Скачать 101.17 Kb.
|
Тамбовская область Тамбовский район МОУ Новолядинская СОШ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ «Обыкновенные дроби» Автор: Отдельнова Любовь Владимировна- учитель математики. 2008-2009 учебный год Тема урока «Обыкновенные дроби». Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Обыкновенные дроби», контроль обученности обучающихся. Вид урока: комплексное применение знаний. Оборудование: карточки, компьютер, проектор, экран. Урок разработан с использованием модульной технологии обучения и рассчитан на два академических часа. Ход урока. УЭ-1. На экране эпиграф к уроку. Дроби всякие нужны, дроби всякие важны, Дробь учи, тогда сверкнёт удача, Если будешь дроби знать, Точно смысл их понимать, Станет лёгкой даже трудная задача. Учитель. Ребята, учащиеся 8 А класса изучают на уроках математики алгебраические дроби. Их очень заинтересовали эти дроби, и они решили организовать детективное агентство «Дробь», чтобы выяснить уровень знаний обучающихся в МОУ Новолядинская СОШ по теме «Дроби». Сегодня восьмиклассники пришли к вам, чтобы проверить ваши знания по этой теме. (Представляет учеников) Главный специалист этого агентства – я, Отдельнова Любовь Владимировна. Все ваши ответы посылайте в агентство, для этого у вас на столе лежит конверт с надписью «Д. А.».Итак, приступаем. УЭ-2. Первое задание «Я не волшебник, я просто учусь». Заполни таблицу, поместив в пустые клеточки ответы примеров. Заполненную карточку отправь в детективное агентство «Дробь». (Обучающиеся работают по карточкам) Карточка №1.
УЭ-3. Второе задание «Сократи, сравни, расположи» (Обучающиеся работают по вариантам) а) Сократи дроби: ; ; ; ; ; . б) Найди равные дроби: ; ; ; ; ; ; ; . в) Расположи в порядке убывания дроби: ; ; . г) Расположи в порядке возрастания дроби: ; ; . Ответы отправь в детективное агентство «Дробь». УЭ-4. Третье задание «Лестница – чудесница». Кто быстрее поднимется по лестнице, решая примеры и записывая свой ответ на следующую ступеньку УЭ-5. Пятое задание «Писатель». Составь дробное выражение и найди его значение, используя задание №4 А) Б) УЭ-6. Шестое задание «… это правила твои». Заполни пропущенные слова и отправь карточку в «Д.А.». УЭ-7.Седьмое задание «Солнышко». Найди дробь от числа и отправь заполненную карточку в «Д.А.». (Задания выполняются по вариантам) УЭ-8. Восьмое задание «Думай, думай и придумай». а) Придумай задачу, которая решалась бы так: 1); 2) б) Знакома ли тебе эта задача: «На огороде посажены свёкла, морковь и помидоры. Причём морковь занимает участка. Найдите площадь всего участка, если морковь занимает 14 га». в) Решите задачу. «В автопарке 60 легковых автомобилей, а остальные – грузовые. Сколько автомобилей в парке, если всех автомобилей легковые?» г) Что общего в этих задачах? д) Какое правило вы использовали при решении этих задач? УЭ-9. Девятое задание «Краткость – сестра таланта». Сформулируй и реши задачу по краткой записи условия. а) Путь туриста за лето -? км Теплоходом - всего пути Пешком – 5% всего пути Поездом – остальные 1120 км б) На тарелке лежало - ? слив Незнайка съел – половину всех Знайка съел -50% остатка На тарелке осталось- 9 слив УЭ-10. Учитель. Ребята, вы прошли 9 этапов испытаний. Агенты, вы готовы подвести итоги испытаний? Пока они подводят итоги, мы с вами немножко отдохнём. Кто помнит что-либо о числе 9? (Обучающиеся вспоминают) Хорошо. Мы изучали признак делимости на 9, давайте его вспомним. А теперь я угадаю любое задуманное вами число. Готовы? Итак, задумайте любое трёхзначное число, припишите справа к нему это же число. (Например, если вы задумали 365, то у вас должно получиться 365365). Результат умножьте на 2, полученное произведение сначала разделите на 7, затем на 11, и на 13. Ответ сообщите мне, и я угадаю ваше задуманное число. Учитель отгадывает числа (названное число надо разделить на 2). УЭ-11. Итоги поводят члены агентства «Д.А.». УЭ-12. Учитель. А сейчас я вам предлагаю решить старинную задачу, возможно, кто-то с ней уже знаком. «Летела стая гусей, а навстречу им летит один гусь и говорит: «Здравствуйте 100 гусей». «Нас не 100 гусей, - отвечает вожак стаи. А сколько вас? Вот если бы нас было столько сколько теперь, да ещё столько, да полстолька, да ещё четверть столька, да ты гусь с нами, вот тогда бы нас было 100 гусей». Сколько гусей было в стае? (Обучающиеся решают задачу на доске и в тетради) УЭ-13. Учитель. Понравилась вам задача? Предлагаю вам решить ещё одну старинную задачу. «Говорят, что на вопрос о том, сколько у него учеников древнегреческий математик Пифагор ответил так: «Половина моих учеников изучает математику, четверть изучает природу, седьмая часть проводит время в молчаливом размышлении, а остальную часть составляют три девы». Сколько учеников у Пифагора? (Обучающиеся решают задачу на доске и в тетради) УЭ-14. «Чтобы дома не скучать». Учитель подводит итоги урока, выставляет, советуясь с восьмиклассниками, оценки за урок, задаёт домашнее задание и даёт указание по выполнению домашнего задания. Итак, какие выводы сделало детективное агентство «Дробь»? (Восьмиклассники подводят итоги. Результаты всех видов работ заносились в оценочный лист ученика. См. приложение №1) УЭ-15. «Мир загадок и задач». Ребята, что вам понравилось на уроке? Хотели бы ещё пригласить старшеклассников к нам на урок? Кто ещё хотел бы получить хорошую или отличную оценку? Вам предоставляется такая возможность. Заполни тест, предложенный учителем. «Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, Мы в поход отправляемся смело В мир загадок и важных задач» УЭ-16. Обучающиеся сдают работы. Приложение №1. Оценочный лист обучающегося. Фамилия, имя, обучающегося___________________________________
На слайде «Спасибо за урок!» Тамбовская область Тамбовский район МОУ Новолядинская СОШ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ «Десятичные дроби» Автор: Отдельнова Любовь Владимировна- учитель математики. 2008-2009 учебный год Тема урока: «Десятичные дроби». Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Десятичные дроби», контроль обученности обучающихся. Вид урока: комплексное применение знаний. Оборудование: карточки, компьютер, проектор, экран. Ход урока. УЭ-1. Учитель. Ребята, сегодня к вам в гости пришли восьмиклассники, они хотят рассказать вам одну историю. УЭ-2. Восьмиклассники. Ребята, мы узнали, что вы изучаете тему «Десятичные дроби» и решили рассказать вам историю, которая приключилась в нашем классе. Любовь Владимировна задала нам вот такую задачу «Между числами 7 и 8 поставь такой знак, чтобы в ответе получилось число, большее 7, но меньшее 8». И вот, что из этого получилось. Ученик (сидит за столом). Какой же поставить знак: больше или меньше? Нет, не подходит. А может разделить? Тоже не подходит! А 7-8? Не могу! Да хватит голову ломать, поставлю я плюс, да и дело с концом. (Засыпает) УЭ-3. Учитель. И сниться сон ученику: «Узнала об этом Королева Математики, рассердилась (появляется Королева Математики) и решила спрятать все цифры и знаки в волшебном ларце. УЭ-4. Королева Математики. Ученикам, которые так бездумно решают задачи, не нужны цифры и поэтому я решила спрятать все цифры и математические знаки в волшебном ларце. УЭ-5. Учитель. Ребята, а нам нужны цифры и математические знаки? (Ученики отвечают) Тогда нам придётся потрудиться, чтобы вернуть все цифры и математические знаки. Вы согласны? (Ученики отвечают) Тогда давайте найдём Дворец Королевы Математики. УЭ-6. Прежде всего, определим направление нашего поиска. (Учащимся предлагается разгадать ребус (на презентации)). УЭ-7. Учитель. Итак, направление нашего поиска определено: мы идём на восток. На нашем пути бурная река, мы её будем преодолеть на плоту. «Скорость плота в стоячей воде 4,2км/ч, а скорость течения - 2,1км/ч. Определите, во сколько раз скорость плота по течению больше скорость плота против течения» Обучающиеся решают задачу, а восьмиклассники проверяют их решения и заносят в индивидуальный лист учёта. Правильность решения проверяют по ключу. УЭ-8. Учитель. Мы переправлялись с вами через реку, промокли и замёрзли. Давайте разведём костёр, чтобы согреться. Но этот костёр не простой, а волшебный. Для того чтобы он загорелся надо решить следующую задачу: «В первом мешке было 54,4 кг крупы, во втором – в 1,7 раза меньше, чем в первом, а в третьем – на 2,6кг больше, чем во втором. Сколько килограммов крупы было в трёх мешках вместе?» Обучающиеся решают задачу, а восьмиклассники проверяют их решения и заносят в индивидуальный лист учёта. Правильность решения проверяют по ключу. УЭ-9. Учитель. Мы движемся на восток, и дошли до перекрёстка семи дорог. Куда же нам идти? (Презентация: перекрёсток семи дорог) По какой дороге? Как узнать? (Ученики отвечают) Правильно, нам надо выполнить новое задание. «Округлите десятичные дроби: а) 2,97; 55,45; 678, 2349; 0,978 до десятых; б) 123,345; 67,729; 87,987; 432,45645 до сотых; в) 123,345; 67,729; 87,987; 432,45645 до целых. УЭ-10. Мы правильно выполнили задание, и дошли до Дворца Королевы Математики. Около её Дворца много обезьян, они расшалились и перепутали все числа. А Королева Математики любит порядок, давайте расположим числа в порядке возрастания. (На экране числа: 2.6; 2,07; 2,345; 12,1; 0,9; 5, 12) Обучающиеся решают задачу, а восьмиклассники проверяют их решения и заносят в индивидуальный лист учёта УЭ-11. Королева Математики. Ребята, вы хорошо справлялись со всеми заданиями, и добрались до моего Дворца. У меня есть любимая клумба, посадите на ней цветы. А(1,2); В(4,5); С(9,3); Д(9,5) (На координатном луче (клумбе) сажают цветы по их координатам. Задание обучающиеся выполняют в тетради). УЭ-12. Королева Математики. Ребята, я хочу вам представить своего главного математика, он желает проэкзаменовать вас. Восьмиклассники проверяют правила действий с десятичными дробями, выставляют отметки в индивидуальный лист учёта. УЭ-13. Королева Математики. Ребята, а теперь я приглашаю вас в зал «Уравнения». (Обучающиеся решают уравнения по карточкам, а восьмиклассники проверяют и выставляют оценки в индивидуальный лист учёта) УЭ-14. Королева Математики. Ребята вы хорошо поработали, И я возвращаю вам цифры и все математические знаки. Я рада, что вы любите математику и надеюсь, что и в дальнейшем изучение математики будет доставлять вам удовольствие. УЭ-15. Восьмиклассники подводят итоги по индивидуальным листам учёта. УЭ-16. Учитель подводит итоги по индивидуальным листам учёта, выставляет оценки, комментирует. УЭ-17. . Учитель. Ребята, так какой же знак надо поставить между числами 7 и 8 так знак, чтобы в ответе получилось число, большее 7, но меньшее 8? (Ученики отвечают) УЭ-18. Учитель задаёт домашнее задание, а затем задаёт вопросы:
На слайде «Спасибо за урок!» |