Скачать 39.66 Kb.
|
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя Цель урока: расширение навыков решения генетических задач Задачи:
Оборудование:
План урока:
Ход урока 1. Организационный момент. Здравствуйте, садитесь. 2. Изучение нового материала. Сегодня на уроке, мы продолжаем изучение закономерностей наследования признаков. Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. (Слайд 1) .Имя нашего урока:Трудное сделать легким, легкое привычным, а привычное приятным. (Слайд 2) Цель нашего урока: Изучить теоретические основы третьего закона Г.Менделя, научиться применять полученные знания для решения генетических задач (Слайд 3) Девиз урока: "Если есть труд - значит будет и успех" И так мы в лаборатории, наша задача изучить закономерности дигибридного скрещивания. Какой объект мы берем для изучения? Горох (объяснение почему). Вспомните открывая свой первый и второй закон Мендель брал один признак - цвет горошины (желтый - доминантный, зеленый - рецессивный), мы возьмем еще один признак - форма горошины (гладкая- доминантный, морщинистая- рецессивный). Запишите схему скрещивания, при условии, что родительские организмы - гомозиготны по двум парам признаков, определите фенотип и генотип гибридов первого поколения. (Слайд 4,5) Какие выводы можно сделать на основании данного опыта? (учащиеся формулируют выводы)
Для того, чтобы выяснить несут ли в себе гибриды первого поколения рецессивные признаки проведем анализирующие скрещивание. Скрестил гибриды первого поколения с гомозиготным организмом, несущим две пары рецессивных признаков. Запишем схему анализирующего скрещивания (ученик работает у доски) по фенотипу расщепление в соотношении 1:1:1:1 по генотипу
Вывод: Анализирующие скрещивание показало, что гибриды первого поколения несут в себе рецессивные признаки Проведем второй опыт, скрестим гибриды первого поколения друг с другом (работают самостоятельно). Проблема как записать гаметы, и формулы гибридов (формула, решетка Пеннета) (слайд 6) В результате скрещивания он получил 556 семян, гибридов второго поколения, из которых (доска) 315 - желтые гладкие ( доска) 101 - желтые морщинистые 108 - зеленые гладкие 32 - зеленые морщинистые По генотипу в соотношении 9:3:3:1 Посчитайте соотношение для каждой пары альтернативных признаков, какую закономерность вы наблюдаете? (доска) Ж: З= 416: 140 / 3:1 Г: М= 423: 133/ 3:1 Вывод: дигибридное скрещивание - это два моногибридных скрещивания, идущих независимо друг от друга. На основании проведенного опыта сформулируйте закон для дигибридного скрещивания? (Слайд 7) Какие цитологические закономерности лежат в основе дигибридного скрещивания? (Слайд 8). Вывод: Изучаемые признаки должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом, именно случайное расположение пар гомологичных хромосом на экваторе в метафазе1 и последующие разделение в анафазу 1,2 ведет к разнообразию сочетания аллелей признаков в гаметах. 3. Рефлексия. Исходя из проделанной работы, какие выводы вы можно сделать (слайд ,8,9) 4. Контроль знаний Задачи (Слайд 10, 11,12) 5. Домашнее задание (текст задач) У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку? При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении? Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей? Урок окончен. Спасибо. До свидания. |