Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации уча-щихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 ч в неделю. Планирование учебного материала по алгебре рассчитано на 68 учебных часа (2 часа в неделю), количество конт-рольных работ:8. Рабочая программа конкретизирует содержание предмет-ных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Изменения, внесенные в примерную учебную программу и их обоснование
В соответствии с планом внутришкольного контроля добавлены две контрольные работы: входная контрольная работа (за курс геометрии 8 класса) и административная контрольная работа (итоговая за I полугодие), в связи с этим, изменено соотношение часов отведенных на раздел «Повторение», и вместо предложенных в авторской программе 6 часов, в рабочей программе 4 часа.
Цели Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
формирование представлений об идеях и методах математики как универ-сального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явле-ний;
воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых-математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Задачи учебного предмета Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей сово-купности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержа-тельные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естест-венным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выра-жений и формул; совершенствование практических навыков и вычисли-тельной культуры; приобретение практических навыков, необходимых для повседневной жизни.
формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности; развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений; развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
важной задачей изучения математики является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равно-ускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
формирование функциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, пони-мать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты в простейших прикладных задачах.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овла-девают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершен-ствуют опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выпол-нения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения эксперимен-тов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письмен-ной речи, использования различных языков математики (словесного, симво-лического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипо-тез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использо-вания разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Учебно-методический комплект
Геометрия: Учеб. Для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений /А. В. Погорелов. – М.: Просвещение, 2007.
Программы общеобразовательных учреждений: «Геометрия, 7-9 классы». Составитель: Бурмистрова Татьяна Антоновна - М. Просвещение, 2009.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры до-казательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; при-меры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зави-симости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; при-меры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; при-меры геометрических объектов и утверждении о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действитель-ности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружа-ющего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное располо-жение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по уеловию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты векто-ра, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объе-мов); в том числе: для углов от 0° до 180° определять значения тригоно-метрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить сторо-ны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, пло-щадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п
| Наименование
раздела и тем
| Часы учеб-ного вре-мени
| План. дата прове-дения
| Дата факт. прове-дения
| Примеч-ание
| 1.
| § 11.Подобие фигур.
| 14
|
|
|
| 1.
| Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия.
| 1
|
|
|
| 2.
| Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия.
| 1
|
|
|
| 3.
| Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам.
| 1
|
|
|
| 4.
| Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам.
| 1
|
|
| Подг. К ГИА
7.2.9
| 5.
| Признак подобия треугольника по двум сторонам и углу между ними. Признак подобия треугольника по трем сторонам.
| 1
|
|
|
| 6.
| Входная контрольная работа № 1 за курс 8 класса.
| 1
|
|
|
| 7.
| Признак подобия треугольника по двум сторонам и углу между ними. Признак подобия треугольника по трем сторонам.
| 1
|
|
| Подг. К ГИА
7.2.9
| 8.
| Подобие прямоугольных треугольников.
| 1
|
|
|
| 9.
| Подобие прямоугольных треугольников.
| 1
|
|
|
| 10.
| Контрольная работа №2 «Подобие фигур».
| 1
|
|
|
| 11.
| Углы вписанные в окружность.
| 1
|
|
|
| 12.
| Углы вписанные в окружность.
| 1
|
|
|
| 13.
| Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.
| 1
|
|
|
| 14.
| Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.
| 1
|
|
|
| 15.
| Контрольная работа №3. «Углы вписанные в окружность».
| 1
|
|
|
| 2.
| § 12. Решение треугольников.
| 9
|
|
|
| 16.
| Теорема косинусов.
| 1
|
|
|
| 17.
| Теорема косинусов.
| 1
|
|
|
| 18.
| Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами.
| 1
|
|
|
| 19.
| Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами.
| 1
|
|
|
| 20.
| Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами.
| 1
|
|
| Подг. К ГИА
7.2.11
| 21.
| Решение треугольников.
| 1
|
|
|
| 22.
| Решение треугольников.
| 1
|
|
| Подг. К ГИА
7.2.11
| 23.
| Решение треугольников.
| 1
|
|
|
| 24.
| Контрольная работа №4. «Решение треугольников».
| 1
|
|
|
| 3.
| § 13. Многоугольники.
| 15+1
|
|
|
| 25.
| Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.
| 1
|
|
|
| 26.
| Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.
| 1
|
|
|
| 27.
| Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.
| 1
|
|
| Подг. К ГИА
7.3.5
| 28.
| Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.
| 1
|
|
|
| 29.
| Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.
| 1
|
|
|
| 30.
| Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.
| 1
|
|
|
| 31.
| Построение некоторых правильных многоугольников.
| 1
|
|
|
| 32.
| Административная контрольная работа №5.
| 1
|
|
|
| 33.
| Подобие правильных выпуклых многоугольников.
| 1
|
|
|
| 34.
| Подобие правильных выпуклых многоугольников.
| 1
|
|
| Подг. К ГИА
7.3.5
| 35.
| Подобие правильных выпуклых многоугольников.
| 1
|
|
|
| 36.
| Длина окружности.
| 1
|
|
|
| 37.
| Длина окружности.
| 1
|
|
|
| 38.
| Радианная мера угла.
| 1
|
|
| Подг. К ГИА
7.5.3
| 39.
| Радианная мера угла.
| 1
|
|
|
| 40.
| Контрольная работа №6. «Многоугольники».
| 1
|
|
|
| 4.
| § 14. Площади фигур.
| 17
|
|
|
| 41.
| Понятие площади. Площадь прямоугольника.
| 1
|
|
|
| 42.
| Понятие площади. Площадь прямоугольника.
| 1
|
|
| Подг. К ГИА
7.5.4
| 43.
| Понятие площади. Площадь прямоугольника.
| 1
|
|
|
| 44.
| Площадь параллелограмма.
| 1
|
|
|
| 45.
| Площадь параллелограмма.
| 1
|
|
| Подг. К ГИА
7.5.5
| 46.
| Площадь треугольника. Формула Герона для площади треугольника.
| 1
|
|
| Подг. К ГИА
7.5.7
| 47.
| Площадь треугольника. Формула Герона для площади треугольника.
| 1
|
|
|
| 48.
| Площадь трапеции.
| 1
|
|
| Подг. К ГИА
7.5.6
| 59.
| Площадь трапеции.
| 1
|
|
|
| 50.
| Контрольная работа №7. «Площади фигур».
| 1
|
|
|
| 51.
| Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.
| 1
|
|
|
| 52.
| Формулы для радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника.
| 1
|
|
|
| 53.
| Площади подобных фигур.
| 1
|
|
|
| 54.
| Площади подобных фигур.
| 1
|
|
|
| 55.
| Площадь круга.
| 1
|
|
|
| 56.
| Площадь круга.
| 1
|
|
| Подг. К ГИА
7.5.8
| 57.
| Контрольная работа №8 «Площади подобных фигур».
| 1
|
|
|
| 5.
| Элементы стереометрии.
| 7
|
|
|
| 58.
| Аксиомы стереометрии.
| 1
|
|
|
| 59.
| Параллельность прямых и плоскостей в пространстве.
| 1
|
|
|
| 60.
| Параллельность прямых и плоскостей в пространстве.
| 1
|
|
|
| 61.
| Параллельность прямых и плоскостей в пространстве.
| 1
|
|
|
| 62.
| Многогранники. Тела вращения.
| 1
|
|
|
| 63.
| Многогранники. Тела вращения.
| 1
|
|
|
| 64.
| Многогранники. Тела вращения.
| 1
|
|
|
| 65.
| Повторение курса планиметрии.
| 1
|
|
|
| 66.
| Повторение курса планиметрии. Решение задач.
| 1
|
|
|
| 67.
| Повторение курса планиметрии. Решение задач.
| 1
|
|
|
| 68.
| Обобщающий урок за курс 9-го класса
| 1
|
|
|
|
| Итого
| 68
|
|
|
|
Содержание программы учебного курса
Подобие фигур
Понятие о гомотетии и подобии фигур. Подобие треугольников. При-знаки подобия треугольников. Подобие прямоугольных треугольников. Цент-ральные и вписанные углы и их свойства.
Основная цель — усвоить признаки подобия треугольников и отра-ботать навыки их применения.
Данная тема фактически завершает изучение главнейших вопросов курса геометрии: признаки равенства треугольников, сумма углов треу-гольника, теорема Пифагора. Свойства подобных треугольников будут многократно применяться в дальнейших темах курса, поэтому значительное внимание уделяется решению задач, направленных на формирование умений доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков и вычислять элементы подобных треугольников.
Решение треугольников Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
Основная цель — познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
В данной теме знания учащихся о признаках равенства треугольников, о построении треугольника по трем элементам дополняются сведениями о методах вычисления всех элементов треугольника, если заданы три его опре-деленных элемента. Таким образом, обобщаются представления учащихся о том, что любой треугольник может быть задан тремя независимыми элемен-тами.
В начале темы доказываются теоремы синусов и косинусов, которые вместе с теоремой о сумме углов треугольника составляют аппарат решения треугольников.
Применение теорем синусов и косинусов закрепляется в решении за-дач, воспроизведения доказательств этих теорем можно от учащихся не тре-бовать.
Многоугольники Ломаная. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого много-угольника. Правильные многоугольники. Окружность, вписанная в пра-вильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного много-угольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Радианная мера уг-ла.
Основная цель — расширить и систематизировать сведения о много-угольниках и окружностях.
Сведения о многоугольниках обобщают известные учащимся факты о треугольниках и четырехугольниках: теорема о сумме углов многоугольника — обобщение теоремы о сумме углов треугольника, равносторонний треу-гольник и квадрат — частные случаи правильных многоугольников. Изу-чение формул, связывающих стороны правильных многоугольников с ра-диусами вписанных в них и описанных около них окружностей, решение задач на вычисление элементов правильных многоугольников, длин окруж-ностей и их дуг подготавливают аппарат решения задач, связанных с много-гранниками и телами вращения в стереометрии. Особое внимание следует уделить изучению частных видов многоугольников: правильному треуголь-нику, квадрату, правильному шестиугольнику.
Площади фигур Площадь и ее свойства. Площади прямоугольника, треугольника, па-раллелограмма, трапеции. Площади круга и его частей.
Основная цель — сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур.
Понятие площади и ее основные свойства изучаются с опорой на наг-лядные представления учащихся и их жизненный опыт. В теме доказывается справедливость формулы для вычисления площади прямоугольника, на ос-нове которой выводятся формулы площадей других плоских фигур. Это до-казательство от учащихся можно не требовать.
Вычисление площадей многоугольников и круга является составной частью решения задач на многогранники и тела вращения в курсе стере-ометрии. Поэтому при изучении данной темы основное внимание следует уделить формированию практических навыков вычисления площадей плос-ких фигур в ходе решения соответствующих задач.
Элементы стереометрии Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность пря-мых и плоскостей в пространстве. Многогранники. Тела вращения.
Основная цель — дать начальное представление о телах и поверх-ностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в прост-ранстве.
В начале темы дается определение предмета стереометрии, приводится система аксиом стереометрии и пример доказательства с их помощью тео-рем.
Рассматриваются различные случаи расположения прямых и плоско-стей в пространстве. Определение простейших многогранников и тел враще-ния проводится на основе наглядных представлений.
Повторение курса планиметрии. Повторение курса планиметрии. Решение задач Основная цель — повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курсы геометрии 7-9.
|