Урок 93
ОНЗ
Тема: «Умножение рациональных чисел»
Автор: Сидняева В.М. (школа № 1018, г. Москва), Н.С. Лотова.
Основные цели:
1) сформировать умение находить произведение рациональных чисел, использовать свойства умножения для рационализации вычислений;
2) повторить и закрепить совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями, прямую и обратную пропорциональную зависимости величин, решение уравнений с модулем.
Оборудование.
Демонстрационный материал:
1) высказывание Аквинского Фомы:
Аквинский Фома- философ. Учился в неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне. Вступил в орден доминиканцев в 1244 г. В 1252 г. вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 г. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 г. В начале 1274 г. он умер в монастыре Фоссанова по пути на церковный совет в Лион.
|
Знание — настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.
Аквинский Фома
| 2) определение умножения чисел:
Определение умножения чисел a b = a + a + a + … + a (b слагаемых)
| 3) свойства умножения:
Переместительное свойство: ab = ba;
Сочетательное свойство: a(bc) = (ab)c
Распределительное свойство: a (b c) = ab ac
|
4) задание для актуализации знания:
23,25 – 15,15 = 8,1;
15,15 – 23,25;
– 15,15 + 23,25;
– 23,25 + 15,15.
|
1,5 · 4,4 · 2;
0,25 · 0,2 · 4 · 5 · 2,2;
2,5 · 0,66 · 4
|
5) задание для пробного действия: 6) правило произведения рациональных чисел:
Произведение двух чисел одного знака положительно, а произведение двух чисел разных знаков. Чтобы найти модуль произведения, надо перемножить модули сомножителей.
| 7) алгоритм умножения рациональных чисел:
Алгоритм умножения рациональных чисел
| 8
) карточка с таблицей знаков:
Таблица знаков при умножении
( + ) · ( + ) = ( + )
( - ) · ( - ) = ( + )
( + ) · ( - ) = ( - )
( - ) · ( + ) = ( )
| 9) образец выполнения задания в парах:
и) 0 (– 7,4) = 0; л) – 0,04 (– 10) = 0,4;
к) – 3 = – ; м) = –
| Раздаточный материал:
1) эталон для самопроверки самостоятельной работы:
а) – 3 9 =
= – (|– 3| |9|) = – (3 9) = – 27
| Числа одного знака.
В произведении поставить знак «–».
Найти произведение модулей множителей
| б) – 4 (– 15) =
= + (|– 4| |– 15|) = 4 15 = 60
| Числа одного знака.
В произведении поставить знак «+».
Найти произведение модулей множителей.
| в) 12 (– 7) =
= – (|12| |– 7|) = – (12 7) = – 84
| Числа одного знака.
В произведении поставить знак «–».
Найти произведение модулей множителей
| г) – 45 (– 1) =
= + (|– 45| |– 1|) = 45 1 = 45
| Числа одного знака.
В произведении поставить знак «+».
Найти произведение модулей множителей.
| 2) карточки для задания на этапе включение в систему знаний и повторение:
|