Скачать 49.97 Kb.
|
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Клочковская средняя общеобразовательная школа» Урок русского языка в 6 классе Выполнила: учитель русского языка и литературы Кондрашкина Т. В. Клочки 2013 Тема:Гласные в суффиксах существительных - ек и - ик Цели урока: 1) образовательная: учить правописанию суффиксов –ек и –ик; 2) развивающая: развивать мышление учащихся; 3) воспитательная: воспитывать бережное отношение к родному языку. Ход урока
-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов! Запишите, пожалуйста, число, «Классная работа» и оставьте строчку для темы, её мы сформулируем позднее. II. Работа с субъектным опытом учащихся. Сейчас я продемонстрирую всем вам известных животных. Ваша задача — назвать животных ласково Слайд 1 Слайд2 Слайд 3 Слайд4 Слайд 5 На доске и в тетради получается следующая запись: бегемотик слоник барашек котик котёночек тигрёночек Давайте посмотрим, как образовались данные слова (при помощи суффиксов -ек и -ик). Это уменьшительно-ласкательные суффиксы. В каких случаях мы используем слова с данными суффиксами в жизни? Формулирование темы и задач урока. Запись темы урока в тетрадь Гласные в суффиксах существительных -ек и –ик III. Подготовка к объяснению нового материала. Проблемная ситуация На доске записаны слова пузырёчек и ключик В существительном пузырёчек в суффиксе пишется буква е, а в слове ключик - буква и. Интересно, а почему? Просклоняем эти существительные: И. п. - пузырёчек ключик Р. п. - пузырёчка ключика Д. п. - пузырёчку ключику В. п.= И. П. Т. п. - пузырёчком ключиком П. п. - о пузырёчке о ключике Что же мы заметили? При склонении слова пузырёчек гласный выпадает, а при склонении слова ключик гласный не выпадает. Формулирование правила. IV. Правило. Работа с текстом, с таблицей, со схемой (по выбору). Материал у каждого учащегося на парте. Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик 1. Текст. В суффиксах существительных -ек и -ик пишется буква Е, если гласный выпадает, и буква И, если гласный не выпадает. Например: песочек — песочка, шалашик — шалашика. 2. Таблица.
3. Схема. Гласный выпадает гласный не выпадает ек ик песочек — песочка шалашик - шалашика V. Закрепление. 1. Наблюдение за языковым материалом Платочек - платочка сыночек - сыночка звоночек – звоночка Ключик – ключика шалашик – шалашика носик - носика 2. Образуйте слова при помощи суффиксов –ек, -ик Слайд6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Физкультминутка «Черепаха»: наклоны головы вперёд- назад. «Весы»:левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук. 3. Задание по выбору (выполняется учащимися самостоятельно, затем осуществляется проверка всех заданий устно). Материал у учащихся на парте. а) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически выделите орфограммы. Жёсткий сухар...к, маленький сад...к, зелёный стебелёч...к, положить в мешоч...к, прелестный букет...к, кудрявый бараш...к, маленький ящич...к, заросший овраж...к, острый ножич...к, забавный котёноч...к, дубовый лист...к, прибрежные куст...ки. б) Тест. Выберите правильный вариант ответа.
1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к.
1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к.
1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к.
1) салат...к, 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к.
1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к.
1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик.
1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик. в) Напишите связный текст, используя как можно больше слов с суффиксами -ек и -ик. VI. Итог урока. VI. Д/з: § 45, упр. 251 или 252 (по выбору учащихся). |