Скачать 96.04 Kb.
|
«Рассмотрено» «Утверждено» Заместитель по ВР. Руководитель МОУ «ООШ № 6» ._____/Закирова Г.С. МОУ «ООШ № 6»______/ Гузаерова Г. Н. Приказ № от «____» 2011. Приказ № от «___» 2011. . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по математике «Юный накопитель». МОУ «ООШ №6» Чистопольского муниципального района Мухаметзянова Гальниса Салиховнаа I квалификационной категории. 2011-2012 учебный год Пояснительная записка Вопрос о функции в школьном курсе математики – это один из тех вопросов, характер изучения которых в значительной степени определяет прикладную направленность этого курса. Особую роль при рассмотрении свойств функций играет использование графических представлений. Одна из важнейших задач изучения функционального материала состоит в формировании умения «читать» график: находить значение функции по заданному значению аргумента; находить, при каких значениях аргумента функция принимает указанное значение; определять промежутки знакопостоянства, а также промежутки возрастания и убывания функции. При изучении конкретных функций график является опорным для выяснения свойств функции, которые затем доказываются аналитически. В то же время, обращение к аналитическим доказательствам используется для уточнения суждения о виде графика. Данный кружок предназначен для тех, кто не любит действовать по указке. При изучении школьного курса алгебры очень много времени тратится на то, чтобы научиться строить, преобразовывать и читать график функции у = ах2+ bx+c, где a, b и с – числа, а≠ 0. Но этого недостаточно, чтобы решать более сложные задачи. Темы «Квадратный трехчлен» и «Квадратичная функция» поддерживают изучение основного курса математики и способствуют усвоению базового уровня, ни в коем случае не дублируя его. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в школьном курсе математики вопросы. Стоит отметить, что навыки в применении квадратного трехчлена необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи ГИА, а также будет хорошим подспорьем для успешных выступлений на олимпиадах по математике и научно-практических конференциях. Кроме того, углубленное изучение этой темы поможет на уроках физики, т. к. многие физические зависимости выражаются квадратичной функцией. В процессе изучения данного курса предполагается использование различных форм и методов организации самостоятельной деятельности учащихся. Кружок рассчитан в основном на сильных учащихся 9 класса. Программа предполагает знакомство с теорией и практикой в течение 70 часов. К каждой теме даны краткие методические рекомендации, основной теоретический материал, опорные задачи, задачи повышенной сложности для работы в классе и дома в достаточном объеме. Цели и задачи кружка Каждое занятие, а также весь курс в целом направлен на то, чтобы развить интерес школьников к математике, познакомить их с новыми идеями и методами решения задач, формировать способности учащихся рационально использовать умения и навыки, полученные на уроке; расширить и углубить знания по данной теме, необходимые для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; формирует ясность и точность мысли, критичность мышления, интуицию, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственные представления, способность к преодолению трудностей; формирует представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитывает отношение к математике как к части общечеловеческой культуры. Достижение этой цели осуществляется за счет: 1) включения задач на построение графиков квадратичной функции, не рассматриваемых на уроках, в частности, задач с параметрами и задач, содержащих абсолютную величину; 2) корректировки представлений учащихся о содержании основных понятий, относящихся к этим видам задач; 3) формирования у учащихся знаний о методах и приемах решения этих задач, способах контроля; 4) приобщения учащихся к работе с математической литературой. Поставленная перед курсом цель определяет также и характер учебного взаимодействия учителя и учащихся. Учитель должен в первую очередь побуждать учащихся к самостоятельному поиску решения задачи с последующим обсуждением результатов реализации предложений, высказанных учащимися. Учебная деятельность ученика прежде всего должна быть ему посильной, находиться в зоне его ближайшего развития, не подрывать здоровья и служить решению главной цели обучения. Требования к уровню усвоения учебного материала В результате изучения курса учащиеся должны знать: - некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений; -исследование корней квадратного трехчлена. Должны уметь: - уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом способы рационального решения; - преобразовывать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение полного квадрата двучлена); - уверенно владеть системой определений, теорем, алгоритмов; - проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена; - решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена; - решать неравенства второй степени методом параболы и методом интервалов; системы и совокупности неравенств; - выполнять различные преобразования графиков квадратичной функции, определять свойства функции по графику, применять графические представления при решении уравнений и неравенств. Содержание курса Тема 1. Квадратный трехчлен (6ч) Определение квадратного трехчлена, корни квадратного трехчлена. Основные теоремы и их применение для нахождения корней квадратного трехчлена и его разложения на множители; теоремы, позволяющие определить знак квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители выделением полного квадрата двучлена и по формуле ах2+bx+c=a(x-x1)(x-x2). Исследование корней квадратного трехчлена. Сокращение алгебраических дробей и упрощение выражений, содержащих квадратный трехчлен. Тема 2. Квадратичная функция (8ч) Понятие квадратичной функции. Область определения и множество ее значений. Наибольшее и наименьшее значение функции. Возрастающая и убывающая , четная и нечетная функция. Функция, ограниченная снизу и сверху. Выпуклость (геометрическая интерпретация). Точки максимума и минимума. Тема 3. График квадратичной функции (8ч) Определение графика функции y=f(x). График квадратичной функции y=a2+bx+c, где a, b и с- числа, а≠ 0. Преобразования графика квадратичной функции ( параллельный перенос вдоль оси ОХ, оси ОY; растяжение и сжатие вдоль осей координат; симметричное отражение относительно осей ОХ и ОY. Построение графика функции, содержащей знак модуля. Построение графиков кусочных функций. Тема 4. Решение уравнений и неравенств второй степени, систем и совокупностей неравенств (8ч) Решение квадратных и биквадратных уравнений. Составление уравнений по его корням с применением прямой и обратной теоремы Виета. Решение квадратных неравенств методом параболы, методом интервалов. Решение квадратных уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Аналитическое и графическое решение систем уравнений; системы и совокупности неравенств. Тема 5. Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром (8ч) Решение задач различных типов на квадратичную функцию, квадратных уравнений и неравенств, содержащих параметр. Тема 6. Примерная контрольная работа (1ч) Тема7 Творческая работа.(30) Умение работать с дополнительной литературой. Тема 8 Итоговое занятие(1). Задания , позволяющие проверить знания, умения и навыки, полученные в результате занятий. Учебно – тематический план
Литература
Темы творческих работ учащихся
|