Скачать 63.34 Kb.
|
Тема: Звук [ж]. Буква Ж, ж Интегрированный урок по Письму и развитию устной речи . 1 класс 2013 г. Учитель Богомаз Елена Васильевна. Тип урока: открытие новых знаний Цель: создать условия для ознакомления с новым звуком [ ж] и буквой, которой он обозначается Ж, ж; рассмотреть особенности нового звука; Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод. Ход урока: I этап: Организационный Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы. Содержание деятельности: 1. Организация начала урока а) Считалочка: Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели. б) Слова учителя (к классу): - Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! II этап: Актуализация опорных знаний. Задачи этапа: актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний. Содержание деятельности: 1. Чтение учителем стихотворения К. Бальмонта «Снежинка» Светло-пушистая Снежинка белая. Какая чистая! Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится Не ввысь лазурную, На землю просится. - Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? (Радостное, чудесное, прекрасное, светлое). - С этим прекрасным настроением начнём наш урок. Кто главная героиня стихотворения? (Снежинка). - Сегодня на снежинках прилетели наши друзья звуки - Назови имена всех звуков. Расскажи, что их объединяет? (Это буквы, обозначающие звуки согласные, парные). - Попробуйте разделить на две группы. Чем они отличаются? (звонкостью, глухостью) - Что заметили необычного? (Один из звуков без имени). - Этот звук пока не знает, в какую группу ему присоединиться. Мы должны помочь ему в этом. Согласны? (Да, мы поможем звуку найти свою группу). - А помогут нам снежинки, на которых прилетели звуки. III ЭТАП: Формулирование темы и цели. Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Содержание деятельности: 1. Определение нового звука в слове. Формулирование темы и цели на урок. - Проговорите слово снежинка . Найдите в нём звук, с которым мы ещё не знакомы. Произнесите его - [ ж]. - Сформулируйте тему урока, закончив предложение, записанное на доске. (Звук [ж] и буква Ж, ж которая его обозначает). - Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока: Познакомиться со … звуком [ ж] Учиться отличать … звук [ж] от других звуков; Учиться читать и писать … слоги и слова с новой буквой. IV ЭТАП: Открытие новых знаний. Знакомство с новым звуком. Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о звуке [ж] и букве, которая его обозначает. Содержание деятельности: 1. Выделение нового звука из слова «Снежинки». Наблюдение за звуком. - Что нужно узнать о звуке? (Согласный он или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий; звонкий или глухой). - Какой это звук и почему. Вывод: Звук [ж ] согласный, потому что воздух встречает преграду. - Красавица снежинка нежная, пушистая и, кажется, мягкая. А вот слов, где бы наш новый звук был мягким, мне не удалось найти. Придумайте вы такие слова, чётко произнося звук. Дети называют разные слова с новым звуком. - Смогли ли вы придумать слова с мягким звуком? (Нет). - Какой можно сделать вывод? Вывод: Звук [ж] всегда твёрдый. - Произнесите звук. Какой он: звонкий или глухой? Почему? Вывод: Звук [ж] звонкий, потому что произносим его голосом и шумом. 2. Работа с лентой букв. - Найдём букву Ж на ленте букв. - В каком ряду ищем? - Каким цветом шторки в окошке? Вывод: Звук [ж] согласный, твёрдый, звонкий. 3. Физминутка. - Мы сейчас отправимся в зимний лес, где настоящих снежинок видимо-невидимо. Нам понадобиться полезный предмет, чтобы не провалиться в снег. Какой это предмет и почему именно он нужен сегодня на уроке? (Это лыжи, потому что в этом слове есть звук [ж]. - Мы – лыжники. Проходя по лесу, мы будем останавливаться, и хлопать в ладоши возле тех предметов, в названиях которых, есть звук [ж]. Если нового звука не услышим, то едем дальше. Медвежата, шиповник, ёжик, подснежник, дятел, шишка, снежок, берёзка, осинка, кедр. (Дети изображают движение на лыжах.) - Какой звук нужно было услышать? Дайте ему характеристику. (Звук [ж] согласный, твёрдый, звонкий). 4. Знакомство с новой буквой. Работа с учебником (с. 81) - Пока мы гуляли по лесу, в окошко влетел ветер и перепутал все буквы. На что похожа буква, обозначающая звук [ж]? (На снежинку или жука). Стала снежинка буквою “Ж”. Эта буква широка и похоже на… Солнце её не растопит уже. И при этом точно жук издаёт жужжащий звук. Ж-Ж-Ж. 5. Письмо буквы ж. Работа в тетради. - Какой буквой на письме обозначается звук [ж]? - Из каких элементов состоит строчная буква ж? - Но чтобы нам красиво и правильно написать букву, мы должны подготовить руку к письму. Физминутка. Капустка. Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трём-трём, Мы капустку жмём-жмём. - Письмо буквы Ж на доске с объяснением. (Начинаем писать букву с левого полуовала, немного ниже верхней линии рабочей строки. Закругляем вправо ,пишем полуовал. Не открывая руки, возвращаемся по написанному и ведём соединительный штрих вверх, не отрывая руки, ведём вниз наклонную линию, затем снова пишем соединительный штрих для письма правого полуовала.) - Самостоятельное письмо в тетради. ( Найти букву-королеву.) 7. Чтение слогов в Букваре. - С какими гласными дружит буква ж? Как будем читать её? Почему? (Ж дружит с гласными а, у, о, и, е). Чтение слогов самостоятельно; хором с уменьшением громкости, с увеличением громкости.. На какие слоги надо обратить внимание? Почему? (Жи). - Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласной буквой ы. Она отказались стоять после ж. - Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания. Жи пиши с гласной и. 8. Письмо в тетради сочетания жи, и слов ужи, ежи, лужи, ножи. V ЭТАП: Первичное закрепление знаний. Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели 5. Самостоятельная работа . Самостоятельное чтение текста. - Снежинка наша не только красавица. Это очень интересное явление природы. Снежинки не всегда бывают белыми. Бывали случаи, когда на земле выпадали снежинки красного, синего и жёлтого цвета. Происходило это из-за присутствия пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок. По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло. - Что интересного узнали о снежинках? Какого цвета могут быть снежинки? От чего это происходит? Как по снежинкам можно определить погоду? -Прочти слова с новой буквой. Расскажите про букву ж. VI ЭТАП: Итог урока Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. 1. Игра «Ворота открытий» - Какие открытия вы сделали на уроке? - Вернёмся к нашим целям. - Чем займёмся на следующем уроке ? Кого поблагодарим за работу на уроке? |