Скачать 162.72 Kb.
|
Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». К. Д. Ушинский Введение. Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике. Программа по математике для средней общеобразовательной школы, работающей по базисному учебному плану, предполагает формирование у школьников представлений о математике как части общечеловеческой культуры, как определённом методе познания мира. Но на данный момент содержание школьного курса математики не соответствует требованиям, возникшим в современных условиях. Объём знаний, необходимый человеку, резко возрастает, в то время как количество отводимых часов для занятий сокращается. Математика как школьная дисциплина оставляет учащихся на рубеже прошлых веков и чрезвычайно мало знакомит с современными научными достижениями. Одним из средств реализации требований программы и разрешения имеющихся проблем является переход школы на профильное обучение и введение элективных курсов по математике. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Целью элективных курсов является развитие, дополнение, углубление содержания базового и профильного курсов математики, удовлетворение познавательных интересов школьников, развитие различных сторон математического мышления, воспитание мировоззрения и личностных качеств средствами углублённого изучения математики. Элективные курсы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей школьников. Пояснительная записка. В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения. Психологические исследования показывают, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних «атак» на активизацию его задатков, и только после этого, в подростковом периоде, он в состоянии оценить свои специальные способности и наклонности. Введение элективного курса «Решение нестандартных задач» позволит учащимся 7-х классов убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения. Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры. Задачи:
Данный курс имеет обзорный, общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Курс состоит из четырех тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных. Данный элективный курс рассчитан на 34 часа. При желании или необходимости количество часов можно увеличить, дополнив изучаемый материал дополнительными задачами, подобранными к каждой теме . Занятия лучше проводить последовательно 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – не менее 40 минут. Желательно использовать красочные таблицы, схемы, раздаточный материал. В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности. Результат работы учащихся по данной программе должен быть таким: развитие интереса к математике; углубление материала основного курса, расширение кругозора и формирование мировоззрения, раскрытие прикладных аспектов математики. Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование; творческие работы. Содержание изучаемого курса. В данном разделе рассмотрены четыре основные темы курса: «Немного о числах», «Логические задачи», «Знаете ли вы проценты», «Текстовые задачи». Указаны разделы по каждой теме с кратким их описанием. Приведены примеры заданий для каждого раздела. Модуль 1. «Немного о числах».
Рассматриваются задачи, подобные данным.
Рассматриваются задачи, подобные данным.
Рассматриваются задачи, подобные данным.
Модуль 2. «Логические задачи».
Рассматриваются задачи, подобные данным. 1.1.Можно ли выбрать 5 чисел из таблицы, сумма которых равна 20.
1.2. Даны 6 чисел: 1,2,3,4,5,6. Разрешается к любым двум числам прибавлять один. Можно ли все 6 чисел сделать равными? 2. Инварианты. Инвариант- величина, которая не меняется в результате некоторых операций(например, разрезание и перестановка частей фигуры не меняет ее суммарную площадь). Инварианты обычно используются для доказательства невозможности получить некоторое требуемое состояние из исходного с помощью указанных допустимых преобразований. Рассматриваются задачи, подобные данным. 2.1. Было 5 кусков бумаги. Некоторые из них разрезали на 5 кусков каждый. Затем некоторые из получившихся кусков снова разрезали на 5 кусков, так сделали несколько раз. Могло ли в результате получиться 1975 таких кусков? 2.2. Натуральное число можно умножать на два и произвольным образом переставлять в нем цифры, причем запрещается ставить ноль на первое место. Можно ли число 1 превратить в 846 с помощью таких операций. 3. Раскраски . Говорят, что фигура окрашена в несколько цветов, если каждой точке фигуры приписан определенный цвет. Бывают задачи, где раскраска фигуры уже дана, например, на шахматной доске. Бывают и такие задачи, где раскраску с данными свойствами нужно придумать, а так же такие, где раскраска используется в качестве решения. Рассматриваются задачи, подобные данным. 3.1. Можно ли все клетки доски 9х9 обойти конем по одному разу и вернуться в исходную клетку? 3.2. Докажите, что плоскость можно раскрасить девятью красками так, что никакие две точки одного цвета не будут находиться на расстоянии 1 метра друг от друга. Модуль 3. «Знаете ли вы проценты».
Рассматриваются задачи, подобные данным. Викторина «Что мы помним, что мы знаем о процентах».
140%, 60%, 12%, 8%, 1,5%, 1000%; 0,6%.
колокола 200 тонн, а масса пушки составляет 20% массы колокола. Сколько весит пушка?
3; 0,02; 0,1; 0,16; 1,27; 0,457.
брату будет 18?
же вуза учат немецкий язык. Как такое может быть, ведь все студенты вуза составляют 100%?
на 10%, на 20% и на 25%. На сколько процентов возросла зимняя цена по сравнению с летней?
Рассматриваются задачи, подобные данным.
Рассматриваются задачи, подобные данным.
15%-й раствор . определите первоначальную концентрацию каждого раствора.
Рассматриваются задачи, подобные данным.
Модуль 4. Текстовые задачи.
Рассматриваются задачи, подобные данным.
Рассматриваются задачи, подобные данным.
Ожидаемые результаты. Учащиеся, посещающие электив, в конце учебного года должны знать:
уметь:
применять полученные знания для решения олимпиадных задач (школьная олимпиада, заочная Обнинская олимпиада, международный конкурс Кенгуру). Учебно-тематический план
Контроль ожидаемых результатов В конце изучения каждой темы может быть проведено зачетное занятие в форме игры или мини-олимпиады. Контроль по изучению всего материала может быть осуществлен через творческое задание по составлению задач и проверочные тесты. Итогом освоения программы элективного курса может также являться констатация личных достижений по освоению содержания, представление индивидуальной творческой работы по выбору учащихся или создание проектов, как каждым учащимся, так и группой учащихся. При этом может быть организован круглый стол – как презентация творческих работ, проектов и подведение итогов. Правда или нет, но медики предлагают гипотезу, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять голову свежей, а человека работоспособным, энергичным. И наша задача убедить в этом учеников Литература для учителя
Литература для учащегося:
4. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. М. Просвещение. 1990. 5. Сергеев И.Н., Олехник С.Н., Гашков С.Б. Примени математику. М. Наука. 1990
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 39» г.о. Саранск
Рабочая программа элективного курса «Решение нестандартных задач» Для 7 А класса На 2011-2012 учебный год Составитель: Ерыкалина Т.В. учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39» Категория: вторая 2011год.
|