Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 162.72 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.05.2014
Размер162.72 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Математика > Реферат
Сделать учебную работу насколько возможно

интересной для ребенка и не превратить этой

работы в забаву – это одна из труднейших

и важнейших задач дидактики».

К. Д. Ушинский

Введение.

Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике. Программа по математике для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану, предполагает формирование у школьников представлений о математике как части общечеловеческой культуры, как определённом методе познания мира. Но на данный момент содержание школьного курса математики не соответствует требованиям, возникшим в современных условиях. Объём знаний, необходимый человеку, резко возрастает, в то время как количество отводимых часов для занятий сокращается. Математика как школьная дисциплина оставляет учащихся на рубеже прошлых веков и чрезвычайно мало знакомит с современными научными достижениями.

Одним из средств реализации требований программы и разрешения имеющихся проблем является переход школы на профильное обучение и введение элективных курсов по математике.

Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Целью элективных курсов является развитие, дополнение, углубление содержания базового и профильного курсов математики, удовлетворение познавательных интересов школьников, развитие различных сторон математического мышления, воспитание мировоззрения и личностных качеств средствами углублённого изучения математики.

Элективные курсы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей школьников.

Пояснительная записка.

В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения. Психологические исследования показывают, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних «атак» на активизацию его задатков, и только после этого, в подростковом периоде, он в состоянии оценить свои специальные способности и наклонности. Введение элективного курса «Решение нестандартных задач» позволит учащимся 7-х классов убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.

Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры.

Задачи:

  • расширить рамки школьной программы: познакомить с идеями, направлениями развития математики для ориентации в современном мире

  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;

  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы

  • развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования.


Данный курс имеет обзорный, общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Курс состоит из четырех тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.

Данный элективный курс рассчитан на 34 часа. При желании или необходимости количество часов можно увеличить, дополнив изучаемый материал дополнительными задачами, подобранными к каждой теме . Занятия лучше проводить последовательно 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – не менее 40 минут. Желательно использовать красочные таблицы, схемы, раздаточный материал.

В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.

Результат работы учащихся по данной программе должен быть таким: развитие интереса к математике; углубление материала основного курса, расширение кругозора и формирование мировоззрения, раскрытие прикладных аспектов математики. Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование; творческие работы.

Содержание изучаемого курса.

В данном разделе рассмотрены четыре основные темы курса: «Немного о числах», «Логические задачи», «Знаете ли вы проценты», «Текстовые задачи». Указаны разделы по каждой теме с кратким их описанием. Приведены примеры заданий для каждого раздела.

Модуль 1. «Немного о числах».

  1. В мире чисел. Натуральные и целые числа. Делимость чисел нацело и с остатком. Четность и нечетность чисел. Число 40. По древнему преданию число 40 есть дерево жизни и «древо познания добра и зла». Как возникло число 40? Число 7. Число 5. Число 12, число 13. Как возникли эти числа?

Рассматриваются задачи, подобные данным.

    1. Некто купил Раздели 7 полных, 7 пустых и 7 полупустых бочек меда между тремя купцами, чтобы всем досталось поровну и бочек и меда.

    2. Расставьте числа в пустые клетки так, чтобы сумма любых трех чисел подряд была одной и той же, а сумма всех чисел равнялась 200.












17













20












  1. Старинные меры. Знаете ли вы, что … в старину применялись другие меры измерения? Пядь, аршин, «косая сажень»,талант, момент, крата и др.

Рассматриваются задачи, подобные данным.

    1. Некто купил ¾ аршин сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?

  1. Принцип Дирихле. При решении задач на доказательство часто бывает полезен так называемый «принцип Дирихле» (Петр Густав Лежек Дирихле (1805-1859гг) - известный немецкий математик). В самой простой форме это звучит так: «Нельзя посадить семерых зайцев в три клетки так, чтобы в каждой клетке находилось не более двух зайцев».

Рассматриваются задачи, подобные данным.

    1. В классе 30 человек. Саша Иванов сделал в диктанте 13 ошибок. Докажите, что по крайней мере 3 ученика сделали ошибок поровну (может быть по 0 ошибок).

    2. Докажите что в любой компании из 5 человек двое имеют одинаковое число знакомых.

Модуль 2. «Логические задачи».

  1. Четность. Многие задачи легко решаются, если заметить, что некоторая величина имеет определенную четность. Из этого следует, что ситуации, в которых эта величина имеет другую четность, невозможны. Иногда надо эту величину сконструировать.

Рассматриваются задачи, подобные данным.

1.1.Можно ли выбрать 5 чисел из таблицы, сумма которых равна 20.

1

1

1

3

3

3

5

5

5

7

7

7

1.2. Даны 6 чисел: 1,2,3,4,5,6. Разрешается к любым двум числам прибавлять один. Можно ли все 6 чисел сделать равными?

2. Инварианты. Инвариант- величина, которая не меняется в результате некоторых операций(например, разрезание и перестановка частей фигуры не меняет ее суммарную площадь). Инварианты обычно используются для доказательства невозможности получить некоторое требуемое состояние из исходного с помощью указанных допустимых преобразований.

Рассматриваются задачи, подобные данным.

2.1. Было 5 кусков бумаги. Некоторые из них разрезали на 5 кусков каждый. Затем некоторые из получившихся кусков снова разрезали на 5 кусков, так сделали несколько раз. Могло ли в результате получиться 1975 таких кусков?

2.2. Натуральное число можно умножать на два и произвольным образом переставлять в нем цифры, причем запрещается ставить ноль на первое место. Можно ли число 1 превратить в 846 с помощью таких операций.

3. Раскраски . Говорят, что фигура окрашена в несколько цветов, если каждой точке фигуры приписан определенный цвет. Бывают задачи, где раскраска фигуры уже дана, например, на шахматной доске. Бывают и такие задачи, где раскраску с данными свойствами нужно придумать, а так же такие, где раскраска используется в качестве решения.

Рассматриваются задачи, подобные данным.

3.1. Можно ли все клетки доски 9х9 обойти конем по одному разу и вернуться в исходную клетку?

3.2. Докажите, что плоскость можно раскрасить девятью красками так, что никакие две точки одного цвета не будут находиться на расстоянии 1 метра друг от друга.

Модуль 3. «Знаете ли вы проценты».

  1. Понятие процента. Сообщается история появления процентов. Устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты нахождение процентов от числа, числа по его процентам, нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.

Рассматриваются задачи, подобные данным.

Викторина «Что мы помним, что мы знаем о процентах».

  1. Что называется процентом?

  2. Назовите 1% метра.

  3. Выразите проценты в виде десятичной дроби:

140%, 60%, 12%, 8%, 1,5%, 1000%; 0,6%.

  1. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики?

  2. В Московском Кремле находятся царь-пушка и царь-колокол. Масса

колокола 200 тонн, а масса пушки составляет 20% массы колокола. Сколько весит пушка?

  1. Выразите в процентах число:

3; 0,02; 0,1; 0,16; 1,27; 0,457.

  1. Брату 13 лет, а сестре 6. сколько лет исполнится сестре, когда

брату будет 18?

  1. 85% студентов одного вуза учат английский язык, 75% студентов этого

же вуза учат немецкий язык. Как такое может быть, ведь все студенты вуза составляют 100%?

  1. В осенне-зимний период цена на свежие фрукты возрастала трижды:

на 10%, на 20% и на 25%. На сколько процентов возросла зимняя цена по сравнению с летней?

  1. Процентный рост. Простой процентный рост. Сложный процентный рост. Распродажа. Тарифы. Штрафы.

Рассматриваются задачи, подобные данным.

    1. Выпуск продукции завода за 4 года увеличился в 16 раз. На сколько процентов в среднем увеличивался выпуск продукции за каждый год по сравнению с предыдущим годом?

    2. Зонт стоил 360 рублей. В ноябре цена зонта была снижена на 15%, а в декабре еще на 10%. Какой стала стоимость зонта в декабре?



  1. Задачи на смеси, сплавы, растворы. Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты

Рассматриваются задачи, подобные данным.

    1. Сколько граммов воды надо добавить к 50 г. раствора, содержащего 8% соли, чтобы получить 5% раствор?

    2. Если смешать 8кг и 2 кг растворов серной кислоты разной концентрации, то получим 12%-й раствор кислоты. А при смешивании двух одинаковых масс тех же растворов, получим

15%-й раствор . определите первоначальную концентрацию каждого раствора.

  1. Банковские операции (вклады, ссуды). Введение базовых понятий экономики. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках, процентный прирост, определение начальных вкладов.

Рассматриваются задачи, подобные данным.

    1. Вкладчик открыл счет в банке, внеся 2000 рублей на вклад, годовой доход по которому составляет12%, и решив в течение 6 лет не брать деньги из банка. Какая сумма будет лежать на его счете через 6 лет?

    2. При какой процентной ставке вклад на сумму 5000 рублей возрастет за 6 месяцев до 6500 рублей?

Модуль 4. Текстовые задачи.

  1. Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

Рассматриваются задачи, подобные данным.

    1. Два парома отчаливают одновременно от противоположных берегов реки и встречаются на расстоянии 900 метров от левого берега. Прибыв к месту назначения, каждый паром сразу же отправляется обратно. Во второй раз паромы вновь встречаются в 300 метрах от правого берега. Чему равна ширина реки? Паромы двигались с постоянными скоростями.

    2. Коля шел домой вверх по течению ручья со скоростью в 1,5 раза большей, чем скорость течения, и держал в руках шляпу и палку. На ходу он бросил в ручей шляпу, перепутав ее с палкой. Вскоре, заметив ошибку, он бросил палку в ручей и побежал назад со скоростью вдвое большей той, с какой шел вперед. Догнав плывущую шляпу, он мгновенно достал ее из воды, повернулся и как ни в чем ни бывало пошел домой с прежней скоростью. Через 40 сек. после того, как он догнал шляпу, он встретил палку, плывущую ему навстречу. Насколько раньше пришел бы он домой, если бы все время шел вперед?



  1. Задачи на совместную работу и наполнение резервуара. Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи и ее значение для составления математической модели.

Рассматриваются задачи, подобные данным.

    1. Две бригады взялись за изготовление партии из 620 деталей. Работу начала первая бригада. Через некоторое время к ней присоединилась вторая бригада, которая делает в час 40 деталей. Через 4 часа после того, как начала работу первая бригада, было изготовлено 380 деталей. Вся партия деталей была изготовлена за 6 часов, причем вторая бригада работала более полутора часов. Сколько деталей изготовила вторая бригада?

    2. Через первый кран сосуд наполняется за 20 мин, а через второй — за 30 мин. За сколько минут можно наполнить сосуд через оба крана?

Ожидаемые результаты.

Учащиеся, посещающие электив, в конце учебного года должны

знать:

  • принцип Дирихле;

  • правила решения задач на движение;

  • правила решения задач на совместную работу;

  • формулу простых и сложных процентов;

уметь:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач;

  • оценивать логическую правильность рассуждений;

  • решать основные задачи на проценты;

  • решать задачи на движение и на совместную работу;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

применять полученные знания для решения олимпиадных задач (школьная олимпиада, заочная Обнинская олимпиада, международный конкурс Кенгуру).

Учебно-тематический план




Изучаемый материал

Количество часов

Модуль 1

Немного о числах

7

1

В мире чисел.

3

2

Старинные меры.

1

3

Принцип Дирихле.

2

4

Итоговое занятие. Зачет.

1

Модуль 2

Логические задачи.

10

1

Четность.

3

2

Инварианты.

3

3

Раскраски.

3

4

Итоговое занятие. Математический бой.

1

Модуль 3

Знаете ли вы проценты?

10




Понятие процента, нахождение % от числа и числа по его %.

1




Процентный рост.

4




Задачи на смеси, сплавы, растворы.

2




Банковские операции (вклады, ссуды).

2




Итоговое занятие. Деловая игра.

1

Модуль 4

Текстовые задачи

7

1

Задачи на движение.

4

2

Задачи на совместную работу и наполнение резервуара.

2

3

Итоговое занятие. Зачет.

1

Контроль ожидаемых результатов

В конце изучения каждой темы может быть проведено зачетное занятие в форме игры или мини-олимпиады. Контроль по изучению всего материала может быть осуществлен через творческое задание по составлению задач и проверочные тесты.

Итогом освоения программы элективного курса может также являться констатация личных достижений по освоению содержания, представление индивидуальной творческой работы по выбору учащихся или создание проектов, как каждым учащимся, так и группой учащихся. При этом может быть организован круглый стол – как презентация творческих работ, проектов и подведение итогов.

Правда или нет, но медики предлагают гипотезу, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять голову свежей, а человека работоспособным, энергичным. И наша задача убедить в этом учеников

Литература для учителя

  1. Аксёнова, Э.А. Профильное образование школьников [Текст] / Э.А. Аксёнова // Образование в Сибири. – 2002. – №1. – с. 2–5.

  2. Артёмова, Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения [Текст] / Л.К. Артемова. // Школьные технологии. – 2003. – №4. – с. 22–32.




  1. Алимов Ш. А., Колягин Ю.М.,… «Алгебра 7,8,9» (М.: Просвещение,1992 и последующие издания).

  2. Кузнецова Л.В… «Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы» (М.: ДРОФА, 2001).

  3. Пичурин Л.Ф. «За страницами учебника алгебры» (М.: Просвещение, 1990).

  4. Журналы «Математика в школе» №10, 2003г., №№4,5, 2004г.

  5. Статья «Курс по выбору для девятого класса» - журнал Математика в школе №10 2003год.

  6. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.

  7. Б.П. Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

  8. Т.Д. Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

  9. Е.В. Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.


Литература для учащегося:

    1. Виленкин Н.Я., Шибасов Л.П., Шибасова З.Ф. За страницами учебника математики, 10-11. М. Просвещение. 1996.

    2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики, М. Просвещение. 1989.

    3. Перельман Я.И. Живая математика. М. Триада – Литера. 1994.

4. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. М. Просвещение. 1990.

5. Сергеев И.Н., Олехник С.Н., Гашков С.Б. Примени математику. М. Наука. 1990










МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 39» г.о. Саранск

Согласована

Руководитель МО

_______________ /Лысова И.В./

«___»_______________ 2011г.



Утверждена руководителем

образовательного учреждения

______________/ Леонтьев А.В./

«____» ____________ 2011г.


Рабочая программа

элективного курса

«Решение нестандартных задач»

Для 7 А класса

На 2011-2012 учебный год

Составитель: Ерыкалина Т.В.

учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39»

Категория: вторая

2011год.

Предмет:

математика

Название курса:

«Решение нестандартных задач»


Модули :

1.«Немного о числах»




2. «Логические задачи»,




3. «Знаете ли вы проценты»,




4.«Текстовые задачи».

Рекомендован:




Вид курсов:

предметно - ориентированный

Форма занятий:

урок

Итоговая отчетность:

зачет

Класс:



Часы в год:

34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск