Скачать 65.03 Kb.
|
Урок математики в 1 классеучитель начальных классов Лучникова Т.С Тема: Задача. (урок – исследование). Задачи: Образовательные: Формировать представление о структуре задачи. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Предметные: Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради. Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи. Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Методы: репродуктивный, эвристический, проблемный Оборудование: презентация к уроку, карточки с названиями этапов исследования, карточки с выражениями, набор цифр у детей, карточки с названиями составных частей задачи, шапочка магистра, тексты задач Ход урока: 1.Организация класса. Разминка: 1. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. – Урок я хочу начать словами китайской мудрости (запись на доске) Слайд 1 Я слышу – и забываю, Я вижу – и запоминаю, Я делаю – и понимаю. – Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать. . Слайд 2 Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) - Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? Слайд 3 «Что я не знаю?», «Сам найду способ» 2 Самоопределение к деятельности -Послушайте два рассказа и сравните их: 1 .Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов набрали звери ? 2 Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка – звери, потому-что их тело покрыто шерстью. -Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир» ? Кто догадался , о чем пойдет речь сегодня на уроке ? 3. Сообщение темы . Учитель. Юные мои математики , не хотите ли узнать ещё что-то о задаче и её составных частях? - С этой целью предлагаю провести исследование по теме. В конце урока мы должны получить проект под названием "Задача". ( РАБОТА В ГРУППАХ: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ) Слайд - Наметим наш план действий: 1 этап - карточка с восклицательным знаком (надпись "Подумать!") 2 этап - "Узнать из книг" (рисунок книги) 3 этап - "Наблюдение и эксперимент" (рисунок ладони) 4 этап - "Обобщение материала" (нарисован вопросительный знак) 4. Работа по теме урока 1 этап - карточка с восклицательным знаком (надпись "Подумать!") СЛАЙД № Найдите задачу! ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА У доски 2 ученика.(Работа по слайду) - Сразу скажу, что в задаче то, что нам известно, называется УСЛОВИЕМ. А то, что нужно найти - ВОПРОСОМ задачи. Прочитайте в нашей задаче условие. А теперь вопрос задачи. (На листочках - УСЛОВИЕ, ВОПРОС) - Давайте проверим это знание вторым этапом. . 2 этап - "Узнать из книг" (рисунок книги) - Из какой книги вы сейчас можете узнать о задаче? (из учебника) С.88 - Исследуйте эту страницу и найдите подсказку. (ЧТЕНИЕ ПО УЧЕБНИКУ ЧЕМУ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ) - Итак, действительно, задача состоит из УСЛОВИЯ, ВОПРОСА. - Закрепим это знание. ( РАБОТА –ОБЪЯСНЕНИЕ С ДИСКА,) Физкультминутка Привет сосед! Как ты тут? Я скучал! Ты пришел? Хорошо! Пожелайте друг другу удачи! 3 этап - Давайте выясним точно, что является какой частью задачи. Для этого давайте прочитаем 1 с.88. (вписываем в листочки какие слова? РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ) - Закрепим это знание. 3 этап - "Наблюдение и эксперимент" (рисунок ладони) - Вернемся к нашим полузадачам и проанализируем их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает? В 1-й - задать ВОПРОС. В 3-й - дополнить УСЛОВИЕ недостающими данными. - Давайте устно решим их. 4 этап - "Обобщение материала" (нарисован вопросительный знак) На листочках и на доске записаны слова столбиком: ЗАДАЧА, УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ - Если условие неполное, не хватает чисел - можно решить задачу? - Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей? - Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Это и есть наш проект, который мы должны были составить к концу урока Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. (РАБОТА В ГРУППАХ) СОЕДИНИ ВОПРОС С УСЛОВИЕМ ЗАДАЧИ) 4 медвежонка РЕШЕНИЕ На поляне играли 6 медвежат, 2 медвежонка убежали ВОПРОС Сколько медвежат осталось играть ОТВЕТ 6-2=4 УСЛОВИЕ 5. Итог урока. - Мы с вами сегодня занимались совершенно новой для вас работой. Ваше впечатление об этой работе - трудно ли было на уроке, не очень или легко? Хотели бы вы еще когда-нибудь провести исследование? А нужно ли проводить такие исследования? (можно узнать много интересного) -Хотите узнать что будем делать завтра на уроке Вернемся на лесную поляну и будем учиться составлять задачи по картине. Список использованной литературы: 1.УМК: 1. Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 1 класс 1 часть, М.: Просвещение, 2010 1.Рабочая тетрадь по математике для 1кл. № 1 сост. Моро М.И., Волкова С.И.- Москва, Просвещение, 2009 г. 2. Поурочные разработки по математике. 1класс. сост ФефиловаЕ.П., Поторочина Е.А. - Москва «ВАКО» 2008г. 3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Поурочное и тематическое планирование по математике. К учебнику М.И.Моро и др. «Математика В 2-х частях 1 класс» М.: Просвещение, 2008 4.Нестандартные уроки в начальной школе: повторяем, исследуем, обобщаем, играем./сост. М.С.Умнова. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008. – (Уроки мастерства).Список использованной литературы: 1.УМК: 1. Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 1 класс 1 часть, М.: Просвещение, 2010 1.Рабочая тетрадь по математике для 1кл. № 1 сост. Моро М.И., Волкова С.И.- Москва, Просвещение, 2009 г. 2. Поурочные разработки по математике. 1класс. сост ФефиловаЕ.П., Поторочина Е.А. - Москва «ВАКО» 2008г. 3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Поурочное и тематическое планирование по математике. К учебнику М.И.Моро и др. «Математика В 2-х частях 1 класс» М.: Просвещение, 2008 4.Нестандартные уроки в начальной школе: повторяем, исследуем, обобщаем, играем./сост. М.С.Умнова. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008. – (Уроки мастерства). |