Скачать 57.03 Kb.
|
ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Зав. РОЭП ИМЦ Кировского района СПб, науч. рук. ГБОУ СОШ № 539 СПб, канд. пед. наук Л.В. Арьяева В условиях введения ФГОС возникают проблемы освоения учителем новых подходов к работе, отношений, терминологии и пр. Учитель поставлен в ситуацию необходимости постоянного обновления психолого-педагогических знаний и умений. Так, весьма актуальна сегодня проблема освоения учителем технологии формирования универсальных учебных действий (УУД) школьников. Одним из шагов по решению этих проблем стал научно-практический семинар в ГБОУ СОШ № 539 Кировского района Санкт-Петербурга по теме «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе», проведённый 13 марта 2013 года. Тема семинара была выбрана в соответствии с направлениями системной работы по внедрению ФГОС, проводимой ИМЦ Кировского района Санкт-Петербурга. Эта работа включает подготовку основной школы к переходу на новый стандарт образования в 2015 году в условиях существования проблемы преемственности первой и второй ступеней обучения. В связи с этим, на семинар были приглашены, кроме работников начального звена школ города, педагоги основной школы. В семинаре также участвовали студенты Некрасовского педколледжа. В рамках реализации проекта «Я буду учителем» – разработки ИМЦ Кировского района и колледжа – планируется участие студентов в реальном образовательном процессе школ, включая научно-практическую деятельность ОУ. Данный проект – попытка ИМЦ решить проблему заполнения вакансий квалифицированными специалистами – учителями начальных классов. Цель семинара: анализ процесса и результата формирования УУД обучающихся в начальных классах. Задачи семинара:
Решение указанных задач предполагало трёхчастную структуру семинара (пленарная, практическая и рефлексивная части). Это отражено в Приложении 1 (Программа семинара). Семинар открыла Т.Н. Фатеева, директор 539-й школы, сказав о важности преобразований, потенциале и желании педагогов школы расширить свои знания и контакты для успешного введения ФГОС. В пленарной части выступили директор ИМЦ Кировского района, канд. пед. наук Е.Ю. Федотова и замдиректора по учебно-производственной практике Некрасовского колледжа, канд. пед. наук Н.Ю. Бутко. Они обозначили основные направления развития образования в условиях внедрения ФГОС и назвали конкретные мероприятия районного и городского уровней. Логичным продолжением стало выступление замдиректора по УВР в начальной школе ГБОУ СОШ № 539 Е.Ю. Лапиной. Она выделила три вектора инновационной деятельности школ:
Е.Ю. Лапина назвала мероприятия, проводимые в начальной школе по указанным направлениям. Учитель начальных классов, замдиректора ГБОУ СОШ № 521 Красногвардейского района СПб М.Ю. Шилина провела мастер-класс с демонстрацией дидактических инструментов, позволяющих формировать УУД второклассников на уроках русского языка. Участники были вовлечены в работу, используя необходимое приложение в раздаточных папках гостя. Мастер-класс неоднократно отмечался ими в анкетах как имеющий практическую ценность. В пленарной части выступила Т.И. Прудникова, воспитатель группы продлённого дня (ГПД) ГБОУ СОШ № 539. Она представила работу по формированию УУД обучающихся в ГПД на примере выполнения экологического проекта «Проблема чистой воды в водоемах нашего края». Замдиректора по УПР 539-й школы Л.Е. Грибанова ориентировала участников семинара по содержанию их экспертной деятельности. Практическая часть включала проведение 6 открытых уроков, на которых был задействован 131 учащийся начальных классов. В первой параллели шли 4 урока:
Каждому участнику семинара была дана таблица учебных заданий урока в первой параллели, который он посетил, и соответствующих этим заданиям УУД. Таблица была составлена для иллюстрации того, с какой целью учитель вводит каждое конкретное задание на уроке. Приглашённые могли оценить выбор учителя, его педагогическое мастерство в формировании УУД и выразить это в анкете обратной связи. Во второй параллели проводились уроки по предмету «ОРКиСЭ» (модуль «Светская этика») в двух четвёртых классах учителями И.Н. Ивановой и А.Ю. Прохоровой. Тема уроков по предмету «ОРКиСЭ» была выбрана одна и та же – «Семейные праздники». Она реализовывалась по единому плану, с одинаковыми учебными заданиями. Перед проведением уроков участникам было предложено в именной матрице УУД отметить те действия, которые, на их взгляд, формировались у четвероклассников. Этот экспертный лист использовался в дальнейшем в групповой работе (рефлексивная часть семинара) и был передан организаторам в конце мероприятия для последующего анализа учителями школы. В рефлексивной части семинара участники были ознакомлены с сущностью системно-деятельностного подхода, в том числе с содержанием 4 видов анализа деятельности в указанном подходе. Производился целевой и операциональный анализ. Участники семинара были разделены на 2 группы в соответствии с тем, урок какого учителя в четвёртом классе они посетили. Группам были розданы листы с напечатанными учебными заданиями (4 экз.) и по 4 карты: 1. Личностные УУД. 2. Познавательные УУД. 3. Коммуникативные УУД. 4. Регулятивные УУД. Каждая карта содержала графы с конкретными видами указанных УУД. Они представлены в Приложении 2 (Карты для групповой работы). Группы распределяли задания урока по графам и аргументировали своё решение. Таким образом, была проведена работа по осмыслению содержания УУД и его реализации на уроке. Судя по анкетам обратной связи, она была актуальна и отличалась новизной – неоднократно отмечались высокий инновационный потенциал и высокая результативность мероприятия. Значимым результатом научно-практической деятельности 539-й школы стало распространение инновационного опыта в городе: на семинаре присутствовали представители ОУ девяти районов города – Педагогического колледжа № 1 им. Н.А. Некрасова (Московский район), школ Выборгского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Невского, Петродворцового, Фрунзенского и Центрального районов Санкт-Петербурга (65 чел.). Будут подготовлены публикации по результатам рефлексии мероприятия, продолжена работа по корпоративному обучению педагогов 539-й школы. Планируемая тема обучения связана с проектированием современного урока в контексте требований ФГОС. 25 марта 2013 г. Санкт-Петербург |