Скачать 87.63 Kb.
|
Николаева Е. А. ЧТО? ГДЕ? КОГДА? /Методическая разработка внеклассного мероприятия/ Йошкар – Ола 2012 Внеклассное мероприятие по математике. Игра: «Что? Где? Когда?» Цели данного мероприятия: Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа. Развивающая цель – развивать логическое мышление. Воспитательная цель - вызвать интерес к истории развития математики, к вопросам, изучаемым в ней, к истории жизни и научной деятельности ученых-математиков; прививать навыки делового общения; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки. Ход игры Оборудование: презентация, черный ящик, винт от мясорубки. В игре участвует несколько команд. Они соревнуются друг с другом за количество верных ответов. Ведущий задает 13 вопросов + 2 вопроса для конкурса “Черный ящик”. Ответы даются в письменном виде. Для победы знатоков необходимо набрать большее число баллов. Примечание: по желанию учителя или из-за лимита времени количество вопросов может быть уменьшено. Ведущий: С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться на учебу или на работу и когда он возвратится домой. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Пользоваться основами математики стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали начала математики. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в историю математики. ХОД ИГРЫ ВОПРОС 1: Внимание! “Моно” “ди” “поли” - это по-гречески; “уни” “би” “мульти” - это по-латыни. А как это будет по-русски? (Ответ: Один, два, много). ВОПРОС 2. Из истории: Давида Гильберта спросили об одном из его бывших учеников. -Ах, этот! - вспомнил Гильберт - он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения. Итак, уважаемые знатоки, включаем свое воображение. Из истории: Фалес Милетский (около 625-547 г.г. до н. э.) вошел в историю науки как родоначальник античной, а вернее сказать европейской философии и науки. В математике Фалес установил равенство углов при основании равнобедренного треугольника, равенство треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, равенство вертикальных углов, деление круга диаметром пополам и др. ВОПРОС: Все существующее в природе Фалес выводил из единой основы (первостихии): все возникает из нее и в нее возвращается. Что Фалес считал первостихией? (ответ: воду) Это была первая попытка взять за первоначало материю, а не сверхприродные божественные начала, как это было до Фалеса. ВОПРОС 3: Римский писатель Апулей Люций писал: “Фалес Милетский – один из тех знаменитых семи мудрецов и, несомненно, самый великий среди них…”. Фалесу приписывается следующее высказывание: Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все; Быстрее всего – мысль, ибо она обгоняет все; Мудрее всего - … Уважаемые знатоки, что, по мнению Фалеса, мудрее всего? (ответ: время, ибо оно раскрывает все) ВОПРОС 4: Египтяне задали Фалесу трудную задачу: найти высоту пирамиды. Он нашел простое и красивое решение: воткнул палку вертикально в землю и сказал: “Когда … Продолжите его фразу. (ответ: …тень палки будет равна ее длине, тогда тень пирамиды будет равна высоте пирамиды”. Надо измерить тень пирамиды.) ВОПРОС 5 «Магия книг братьев Стругатских подвластны самые разные люди – независимо от возраста, образования, убеждений. Каждый находит в них что-то для себя: великолепный язык, знаменитый мгновенно узнаваемый юмор Стругацкий, затягивающие сюжетные коллизии и по-настоящему серьезные этические и филосовские проблемы» ВОПРОС: Широко известно такое определение понимания: «Понять – значит прстить». Братья Стругацкие добавили в него всего одну буквую Полученный ими способ понимания распространен, например, в математик. Назовите добавленную букву, которую и саму можно не редко увидеть в математических записях. (Ответ: буква «У». Стругацкие в книге «Волны гасят ветер» утверждают: «Понять – значит упростить». Упрощение один из распространенных приемов в алгебре, а игрек выглядит, как буква «у») ВОПРОС 6 Немецкий математик Феликс Клейн, автор многих работ по математике, в числе требований к правильному школьному преподаванию математики называет устранение традиционного разделения Какое разделение имеет в виду Клейн? ВОПРОС 7 В пересказе Бориса Заходерова «Алисы в Стране Чудес» один математик нетривиально разделил кусок пирога между собой и козликом. Что же досталось математику, а что козлику? (Ответ: математику-ПИ, а козлику- РОГА) ВОПРОС 8 Математика спрашивают: «Есть ли крылья у слона?» - «Есть, -отвечает математик, но они…» Закончите этот анекдот двумя словами (Ответ: … равны нулю) ВОПРОС 9 Из истории: По легенде крепкого телосложения юношу судьи одной из первых в истории Греции Олимпиад не хотели допускать к спортивным состязаниям. Но он не только стал участником, но и победил в одном из видов спортивных состязаний. Этот юноша был Пифагор. Вся его жизнь – легенда, точнее, наслоение многих легенд. Он родился на острове Самос, у берегов Малой Азии. Совсем юным Пифагор покинул родину. Для жителя Самоса все дороги вели в Милет. Там он встречался с Фалесом, которому шел восьмой десяток. Прошел Пифагор и по дорогам Египта, 12 лет был пленником в Вавилоне. В зрелом возрасте переселился в Сицилию и там, в Кротоне, создал удивительную школу, которую назовут пифагорейской. Они были трудолюбивы и аскетичны – Пифагор и его ученики. Правила поведения, основные принципы жизни пифагорейцы объединили в моральный кодекс “Золотые стихи”. Годы жизни: 570-500г. до н. э. ВОПРОС: Одно из изречений Пифагора таково: “Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать …” Зачем, по мнению Пифагора, на эти игрища приходят самые счастливые? (ответ: смотреть) ВОПРОС 10: Из истории: Величайшим математиком в истории древнего мира был Архимед, живший в Сиракузах, где он был советником царя Гиерона. Он - один из немногих ученых античности, которых мы знаем не только по имени: сохранились сведения о его жизни и личности. Дата рождения ученого – 287 г. до н. э. Мы знаем, что он был убит в 212 г до н. э., когда римляне взяли Сиракузы, при осаде которых защитниками города были использованы технические устройства, созданные Архимедом. ВНИМАНИЕ: ЧЕРНЫЙ ЯЩИК В черном ящике лежит предмет бытовой техники, в котором используется техническое устройство, изобретенное Архимедом, которое как пишет историк Диодор, “по причине своей формы носит название улитки”. В сочинении писателя 2-го века до н. э. Атенея об удалении воды из трюма корабля сказано: “Ее отсасывал один человек при помощи изобретенного Архимедом” устройства. А вот что писал римский архитектор I в. до н. э. Витрувий: “…образуются карманы, которые заполняются водой. Поскольку эти карманы при вращении “улитки” как бы бегут вверх, то и захваченная ими вода поднимается, пока не выплеснется”. Назовите этот предмет. (ответ: мясорубка, а устройство в ней – винт.) Из истории: Винт Архимеда применялся в водопроводной сети немецкого города Аугсбурга (схема в книге Джеронимо Кардано, 1550 г.) ВОПРОС 11. Из истории: Первыми из множества чисел были натуральные числа – числа для счёта предметов. Интересно, что разные народы, жившие в отдалённых друг от друга странах и в разные времена, изобретали для записи первых чисел собственные, но всё же чем-то сходные с другими записи чисел. Например, в Египте первые числа изображали вертикальными черточками, а в Китае – горизонтальными, в Америке – точками, а в Вавилоне – клинышками на глиняных пластинках. Вопрос: Запишите самое маленькое натуральное число, используя все цифры, и хотя бы одно действие. Ответ: 1=1234567890, 1=1234567890 ВОПРОС 12. Историческая справка: Первые единицы длины, как в России, так и в других странах были связаны с разными мерами частей тела человека. Таковы сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется «ступня» - фут (31 см), ярд (91 см) – единица длины, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки. ВОПРОС: Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини Ответ: Дюйм ВОПРОС 13. Уважаемые знатоки! Через минуту напишите ответ, состоящий из 4 символов, на вопрос от Якова Исидоровича Перельмана: «Что я знаю о кругах?» (Ответ: 3,14) ВОПРОС 14. ВНИМАНИЕ: ЧЕРНЫЙ ЯЩИК В 1682 году вышла первая в России напечатанная в типографии книга по математике “Считание удобное, которым всякий человек, купующий и продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи”, где рассматривалось знание математики в торговле. Внимание вопрос: В I тысячелетии у славян это были просто кусочки металла, которые отрубали от полосы серебра или меди. А что это сейчас? Что лежит в Черном ящике? (Ответ: рубль. Слово “рубль” происходит от слова “рубить”: первые рубли были просто кусочками металла, которые отрубали от полосы серебра или меди). ВОПРОС 15. Из истории: Древнегреческий ученый Платон (427-348 г. до н.э.) основал философскую школу и назвал ее Академия. Она находилась в роще Академа (Академ – древнегреческий мифологический герой, которого по преданию, похоронили в священной роще недалеко от Афин). Одним из девизов своей школы Платон провозгласил: “Да не войдет сюда не знающий геометрии”. ВОПРОС: В Академии Платона изучались 4 матемы: арифметика, геометрия, астрономия… Назовите 4-ю матему. (ответ: музыка, гармония) Подводятся итоги игры. Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя игра пробудила у вас интерес и к истории математики, и к математике, расширило ваш кругозор. И ещё хотелось бы, чтобы все участники и гости знали главное. Мир полон тайн и загадок. Но разгадать их могут только пытливые и любознательные. Открытия ждут вас. Будьте настойчивы! ЛИТЕРАТУРА:
|
Внеклассное мероприятие по математике. 5-8-е классы Игра "Кто хочет стать отличником?" Внеклассное мероприятие по математике. 5–8-е классы | Внеклассное мероприятие по русскому языку Раздел: внеклассная /внеурочная... Цель: Способствовать развитию интереса к русскому языку, укреплению любви к слову и нестандартным решениям | ||
Конспект оздоровительно-познавательного значения для подготовительной... Оборудование: видеокамера, телевизор, игровое поле для интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», магнитная доска, конверты с заданиями;... | Внеклассное мероприятие Оформление: стены помещения, где проходит открытое мероприятие, украшены новогодними плакатами, гирляндами и т д | ||
Внеклассное мероприятие по математике, проведённое во 2-б и во 2-г... Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас мероприятие, посвящённое математике царице всех наук. Математика очень важная наука, которая... | Внеклассное мероприятие по математике в старших классах «слёт отличников... Лапо Наталья Юрьевна, учитель математики моу «Туринская средняя общеобразовательная школа», высшая квалификационная категория | ||
Педагогический совет на тему: "Игра как приоритетное средство развития... Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009 | Внеклассное мероприятие по русскому языку Учитель: Письменова Наталия... Игра-викторина, в которой участвуют команды, состоящие из обучающихся 5-6 классов | ||
Внеклассное мероприятие (урок) по математике в 5-х классах Я предлагаю вам разработку внеклассного мероприятия (урока) по математике в 5-ом классе «Веселый математический поезд» | Внеклассное мероприятие по математике «Своя игра» Время реализации... Образовательное учреждение: Томская область, огоу «Моряковская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей,... | ||
Внеклассное мероприятие Внеклассное мероприятие «Праздничная программа к Дню Матери» Воспитывать уважительное и бережное отношение к маме, формировать понятие о роли мамы в жизни каждого человека | Внеклассное мероприятие «Профессия Учитель» 5 Дьячкова А. А. 4 Внеклассное... Согласно приказу директора школы №18 от 24 сентября 2012года проводилась декада, посвященная ко Дню Учителя и 90-летию мо рс (Я) | ||
Викторина на тему города «Что? Где? Когда?» Ведущий: Добрый день,... Воспитывать гражданско-патриотические чувства, формировать уважительное отношение к нашему городу | Внеклассное мероприятие с учащимися 9 класса «Виды группового давления и умение сказать «Нет» Разыгрывается ситуация, когда один противостоит группе ребят во мнении, что, например, опасно гулять по незнакомым улицам поздно... | ||
Утвердено ... | Внеклассное мероприятие по теме "Фестиваль телевизионных программ"... Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" |