Скачать 84.77 Kb.
|
Плетнева Татьяна ЛеонидовнаУрок геометрии для учащихся 8 класса по теме «Прямоугольный треугольник: простейший и неисчерпаемый. Теорема Пифагора»Предмет: Геометрия Класс: 8 «Г» Единица содержания: установление и практическое применение связи между сторонами прямоугольного треугольника Цель урока: обучающий аспект:
развивающий аспект:
воспитывающий аспект:
Тип урока: урок изучения новых знаний Этапы урока:
Граница знания-незнания
Ход урока
I этап. Подготовка к активной познавательной деятельности 1.Организационный момент. Учащимся раздаются маршрутные листы (см. приложение1). Домашнее задание проверено на перемене. - Все вопросы по домашнему заданию мы с вами уже выяснили. Поставьте оценку за домашнюю работу в свой маршрутный лист. Начнем с небольшого блиц- опроса. 2.Блиц – опрос (см. приложение 2).Через несколько минут ответы блиц – опроса проверяются с классом. Учащиеся выставляют себе оценку в маршрутный лист. - Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь? - О прямоугольном треугольнике. - Запишите тему урока. - Сегодня на урок я принесла копилку, но не простую, а «копилку знаний». Давайте в неё положим всё, что мы знаем о прямоугольном треугольнике (на доске помещается картинка в виде совы с прорезью, куда вставляются полоски бумаги с написанными на них свойствами): 1) если один из углов треугольника прямой, то треугольник называется прямоугольным; 2) стороны прямоугольного треугольника: катет, катет и гипотенуза; 3) сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90; 4) в прямоугольном треугольнике катет, лежащий против угла в 30, равен половине гипотенузы; 5) если в прямоугольном треугольнике один из острых углов равен 45 , то он равнобедренный; 6) медиана прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, равна ее половине. - Давайте решим следующую задачу: для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты? - Что нам необходимо знать, чтобы решить эту задачу? (гипотенузу) - Умеем мы находить гипотенузу, если известны 2 катета? Итак, перед нами встала проблема: как найти гипотенузу, если известны 2 катета? Существует ли равенство, которое связывает катеты и гипотенузу прямоугольного треугольника? II этап. Усвоение знаний и способов действий - Сейчас я попрошу вас разбиться на группы и выполнить задание, которое у вас записано на карточках. Группам раздается задание и таблица квадратов чисел. На доске вывешивается таблица:
Задание в группах Задание 1 группе. 1.Постройте прямоугольный треугольник с катетами равными 12 см и 5см. 2. Измерьте гипотенузу получившегося треугольника. 3. Полученный результат занесите в таблицу, расположенную на доске. Задание 2 группе. 1.Постройте прямоугольный треугольник с катетами равными 6 см и 8 см. 2. Измерьте гипотенузу получившегося треугольника. 3. Полученный результат занесите в таблицу, расположенную на доске. Задание 3 группе. 1.Постройте прямоугольный треугольник с катетами равными 8 см и 15см. 2. Измерьте гипотенузу получившегося треугольника. 3. Полученный результат занесите в таблицу, расположенную на доске. Учащиеся производят измерения и результаты заносят в таблицу на доске. Далее учащиеся получают вторую часть задания. Задание 1 группе. 4. Используя таблицу квадратов чисел, установите связь между тройками чисел, записанных в таблице на доске. 5. Попробуйте выдвинуть гипотезу о связи катетов а и в и гипотенузы с прямоугольного треугольника АВС. 6. Запишите полученное равенство. Задание 2 группе. 4. Используя таблицу квадратов чисел, установите связь между тройками чисел, записанных в таблице на доске. 5. Попробуйте выдвинуть гипотезу о связи катетов а и в и гипотенузы с прямоугольного треугольника АВС. 6. Запишите полученное равенство. Задание 3 группе. 4. Используя таблицу квадратов чисел, установите связь между тройками чисел, записанных в таблице на доске. 5. Попробуйте выдвинуть гипотезу о связи катетов а и в и гипотенузы с прямоугольного треугольника АВС. 6. Запишите полученное равенство. Представители групп у доски рассказывают о полученных результатах. - Соотношение между катетами и гипотенузой прямоугольного треугольника устанавливает теорема Пифагора, которая звучит так: в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Она является важнейшей теоремой геометрии. Сегодня давайте примем её без доказательства, а доказательство мы разберем на следующем уроке. III этап. Информация о домашнем задании Это будет вашим домашним заданием. Оно записано у вас в конце маршрутного листа. Обратите внимание, что там же записаны вопросы, на которые вы должны найти ответы. - Оцените свою роль в работе группы. IV этап. Первичная проверка понимания - Вернемся к нашей задаче. Кто хочет решить её у доски? Решение: 1) 144+25= = 169 с = 13 или с = -13 –не удовлетворяет условию задачи, 2) 13м, следовательно, не хватит. Решение задач: 1. № 483(б) Ответ: с = . 2. № 484(а) Ответ: в = 5. 3. Задача индийского математика XII века Бхаскары
Решение: 1) АВ = 5 (египетский треугольник) 2) СД = 5+3 = 8. Ответ: 8 м. 4. Задача из учебника "Арифметика" Леонтия Магницкого «Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать» Решение: = = 1936 СВ = 44 Ответ: 44 стопы. V этап. Итог на рефлексивной основе Каким фактом мы можем дополнить копилку наших знаний? Сформулируйте теорему Пифагора. Поставьте на листочке себе оценку за урок и ответьте на вопрос: «Зачем нужна теорема Пифагора?» Рефлексия для учащихся: Фамилия: Моя оценка за урок: Зачем нужна теорема Пифагора? ___________________________________________________________________________ Моё настроение: ___________________________________________________________________________ |