Скачать 2.15 Mb.
|
Методические разработки уроков развивающего обучения к курсу «Окружающий мир» Е.В.Чудиновой, Е.Н.Букваревой (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) 1. «Как мы наблюдаем? Виды восприятия человека: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. – 1 класс» 2. «Упражнения в наблюдении и рефлексии ощущений. Выделение зрения и осязания как наиболее важных для человека функций восприятия. – 1 класс 3. «Вода и её превращения. Круговорот воды в природе. – 2 класс 4. «Плоды и семена. – 2 класс 5. «Почему прорастают семена? – 2 класс 6. «Почему проростки зеленеют? – 2 класс 7. «Маршрут – одномерная (линейная) запись пути. Необходимость общепринятых картографических символов. – 2 класс 8. «Выбор направления пути. – 2 класс 9. «Ориентирование на местности с помощью Солнца. – 2 класс 10. «Ориентирование на местности с помощью звезд. – 2 класс 11. «Изолинии – способ изображения высоты на плане и карте. – 2 класс 12. «Изображение глубины озера на плане и карте. – 2 класс 13. «Роль цвета на карте. – 2 класс 14. «Моделирование формы Земли. Наблюдаемые явления, подтверждающие шарообразность Земли. – 3 класс 15. «Земная кора. Гипотезы об образовании и движении материков. – 3 класс 16. «Работа с окаменелостями. Гипотезы об образовании гор. Гипотезы об образовании впадин. – 3 класс 17. «Горные породы и минералы. Круговорот горных пород.– 3 класс» 18. «Почему реки текут? Гипотезы о причинах движения воды в реках. – 3 класс 19. «Гипотезы о движении Земли. Системы мироздания Птолемея и Коперника. Объяснительные гипотезы смены дня и ночи. – 3 класс 20. «Закон всемирного тяготения и его значение для объяснения современной модели мироздания. – 3 класс 21. «Значение наклона земной оси для явления смены сезонов (времен года). – 3 класс 22. «Значение наклона земной оси для явления смены сезонов (времен года) - урок 2. – 3 класс 23. «Глобус – модель Земли. – 3 класс . Пояснительная записка. Представленные сценарии уроков разработаны автором к курсу «Окружающий мир» авторов Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой (система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова) и отражают технологию обучения по этой системе. Основным методом обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова является постановка перед детьми и решение ими системы учебных задач. Основной учебной задачей курса «Окружающий мир» авторов Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой является использование эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. Поэтому основополагающим умением в содержании курса является формирование умения учащихся самостоятельно выдвигать гипотезы об окружающем мире и проверять их:
- с помощью замещающей модели (в случаях, когда нельзя провести эксперимент из-за масштабности изучаемых объектов). Однако, если учитель будет выдавать детям информацию (знания) в готовом виде, то у них не возникнет ни малейшей необходимости выдвигать какие-либо гипотезы. Поэтому особо важной задачей учителя на уроке является не доведение до учеников готовых фактов, сведений, результатов исследований ученых об окружающем мире, а создание на уроках такой ситуации, которая ставит детей в позицию «квазиисследователя»: самостоятельного исследования и моделирования тех понятий, которые для ребенка являются неизвестными (а для человечества уже давно известны). В связи с этим как бы отрицается знаменитая формула: «Не следует изобретать велосипед». Как раз, «изобретая» тот самый «велосипед», дети научаются самому процессу исследования, анализа и моделирования, прогнозирования результата. Кроме того, подтверждение правильности своих гипотез, опытов, моделей они могут в последствии найти в научных источниках, что значительно повышает их исследовательскую мотивацию и самооценку. Все представленные сценарии уроков объяснения нового материала (в данной технологии они имеют несколько другое название: уроки постановки задачи, анализа, моделирования) построены по определенной структуре: для каждого этапа урока прописаны цели и задачи, а также наиболее эффективные формы организации учащихся. Следует отметить, что в данной технологии особое внимание уделяется организации групповой формы работы детей, в процессе которой они выдвигают гипотезы, предположения о путях решения поставленной задачи, а также занимаются моделированием своих открытий. |