Урок подготовила учитель математики: Боташева М.М.
Тема: Три признака равенства треугольников
Цель: Повторить теоретический материал по теме «Признаки равенства треугольников»;
углубить практические навыки решения задач;
развивать у учащихся исследовательские навыки решение задач;
воспитывать любовь к своему родному краю. I Фронтальное повторение (проверка домашнего задания)
Проверка задачи решенной учащимися дома проводит ученик по заранее записанному решению на доске. Ему задают дополнительные вопросы.
№ 38 А.В.Погорелов
Дано:
АВ∩СД=О
АВ=СД
АО=ОД Доказать:
∆АВС=∆ДВС
Доказательство:
1. АВ=СД по условию,
АО=ОД по условию,
СО=ОВ ,
∟АОС=∟ДОВ как вертикальные, значит ∆АОС=∆ДОВ.
Из равенства этих треугольников следует АС=ДВ.
Рассмотрим ∆ АВС и ∆ ДВС: АВ=СД по условию
ВС- общая сторона, АС=ДВ по доказанному.
Значит, ∆АВС=∆ДВС по третьему признаку равенства треугольников.
ч.т.д.
II Опрос- проводится с помощью кроссворда. Горизонталь: 1. Прямые, пересекающиеся под прямым углом. 2. Признак равенства треугольников по стороне и двум прилежащим углам. 3. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. 4. Треугольник с равными сторонами.
5. Признак равенства треугольников по трем сторонам.
Вертикаль: 6. Треугольник с двумя равными сторонами. 7. Признак равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними. 8. Треугольник с прямым углом.
7
|
| 8
|
|
| 6
|
| п
|
| п
|
| 1
| п
| е
| р
| п
| е
| н
| д
| и
| к
| у
| л
| я
| р
| н
| ы
| е
|
| а
|
| р
|
| я
|
| в
| 2
| в
| т
| о
| р
| о
| й
|
| м
| н
|
| ы
|
|
| о
| о
| й
|
| у
| б
|
| г
| 5
| т
| р
| е
| т
| и
| й
|
| о
|
|
| д
|
| л
|
| р
|
|
| ь
| 3
| м
| е
| д
| и
| а
| н
| а
| н
|
| н
|
| ы
| 4
| р
| а
| в
| н
| о
| с
| т
| о
| р
| о
| н
| н
| и
| й
|
|
| ы
|
|
|
|
| й
|
III. Исследование решения задач.
Задача изображена на плакате и прикреплена на магнитной доске.
Задача 1
Дано
ДО=ОС
ВО=ОЕ
Доказать:
АВ=EF
Доказательство:
1. ВО=ОЕ, ДО=ОС по условию
∟ВОС=∟ДОЕ как вертикальные углы
Значит, ∆ВОС=∆ДОЕ по первому признаку равенства треугольников.
? (Сформулируйте первый признак равенства треугольников)?
2. ∟АОС=∟ДОF как вертикальные
∟АОС=∟АОВ+∟ВОС
∟ДОF = ∟ДОЕ+∟ЕОF
∟АСО=∟ОДF т.к. ∆ВОС=∆ДОЕ
ОС=ОД по условию
Значит, ∆АОС=∆ДОF по второму признаку равенства треугольников.
?(Сформулируйте второй признак равенства треугольников)?
3. АС=ДF т.к. ∆АОС=∆ДОF
BC=ДЕ т.к. ∆ВОС=∆ДОЕ
АВ=АС-ВС
ЕF=ДF-ДЕ , отсюда следует АВ=ЕF
ч.т.д.
Данную задачу решили учащиеся в три этапа. Для решения 1 этапа к доске вышел ученик со средними способностями, а второго и третьего- ученик с хорошими знаниями.
IV. Решение задач, составленных учащимися.
Задача №2 Задача для мальчиков.
Эту задачу предложил Айбазов Рамазан-ученик 7 «а»класса.
Мой отец стеклил окно. От оконного стекла треугольной формы откололся один из его углов. Можно ли,по сохранившимся частям, папе вырезать такое же оконное стекло?
Какие следует снять размеры?
Ответ: Анализируя условие задачи,
её формулировку можно записать так:
1. Построить треугольник по стороне АВ и двум углам ∟А и ∟В.
2. Построить треугольник по двум сторонам и углу между ними (∟С). Задача №3. Задача для девочек.
Эту задачу придумала Эркенова Светлана-ученица 7 «а» класса.
У младшего брата на коленях брюк была пришита аппликация в виде равнобедренного треугольника. Он играл на улице и вернулся домой с одной из них. Как вы ему поможете? Какие нужно снять мерки?
Ответ: Аппликацию можно изготовить тремя способами: пользуясь первым, вторым или третьим признаком равенства треугольников. Задача№4. Задача для самостоятельной работы.
Для учащихся класса Ильичёв Валерий предложил свою задачу. Учитель труда дал мне задание отрезать рейки для равнобедренного треугольника, периметр которого равен 84см, а его боковая сторона в 3 раза больше основания.
Помогите мне найти стороны треугольника. Решение.
Пусть основание АВ треугольника АВС равен Х см, тогда боковые стороны (АС и ВС) равны по
(3х) см. Составим уравнение:
3х+3х+х=84
7х=84,
Х=12.
12 см- основание АВ.
3х12=36(см) сторона АС
Т.к. АС=ВС, то ВС=36см.
Ответ: 12 см, 36 см, 36 см. Задача № 5. Свою задачу предлагает Гусакова Виктория.
На уроке труда я сшила фартук, на котором сделала аппликацию в виде равнобедренного треугольника. Найдите стороны треугольника. Найдите стороны треугольника, если его основание в 2 раза меньше боковой стороны, а периметр его равен 40 см.
Решение:
Пусть основание х см, тогда боковые стороны по (2х)см. Зная, что периметр равен 40см.
Составим и решим уравнение:
Х+2х+2х=40,
5х=40,
Х=40:5,
Х=8.
Следовательно, основание аппликации -8см.,а боковые стороны по 2х8=16см.
Ответ: 8см, 16см, 16см.
V. При подведении итога урока оцениваются учащиеся, которые предлагали задачи для решения и учащиеся решившие их, за решение задачи №5 три ученика получают оценку отлично, за быстроту решения. VI.Домашнее задание:
1. Повторить пп. 20,22,27.
2. Решить № 32. |