Скачать 206.41 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛАШМАНСКАЯ СОШ» ЧЕРЕМШАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Республика Татарстан, Черемшанский район, село Лашманка, ул.Химиков 53 ОПЫТ РАБОТЫ учителя математики первой квалификационной категории МБОУ «Лашманская СОШ» Салаховой Р.Х. Методическая тема: «Проблемно-поисковое обучение с использованием информационных технологий с целью развития самостоятельности учащегося в постановке задач, пробах действий, достижении результата своей деятельности» СОДЕРЖАНИЕ:
III. УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Учителю: «Кто многое с собой несет, Тот многим что-нибудь приносит». Гете I ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО С МОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Я – обыкновенная сельская учительница. Живу в небольшом татарском селе, где до сих пор сохранилась очень добрая традиция – никто не пройдет мимо любого человека, даже незнакомого, не поздоровавшись. У нас прекрасная школа, хорошие и добрые ученики, образованные и очень интелигентные учителя. Вот уже больше двадцати лет я у классной доски. Вопросы, ответы, контрольные работы, самостоятельные работы, задачи, примеры, проверки...Урок за уроком...Зачем я иду на урок? Чтобы ребята знали математику! Но ведь в жизни логарифмы и производные пригодятся далеко не многим. Зачем же им мои уроки? Что хорошего они вспомнят спустя многие годы? И как же вдохнуть смысл в ежедневную и практически однообразную школьную деятельность? Каждый мой урок – это маленькая жизнь. И я за нее в ответе. Многое в проффессионализме учителя зависит от понимания таких понятий как “образование”, “обучение”, “воспитание”,”развитие”. Издавно известно :”Учитель, воспитай ученика.” Не “научи”, а “воспитай”! А как можно воспитать у ученика ответственность за собственную работу, если не было ее у самого учителя? Мы должны передать детям частицу самих себя, своего понимания предмета, понимания смысла образования, свое отношение к работе...Невозможно развитие интереса к математике, если затух собственный интерес к ней. По-моему, первое в педагогическом мастерстве – собственный интерес к своему предмету. Я стараюсь на каждом уроке показать, что казалось бы скучный для учащихся предмет математики, очень даже интересный. Для этого необходимо связывать математику с реальной жизнью. Образование должно воспитывать уважение к науке – тяжелейшему труду человеческого ума. Учитель должен уважать свой предмет – не нужно портить его шаблонными однообразными заготовками уроков. Нужно каждый урок хорошо обдумывать, ведь один план подходит для конкретного класса, а для другой параллели этот план совсем не подходит. Как придет мастерство, если работать по старым планам, если не идти вперед вместе с прогрессом. Вторая составляющая педагогического мастерства – развитие и обновление. Блез Паскаль писал :”Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным.” На уроке хорошо иметь под рукой сборник занимательных и шуточных задач, набор фокусов и головоломок с математическим подтекстом по разным темам. Ведь это большое счастье, когда дети смеются на уроке – как солнце в ненастный день. И мы получили третий признак педагогического мастерства – умение разрядить обстановку, ь дать возможность детям отдохнуть от монотонного труда. Одна из составляющих деятельность учителя – атмосфера на уроке. В этой атмосфере разворачиваются отношения с детьми и детей между собой. Нужно сделать так, чтобы детям было комфортно на твоем уроке. Чтобы никто не чувствовал себя униженным, чтобы все были заняты и делали то, что им под силу по данной теме на данном уроке. По статистическим данным, после опроса учащися на вопрос “Что вам мешает учится?” большинство ребят ответило, что атмосфера в классе. Значит, очередная составляющая педагогического мастерства – умение создать благоприятную атмосферу в классе, создать настоящий коллектив. Создание коллектива в самом хорошем смысле этого слова очень рутинный и долгий труд и зависит от работы всего коллектива. Неосторожно брошенное слово может сломать ученика. Поэтому, учителю необходимо следить за каждым своим словом! А, если все-таки обидел, не нужно стесняться попросить прощения. Дети очень добры, они простят... В словах А. Эйнштейна: “... радость видеть и понимать...” слились воедино чувство, эмоция и разум – все, что дает человеку возможность открывать: детям- мир и нас, а нам – их. II. МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В нашей стране, в нашем обществе жизнь ставит задачу «обучения через всю жизнь». И поэтому, современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором, прочными знаниями, хорошо владеющими компьютерными технологиями. Проблема подготовки таких выпускников приобретает особоважное значение, в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Перед образованием стоит проблема самостоятельного успешного освоения учащимися новых знаний, умения учиться. ФГОС второго поколения определяют как предметные, так и метапредметные, и личностные результаты обучения. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: - формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; - проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Каждый раз, когда я составляю план урока, я задаю себе одни и те же вопросы:
Чтобы ответить на эти вопросы обратилась к теме «Проблемно-поисковое обучение с использованием информационных технологий с целью развития самостоятельности учащегося в постановке задач, пробах действий, достижении результата своей деятельности». Цель моей работы – это формирование конкурентоспособной, успешной личности. Задачи моей педагогической деятельности: - дать учащимся качественное математическое образование; - использовать в своей работе новые педагогические технологии, эффективные методы обучения; - научить учащихся самостоятельной целеустремленной работе; - помочь учащимся раскрыть способности; - способствовать развитию универсальных умений у учащихся. Математика у большинства учащихся вызывает некоторую неприязнь учащихся. Я думаю, что моя методическая тема, цель и задачи позволяют мне развить личность ученика в соответствии с его возможностями и интересами. Для мотивации учащихся к изучению математики я работаю по следующей педагогической системе – использую проблемно-поисковые технологии, элементы дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные технологии. Применение компьютерных технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Согласно новым стандартам образования школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». III Направления моей деятельности С чего начинается урок? Конечно же, с внимательного взгляда учителя! Все ли присутствуют в классе? Все ли чувствуют себя хорошо? Какое сегодня настроение у ребят? Доли секунды необходимы для получения ответов на все эти вопросы. Если все хорошо, приступаем к проверке домашнего задания.
Отдельно хочу остановиться на проблеме домашних заданий. Необходима чёткая, планомерная работа учителя в этом направлении. Домашние задания у меня бывают (по времени) краткосрочными и домашние задания на длительный срок. Краткосрочные домашние задания задаются ежедневно. Кстати, они тоже делятся на небольшие и объемные. Домашние задания на длительный срок – это создание презентаций (в старших классах), рефераты (в 8-11 классах), творческие задания, например, сочинение математической сказки, создание геометрической модели, разбор варианта ГИА или ЕГЭ. Как правило, на эти домашние задания отводится от недели до двух-трех недель. По сложности задания тоже задаются дифференцированно (не всегда, но в своем большинстве). Домашняя работа задается не только по учебнику, которому занимается данный класс, но и по другим альтернативным учебникам (используем электронные варианты данных учебников), некоторые работы выставляю на свой сайт или даю учащимся ссылки на материал (по электронной почте). При подготовке к ЕГЭ и ГИА широко используем сайты Александра Ларина, МЕГЭБАНК, Открытый банк заданий, сайт Гущина и т.д. Таким образом, я учу ребят не только математике, но и умению планировать своё время, уметь правильно определить свой уровень знаний (учащиеся сами выбирают какое домашнее задание они будут выполнять на данном этапе), уметь владеть компьютером и правильно находить нужную информацию. Домашнее задание я проверяю различными способами: а) при помощи компьютера:
б) без применения компьютера:
Актуализация знаний позволяет повторять пройденный материал, приводить свои знания в определенную систему. Для актуализации знаний, повторения знаний по каждому классу (с 5го по 11классы) имею:
В большинстве случаев, новую тему я не называю, ее выводят сами учащиеся. Для этого необходимо подвести учащихся к проблеме данного урока. Для постановки проблемы использую все то, что окружает учащихся. Например, при изучении темы «Окружность. Длина окружности», я задаю вопрос «Ребята! Внимательно посмотрите на эти предметы ( можно использовать мяч, шар, кольцо от связки ключей, пластинку, диск ….). Скажите, что их объединяет?» А перед тем как вывести формулу длины окружности, нужно практическим путем вычислить удивительное число пи. Для этого раздать учащимся цилиндры разных размеров. Предложить им измерить длину окружности при помощи обыкновенной нитки, измерить ее при помощи линейки и разделить полученную длину на диаметр. А то, что примерно у всех получится одно и то же число и оно постоянно поймут и сами учащиеся. Уже после всего этого учащиеся без труда выведут формулу длины окружности. Если на данном этапе используем интерактивную доску, то эту часть урока сопровождаем демонстрацией слайда с целью постановки учебной проблемы, или слайдом, на котором дана тема урока и план изучения темы - это зависит как от темы так и от уровня конкретного класса. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения ( презентации для устного счета), затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах. Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-фильма, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствует развитию самостоятельности. Учащийся может наблюдать на экране, что получается после осуществления той или иной операции, как меняется значение выражения, когда меняется тот или иной параметр. Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Для объяснения нового материала у меня по всем классам есть демонстрационные презентации, которые можно изменять в зависимости от уровня данного класса. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Приведу пример разработки урока по математике на тему «Решение комбинаторных задач. Правило умножения» с применением информационных технологий. (Данная моя разработка опубликована на сайте 1 Сентября «Открытый урок» (festival.1september.ru›articles/596815) Цели урока:
Оборудование: интерактивная доска, презентация. ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания – собираю тетради. 3. Актуализация знаний (Приложение 1, слайды 2-3) Охарактеризуйте следующие события:
В коробке лежат 7 красных, 2 жёлтых, 4 синих шара. Охарактеризуйте следующие события:
4. Постановка учебной задачи Мальчикам дается следующее задание: перед вами 5 предметов – подарков для девочек: духи, крем, пудра, помада и лак. Сколько вариантов подарков можно составить, если подарок будет состоять из двух предметов? Получившиеся варианты запишите на доске. В это же время с девочками решаем следующие задачи: перед вами некоторое количество шаров разного цвета. Давайте положим в коробку 3 синих и 2 желтых шара. Теперь вопросы:
Слово предоставляется мальчикам. Они рассказывают решение своей задачи. Обсуждение. Одна из девочек объясняет задачу с шарами. Обсуждение. 5. Объяснение нового материала Вам даны две цифры – 7 и 8. Сколько двухзначных и трехзначных чисел мы можем составить при помощи этих двух цифр? Каким образом вы решили задачу? Сравните своё решение, с решением на слайде (Приложение 1, слайды 4-5) Подобные задачи нам знакомы из математики 5 класса. Мы перебираем все возможные варианты, которые называются комбинациями. А задачи такого типа называются …? (Комбинаторными) Просчитывать возможные или невозможные комбинации в жизни приходиться часто, поэтому полезно познакомиться с комбинаторными задачами и способами их решения.
Для того, чтобы ответить на последний вопрос, рассмотрим следующую задачу: На завтрак мама предложила сыну выбрать бутерброд с колбасой или с сыром, а также чай, какао или кофейный напиток. Сколько вариантов завтрака мама предложила сыну? Решим ее двумя способами. Первый – составим «дерево вариантов» (Приложение 1, слайды 6-7), второй способ – при помощи правила умножения (Приложение 1, слайд 8) Итак, тема нашего урока – «Правило умножения при решениях комбинаторных задач» Давайте рассмотрим задачи на применение правила умножения (Приложение 1, слайды 9-10) 6. Комбинаторные задачи можно составить очень легко. Сколько уроков у вас сегодня? Пять? Русский язык, математика, физкультура, география и рисование. Очень хорошо. Задача получается следующая: сколько вариантов расписания можно составить на сегодняшний день? Сколько вариантов расписания можно составить, если учесть, что физкультуру первым уроком ставить не нужно? Сколько вариантов расписания можно составить, если учесть, что математику желательно поставить вторым или третьим уроком? Вас в классе 12 человек. Сколькими способами в вашем классе можно выбрать старосту и учебного сектора? Сколькими способами можно составить группы из 2 человек для дежурства в классе? – Давайте решим составленные задачи. 7. Итог урока – Что нового вы узнали сегодня на уроке? Пригодятся ли вам новые знания? Понравился ли вам урок? – Кто из вас свою работу оценивает сегодня на «отлично»? «Хорошо»? 8. Домашнее задание: составить и решить 5 комбинаторных задач на применение правила умножения. Литература:
С сентября 2012 года я стала руководителем группы «Коллективный ученик» заочного отделения Малого механико-математического факультета МГУ. В моей группе было 11 человек, но трое из них не смогли справится с первой работой и выбыли. Остальные плодотворно работают. Мы оформили и отправили три работы, подготовили четвертую. За первые две получили оценку «хорошо». Нас ждет четыре года учебы. Не скажу, что занятия даются очень легко. Ведь это дополнительная нагрузка для учащихся и не все могут заставит себя работать дополнительно. Но лед тронулся – уже не ждут подсказок от меня, а пытаются сами разобраться ( и разбираются) с упражнениями. В основном занятия проводим раз в неделю.
Я уже многие годы сотрудничаю с Издательским домом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ». Раньше выписывала журналы и газеты, теперь же я руководитель по организации работы участия нашей школы в общероссийском проекте «ШКОЛА ЦИФРОВОГО ВЕКА». Нам очень нравится данный проект. В 2010-2011 учебном году я и мои ученики участвовали в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся и стали ПОБЕДИТЕЛЯМИ конкурса «Учебный проект». на сайте 1 Сентября можно ознакомиться с теоретической частью нашего проекта «Все о «тройке» и чуть больше…» и презентацией к проекту.
Ежегодно наше методическое объединение проводит неделю математики, физики информатики. Неделя проходит очень насыщено. Я, как руководитель МО стараюсь вовлечь в данное мероприятие как можно больше учащихся. Участвуют даже учащиеся начальных классов. И, конечно же, мы обязательно, ровно через неделю, на линейке подводим итоги, награждаем победителей конкурсов. Ниже представлена одна из проведенных недель:
Не секрет, что в каждой школе, да и почти в каждом классе есть учащиеся, с которыми необходимо работать не как со всеми. Как же я работаю по данному направлению? Конечно, многое делается непосредственно на уроке – чаще других спрашиваем, держим под контролем выполнение домашнего задания, чаще проверяем тетради, систематически подходим во время урока и контролируем работу в классе. Но систематический контроль не достаточен. Стараюсь сделать так, чтобы им стало интересно учиться, чтобы они поверили в себя. При выполнении письменных работ эти учащиеся получают карточки с более легкими примерами и задачами. Даю им возможность пересдачи данных работ. Остаемся после уроков, разбираемся с классной работой, решаем домашнюю работу. Мои слова «Ребята, не переписывайте все мои примеры и примеры ваших одноклассников, если не поняли тему. Лучше решите 1-2 примера, но пусть они будут решены вами» знают все ученики. Всегда ли все получается? Не буду лукавить – конечно же, не все как хотелось бы в идеале, но делается многое.
Последние годы я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики. В нашем объединении пять учителей. Все с высшим образованием. О своих коллегах могу сказать только самые теплые слова. Конечно же, я стараюсь помочь любому нашему педагогу. Мы вместе разрабатываем уроки, классные часы, делаем самопрезентации, снимаем видео, монтируем его. Есть успехи – наша учительница Гайбадуллина И.М. заняла второе место на муниципальном конкурсе «Учитель года 2010», Динмухаметова К.Р. стала победителем конкурса «Классный руководитель». IV УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ Многое в работе учителя зависит от того, в каких условиях работает данный учитель. В нашей школе созданы все условия для плодотворной работы как учителей так и учащихся: кабинеты светлые и просторные, комфортная температура, почти в каждом кабинете установлены интерактивные доски. Ниже представлены фотографии моего кабинета . V ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сколько людей живет на Земле? А сколько у них мыслей? Если мы помножим общее количество людей на количество их мыслей, то мы получим огромное произведение. О чем же мы думаем? Больше всего мыслей о практических заботах сегодняшнего дня, о себе и о тех, кто рядом с нами. Меньше мыслей о всей своей жизни и о нашей стране. И только одна мысль о вечности и человечестве… Посмотрим на это с математической точки зрения. Возьмем на плоскости круг. Сколько точек (наших мыслей) можно на нем расположить? Да, очень много. Но среди всех точек есть одна, единственная – точка, которая является центром данного круга. Она то и является нашим – учительским центром мыслей – дать знания ученику в том объеме, в котором он может воспринять их в данный момент и по данной теме. Эта точка - центр тяжести нашей души, она составляет нашу духовную жизнь. Сколько стоит мир, все, у кого была возможность, учились. Вслушаемся в слова: образование дают, образование получают… Дают и получают – как наследство…Какое же наследство получат наши и конкретно мои ученики? Эффективность процесса обучения определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу. Отношения, складывающиеся на уроке, создают (благоприятный или неблагоприятный) микроклимат урока. Они воздействуют на протекание учебной деятельности школьника, влияют на настроение ученика, заставляют его переживать (радоваться, огорчаться, испытывать страх и т.п.). Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Когда учащиеся познают все новые и новые для него стороны деятельности, видят перспективы развития науки и возможности приложения ее к практике, когда его учение носит творческий характер, то его познавательные интересы расширяются и углубляются. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увлеченности. Давайте помножим число людей на Земле на число их мыслей. Мы получим огромное произведение. О чем же мы думаем? Больше всего мыслей о практических заботах сегодняшнего дня, о себе и о тех, кто рядом с нами. Меньше мыслей о всей своей жизни и о нашей стране. И только одна мысль о вечности и человечестве… Посмотрим на это с математической точки зрения. Возьмем на плоскости круг. Сколько точек ( мыслей) можно на нем расположить? Да, очень много. Но среди всех точек есть одна, единственная – точка, которая является центром данного круга. Она то и является нашим – учительским центром мыслей – дать знания ученику в том объеме, в котором он может воспринять их. Эта точка - центр тяжести нашей души, она составляет нашу духовную жизнь. Сколько стоит мир, все, у кого была возможность, учились. Вслушаемся в слова: образование дают, образование получают… Дают и получают – как наследство…Какое же наследство получат наши и конкретно мои ученики? |