Основы мировых религиозных культур и светской этики. Светская этика.
(5-й класс)
Тверская область п. Молоково МОУ Молоковская СОШ имени Н. В. Огаркова
Смирнова Галина Анатольевна
Урок 8 (второй по теме). Тема: Добродетель и порок. Цели:
1-я линия развития личности.
Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства.
2-я линия развития личности.
Формировать отношение к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения.
Развивать умение оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.
Формировать чувство собственного достоинства и другие положительные черты характера. Предметные умения:
Мысленно прогнозировать трудности, которые могут встретиться в жизни, и анализировать их.
Формулировать правила добродетели на основе текстов и своего жизненного опыта.
Определять главные мысли текстов учебника и формулировать свои выводы.
Обсуждать разные точки зрения.
Решать модели жизненных задач.
Приводить примеры жизненных ситуаций, в которых есть моральная дилемма.
Приводить примеры нравственного выбора из художественных произведений с опорой на свой читательский опыт.
Оборудование: карточки для работы в группах, слайды.
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
|
I. Проверка домашнего задания.
| 2 1 2 1 2 3 1 2 3
– Древнегреческий философ Аристотель считал: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми. » – А как считаете вы? Поделитесь своими размышлениями о сокровищах нравственности.
Вспомните, что такое добродетель? порок?
Заслушиваются варианты ответов по теме предыдущего урока (на экране-слайд с определениями) .
|
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
6. Устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.
2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
|
II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
| 2 3 5 6 1 2 1 2 3 1 2 3
– Послушайте притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…
И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал….
– Каковы ваши предположения по поводу ответа мудреца?
«Всё в твоих руках…»
– Кто обладал качествами добродетели, а кто порока. Назовите эти качества
– Как бы вы сформулировали тему урока?
Предположения детей.
Посмотрим, как сформулировали тему урока авторы учебника. (Тема урока: «Добродетель и порок».)
Какого человека можно считать добродетельным?
Работа с фотографиями . (слайды)
Определите, что изображено на фотографии: добродетель или порок? Докажите.
Кто помогает получить хорошее воспитание?
Аристотель дает еще одно определение добродетели.
Чтение текста на с. 20.
Прочитайте вслух текст на с. 20(1 абзац).
Какое новое определение добродетели дает Аристотель? (Ответы обучающихся)
Как можно определить, какое качество является добродетелью, а какое пороком? (Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.)
Как определить истинную добродетель? (Найти середину между избытком и недостатком.)
Учащиеся предлагают свои варианты вопроса.
– Какую проблему мы должны решить на уроке? («Научиться определять, что является добродетелью?»)
Проблема записывается на доске.
|
III. Решение проблемы, открытие новых знаний.
| 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 4 1 2 3
Учащиеся делятся на 3 группы, каждая группа получает задание.
Прочитайте текст и постарайтесь объяснить какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели. Почему?
Задание для 1-й группы:
Работа со словами: расточительность-щедрость-скупость.
Задание для 2-й группы:
Работа со словами: вредность-дружелюбие-угодничество.
Задание для 3-й группы:
Работа со словами: безрассудная отвага-мужество-трусость.
Учащиеся выступают по группам с ответами.
Коллективная работа.
Определите, что является добродетелью, расположив слово между избытком и недостатком . ( заботливость, навязчивость, равнодушие; бесцеремонность, робость, скромность)
Работа с рассказом «Огромное небо» после чтения учителем.
Как вы оцениваете поступок штурмана? Экипажа самолета? Почему?
Нравится ли вам это качество?
Кого из ваших друзей или знакомых можно назвать мужественным человеком?
К каким выводам вы пришли? Можете ли вы теперь сказать, кого называют добродетельным человеком?
Ответы детей.
Учитель предлагает записать в тетради или добродетельные качества, или добродетельные поступки ( по выбору обучающихся).
Какие полезные советы вы нашли в тексте?
Запишите свои выводы.
|
IV. Выражение решения проблемы.
| 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 1
– Вспомним главный вопрос урока:
Что такое добродетель, а что порок? Какого человека можно назвать добродетельным?
Дети отвечают, опираясь на ключевые слова урока.
– Какие из этих качеств вы замечаете в себе?
|
V. Выполнение продуктивных заданий по теме.
|
1 2 3 4 6 1 2 3 4 1 2 1 2 3
Учитель предлагает детям в парах выполнить следующие продуктивные задания.
– Обсудите и договоритесь, как вы понимаете смысл следующих высказываний: Три добродетели украшают душу: красота, мудрость и любовь. (Цицерон)
Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный - размышление, второй, самый легкий - подражание, третий, самый горький - опыт. (Конфуций)
Игра «Колечко дружелюбия»
Дети встают в круг, и каждый выбирает себе какую-либо профессию. Педагог просит детей представить, что волшебное колечко дружелюбия помогает людям разных профессий. Затем он обходит детей и вкладывает в руки кого-то одного колечко дружелюбия. Тот, кому попало колечко, рассказывает, чем дружелюбие может помочь человеку выбранной им профессии в его работе.
Например: дружелюбному врачу больные более охотно расскажут про все свои боли и беспокойства, и ему легче будет выписать для них нужное лекарство. Дружелюбному проводнику пассажиры подарят много улыбок и будут соблюдать в его вагоне порядок и чистоту. Дружелюбному продавцу покупатели подарят добрые слова, и ему не придется тратить силы на ссоры с покупателями.
После того как ребенок рассказал о представителе той или иной профессии, он вкладывает колечко в руки другого ребенка в круге, и игра продолжается.
|
|
VI. Итог урока. Рефлексия.
| 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 1 2 3
– Какого человека можно считать добродетельным?
– Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? (Диск. Это интересно. «Команда Мурзилки». Добровольные помощники).
– Путь добродетели труден и долог. Многим кажется, что проще жить так, как хочется только ему. Но тогда такой человек должен быть готов к тому, что окружающие его люди не захотят общаться с ним, не захотят с ним дружить. И не надо бояться, что ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным. Моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни, в тесном и постоянном общении и взаимодействии с другими людьми. Самым главным на этом пути, началом морального совершенствовании, первым шагом на пути к добродетельному поведению является признание ценности других людей. В своих поступках человек не может ориентироваться только на свои интересы и убеждения, он должен уважать интересы и убеждения других людей. Только таким путем человек может добиться морального совершенствования и стать добродетельным. Если ты будешь стремиться к этому, приложишь старания, будешь стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения, то рано или поздно люди скажут о тебе: «Вот настоящий человек, на которого можно положиться». А это и есть высшая оценка добродетельного человека.
– «Доброе дело, если оно действительно доброе, стоит больше, чем миллион добрых слов; но порой слово и есть дело, и тогда оно дорого стоит», – считал немецкий поэт, публицист, просветитель-демократ Иоганн Зейме.
– Как эта мудрость созвучна с темой нашего урока?
Мнения детей.
– Вам интересно было работать на уроке?
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
– Какие выводы вы сделали для себя?
|
| VII. Домашнее задание.
| 2 3 5 6 1 2 2 3 1 2 3
Подготовьте ответ на понравившийся вопрос.
– Найдите информацию о людях, которые могут служить примером для подражания.
– Расскажите о своих поступках или поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные. Обоснуйте своё мнение.
|
|