Скачать 73.4 Kb.
|
Тема урока: таблица умножения и деления на 7. Цели урока: - формировать умения применять таблицу умножения и деления на 7; - закреплять умения выполнять вычисления по алгоритмам, заданным блок-схемами; -закреплять умения в решении задач разными способами и выборе рационального способа; -закреплять навыки в порядке выполнения действий в буквенных выражениях, в составлении программ и схем действий; -развивать математическую речь учеников в ходе комментирования, объяснения, аргументации смысла выражений, составленных для задач и использования математических терминов; -развивать внимательность и умение работать в быстром темпе. Оборудование:
Ход урока I Организационный момент - Сегодня на уроке нам предстоит большая и интересная работа: проверим домашнее задание, проведем интеллектуальную разминку, откроем новые знания, проведем самостоятельную работу и игру на внимание. II Проверка домашнего задания К доске приглашаются три слабоуспевающих ученика для выполнения следующих заданий из домашней работы. Из тетради с самостоятельными и контрольными работами показать решение заданий 1-3 с. 85. 1. Составить программу действий. а) n ∙ (а + в) : с – t б) с – d ∙ (в –а) + m : n 2. На первой полке 58 тарелок, на второй – на 16 тарелок меньше, чем на первой, а на третьей - в 6 раз меньше, чем на второй. Сколько тарелок на трех полках?
Решите примеры и запишите ответы в порядке убывания. Какое слово зашифровано?
Учащиеся делают сообщения об эвкалипте, которые потом помещают на стенд «Это интересно». III Интеллектуальная разминка. Вопросы к ученикам по выполненному заданию: - На какие два множества можно разделить полученные ответы? (четные и нечетные числа, круглые и некруглые числа, содержащие цифру 3 и не содержащие ее и др.) - Назовите общие свойства, объединяющие все ответы. (все числа двузначные, все числа натуральные). -Сложите ответы, являющиеся круглыми числами. (70 +30 +60 = 160) -Найдите сумму значений выражений, соответствующих буквам «К» и «Т». (46 +23 =69) -Прочитайте выражение, в ответе которого число единиц равно числу десятков. (сумма произведения 6 и разности 89 и 83 и 8 равна 44). -Прочитай выражение, в ответе которого число десятков на один меньше, чем единиц. (уменьшаемое представлено в виде произведения 4 и 7, а вычитаемое – в виде частного 27 и 3. Значение выражения равно 23). -На сколько единиц значение, соответствующее букве «Э», больше значения, соответствующего букве «Л». (70 больше 42 на 28. Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее). - На сколько единиц значение «Т» меньше значения «А». (23 меньше 44 на 21 единицу. Чтобы узнать, на сколько одно число меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее). -Какую операцию нужно произвести со значением выражения «П», чтобы получилось значение выражения «В»? (30 увеличить в 2 раза, 30 увеличить на 30). IV Открытие нового знания Восстановить пропущенные числа.
(Задание выполняется на доске). - По какому правилу построен первый ряд чисел? (результат умножения чисел на 5). -По какому правилу построен второй ряд? (результаты умножения чисел на 6). - Убывают или возрастают числа в рядах? (в первом ряду числа возрастают, во втором убывают). -Какое число делится на 5 и на 6? (30). - Какие числа из данных рядов делятся на 7? (35 и 42). - Составьте ряд чисел, делящихся на 7. По какому правилу вы будете его составлять? (используя случаи умножения на 2, 3, 4, 5, 6. Напишем первое число 7 и будем прибавлять по 7. Получится – 7,14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63. -Используя полученный ряд чисел, заполните таблицу умножения в учебнике на с. 38 №1. - Какую закономерность вы заметили в строчках при сложении примеров на деление? (если произведение разделить на один из двух множителей, то получится другой множитель). V Первичное закрепление Задание в учебнике №2 на с.38. -Среди данных чисел найдите числа, кратные 7 13, 21, 37, 42, 7, 34, 48, 35, 29, 14, 26, 15, 49, 52, 28, 30, 65, 27, 56, 17. - Назовите число кратное 7 и результат деления на 7. - Выполните вычисления по алгоритму, заданному блок-схемой. (Задание №4 на с.38). Блок-схема вывешивается на доске, проводится фронтальная работа с комментированием отдельными учениками. Все ученики заполняют таблицу в учебнике. - Какие числа, умноженные на 7, образуют числа больше 35? (6, 7, 8, 9). VI Самостоятельная работа. -Самостоятельно заполнить вторую таблицу по блок-схеме в учебнике. (Задание №4 на с.38). - На какие числа нужно умножить число 7, чтобы произведение было меньше 35? (1, 2, 3, 4). Взаимопроверка результатов заполнения таблицы.
- Поднимите руку те, кто заполнил таблицу правильно. - Поднимите руку те, кто сделал одну ошибку. - Что вызвало трудность в заполнении таблицы. VII Повторение ранее изученного материала. Задача №7 на с. 39. - Попробуйте решить задачу двумя способами. «В коробке 5 желтых и 2 синих шарика. Сколько шариков в 6 таких коробках?» (Один ученик решает на доске, остальные самостоятельно. Проверяется решение у ученика на доске. Затем учитель выясняет, кто решил задачу иначе, и приглашает к доске записать свое решение. Затем происходит обоснование и обсуждение решений). - Расскажите, как вы рассуждали при решении задачи. (Чтобы найти число шариков в 6 коробках, надо число шариков в одной коробке (5 + 2) умножить на 6. (5+2)∙6=42(ш.) Сначала найдем число желтых шариков в 6 коробках, для этого 5∙6. Затем найдем число синих шариков в 6 коробках, 2∙6. Затем результаты сложим. 5∙6+2∙6=42(ш.) - Какой способ решения рациональнее и почему? (Первый, так как решается задача в 2 действия, а во втором способе – в три.) - Составьте программу и план действий в решении задания №6 на с. 38 a) a ∙ b – c : d + k ∙ m б) a ∙( b – c) : d + k ∙ m в)( a ∙ b – c) : d + k ∙ m г) a ∙ b – c : (d + k) ∙ m - Сравните данные выражения. В чем сходство данных выражений? (Буквы в данных выражениях одинаковые). -В чем различия? (Расстановкой скобок). - Будет ли меняться программа действий? (Программа действий меняется, так как в первую очередь выполняются задания в скобках). (Учащиеся записывают план действий). VIII Домашнее задание. Выучить новые случаи умножения на 7 и соответствующие случаи деления в учебнике на с. 38. IX Итоги урока (Чтобы закончить урок на высоком эмоциональном уровне , предлагается задание на внимание, которое выполняется в быстром темпе.) Игра на внимание. - Количество месяцев в году разделить на число этажей в нашей школе. 12 : 2 = 6 - Сумму углов в квадрате разделить на количество сторон в прямоугольнике. 4 : 4 = 1 - Наименьшее натуральное однозначное число умножить на наименьшее натуральное двузначное число. 1 ∙ 10 = 10 -Вычесть из двух квартетов трио. 4 ∙ 2 – 3 = 5 - В произведении какого писателя встречается слово «квартет»? (В басне Крылова И.А. «Квартет») - Перечислите действующих лиц этого коллектива «музыкантов». (Проказница-мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка). - Количество букв «О» в слове, обозначающем маму теленка, умножить на количество этих же букв в названии выпечки деда и бабы, которую съела хитрая лиса. (2 ∙ 3 = 6, корова, колобок) - По какой теме мы сегодня работали на уроке? (Таблица умножения и деления на 7) - Какие случаи умножения на 7 были вам известны ранее? (Умножение на 1, 2, 3, 4, 5, 6). - Какие случаи умножения на 7 были сегодня новыми? (Умножение на 7, 8 и 9). -Что на уроке показалось вам самым трудным? Что было самым интересным? |