1
|
| Построение острого угла в разном положении.
| 11.
| Решение примеров на сложение с переходом через десяток в пределе 20.
| 1
|
| Тупой угол. Построение.
| 12.
| Решение задач на сложение с переходом через десяток в пределе 20.
| 1
|
| Тупой угол. Построение.
| 13.
| Мера емкости: 1л, пол-литра.
| 1
|
| Выделение тупого угла на геометрических фигурах.
| 14.
| Мера массы: 1 кг.
| 1
|
| Построение тупого угла в разном положении.
| 15.
| Закрепление пройденного материала.
| 2
|
| Различие и построение углов.
| 16.
| Самостоятельная работа.
| 1
|
|
| 17.
| Десяток. Получение десятка путем вычитания.
| 1
|
| Различие и построение углов.
| 18.
| Вычитание чисел с переходом через десяток.
| 1
|
| Многоугольники Построение.
| 19.
| Вычитание числа 9.
| 1
|
| Многоугольники Построение.
| 20.
| Вычитание числа 8.
| 1
|
| Различие и построение многоугольников.
| 21.
| Вычитание числа7.
| 1
|
| Вершины и углы многоугольников.
| 22.
| Вычитание чисел 6 и 5.
| 1
|
| Вершины и углы многоугольников.
| 23.
| Вычитание чисел 4, 3, 2.
| 1
|
| Вершины и углы многоугольников.
| 24.
| Решение примеров и задач на вычитание с переходом через десяток.
| 2
|
|
| 25.
| Закрепление пройденного материала.
| 1
|
|
| 26.
| Контрольная работа.
| 1
|
|
| 27.
| Работа над ошибками.
| 1
|
|
|
IV четверть.
№
| Тема урока.
| Кол.
часов
| Дата
| Геометрический материал.
| 1.
| Сложение нескольких одинаковых слагаемых.
| 1
|
| Квадрат. Стороны квадрата. Построение.
| 2.
| Замена сложения нескольких одинаковых слагаемых действием умножением. Знак умножения «Х».
| 1
|
| Построение квадрата по заданной длине сторон.
| 3.
| Замена сложения умножением. Чтение действия умножения.
| 1
|
| Построение двух квадратов разного размера.
| 4.
| Действие умножение. Компоненты и результат умножения.
| 1
|
| Прямоугольник. Стороны прямоугольника. Построение.
| 5.
| Таблица умножения числа 2.
| 2
|
| Построение прямоугольника по заданной длине сторон.
| 6.
| Решение примеров и задач на нахождение произведения.
| 2
|
| Построение двух прямоугольников разного размера.
| 7.
| Деление на равные части. Знак деления «:». Чтение действия деления.
| 1
|
| Треугольник. Стороны треугольника. Построение.
| 8.
| Действие деление. Компоненты и результат деления.
| 1
|
| Построение треугольника в разном положении.
| 9.
| Таблица деления на 2.
| 2
|
| Построение треугольника в разном положении.
| 10.
| Решение примеров и задач на нахождение частного.
| 2
|
| Построение двух треугольников в разном положении.
| 11.
| Решение примеров и задач на нахождение частного.
| 1
|
| Построение двух треугольников разного размера.
| 12.
| Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
| 1
|
| Построение многоугольников в разном положении.
| 13.
| Самостоятельная работа.
| 1
|
|
| 14.
| Таблица умножения числа 3
| 2
|
| Углы, вершины, стороны квадрата и прямоугольника.
| 15.
| Таблица деления на 3.
| 1
|
| Углы, вершины, стороны треугольника.
| 16.
| Закрепление материала.
| 2
|
| Углы, вершины, стороны многоугольника.
| 17.
| Контрольная работа.
| 1
|
|
| 18.
| Работа над ошибками.
| 1
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения. 1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа-Пресс, 1994.
2. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М.: Просвещение, 2007.
3. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1992.
4. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.
5. "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой- Санкт Петербург ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011год.
6. учебник для 3 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/В.В.Эк изд.-М.:«Просвещение», 2001./
7. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по математике. 1 класс. – М.: ВАКО, 2005.
8. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1990. |