Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 87.68 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.05.2014
Размер87.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
ТЕМА: « ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ИХ ГРАФИКИ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Обобщить материал по теме: «Тригонометрические функции и их графики», проверить умения в построении графиков функций с помощью преобразований.

2.Развивать логическое мышление, внимание, навыки самостоятельной работы, навыки самооценки.

3. Воспитывать интерес к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, умение не растеряться в проблемных ситуациях, культуре общения.
Оборудование:

доска, мел, трафареты, таблицы графиков тригонометрических функций, мультимедийный проектор, слайды, содержащие графики функций, карточки с заданиями, бланки для выполнения заданий.

Литература:

Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. Ч. 1, 2. Учеб. для 10-11 кл.

Р.Д Лукин «Устные упражнения по алгебре и начала анализа».

Газета «Математика» №17, 2004.
Тип урока: обобщение.
ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: «Тема нашего урока « Тригонометрические функции и их графики». Сегодня на уроке мы с вами обобщим занятия и умения в построении графиков тригонометрических функций с помощью преобразований.

Во время урока постепенно мы будем использоваться тот раздаточный материал, который находится у вас на партах».

II этап урока (20 минут)

Повторение теоретического материала по теме

«Общие свойства тригонометрических функций и их связь с графиками»
Учитель обращается к учащимся с вопросом: «Скажите, пожалуйста, что такое функция?»

Учащиеся могут дать одно из определений, приведенных ниже или их модификацию.

Определение. «Зависимость переменной y от переменной x, при которой каждому значению переменной х соответствует единственное значение переменной у, называют функцией».

Определение. «Соответствие f между двумя множествами X и Y, при котором каждому элементу множества X ставится в соответствие единственный элемент множества Y, называется функцией ».

Учитель: «Назовите способы задания функции?»

Учащиеся в произвольной последовательности должны перечислить способы задания функций: описательный, табличный, графический, аналитический.

Учитель: «Перечислите, какими свойствами может обладать функция».

Учащиеся в произвольной последовательности перечисляют свойства функций, таким образом, называют общую схему исследования функций.
Общая схема исследования функции

1. Область определения функции .

2. Определение точек пересечения графика функции с осями координат.

3. Исследование функции на четность.

4. Исследование функции на монотонность.

5. Исследование функции на экстремум.

6. Исследование функции на периодичность.

7. Определение промежутков знакопостоянства.

8. Исследование поведения функции на границах области определения.

9. Исследование области значений функции.

10. Построение графика функции.

Учитель: Какие из тригонометрических функций вы знаете?

Ответы учеников: синус, косинус, тангенс, котангенс.

Учитель: Дайте определение этих функций.

Определение: Числовые функции, заданные формулами у=sinx, y=cosx, y=tgx, y=ctgx, называют соответственно синусом, косинусом, тангенсом и котангенсом.

Учитель: Как называются графики этих функций?

Ответы учеников: синусоида, косинусоида, тангенсоида, котангенсоида.

Учитель: Пред вами таблицы графиков тригонометрических функций. Используя таблицы укажите график функции, соответствующий синусоиде, косинусоиде, тангенсоиде, котангенсоиде.

Ответы учеников: синусоида, косинусоида, тангенсоида, котангенсоида.

Учитель: Используя общую схему исследования функции, вспомним необходимые определения и соответствующие свойства функций на графиках, которые изображены в таблицах графиков тригонометрических функций . Что называется областью определения функции?

Учащиеся формулируют:

Определение. Область определения функции   это множество значений независимой переменной, при которых функция имеет смысл.

Учитель: «Перед вами графики тригонометрических функций, для каждого графика назовите область определения соответствующей функции».

Ответы учеников: Область определения функций

синус, косинус D(f)=(-), тангенс все хn, котангенc все хn
Учитель: «Дайте определение точек пересечения графика функции с осями координат и укажите их количество на каждом из графиков».

Учащиеся формулируют: Т.к. осей координат две, то:

а) с осью ординат. Если , то по определению функции точка пересечения с осью Oy единственная, ее координаты . Если , то точек пересечения с осью ординат нет;

б) с осью абсцисс. Абсциссы точек пересечения графика функции с осью Ox находятся из уравнения , число решений которого равно количеству точек пересечения графика функции с осью абсцисс.

Учитель: «Сколько точек пересечения с осями координат имеет синус, косинус, тангенс, котангенс?»

Ответы учеников: Синус с осью ординат имеет одну точку в начале координат, с осью абсцисс все точки с координатами (n;0)

Косинус с осью ординат имеет одну точку – (0;1), с осью абсцисс все точки с координатами (n;0)

Тангенс с осью ординат имеет одну точку в начале координат, с осью абсцисс все точки с координатами (n;0)

Котангенс с осью ординат общих точек не имеет, с осью абсцисс все точки с координатами (n;0)
Учитель: «Дайте вспомним, какая функция называется четной, а какая нечетной? Как выглядят их графики? Какие из графиков тригонометрических функций соответствуют четной функции, какие – нечетной?»

Учащиеся:

Определение. Если область определения функции симметрична относительно нуля и для любого x из области определения выполняется равенство: , то функция четная, а если , то функция нечетная. Если не выполняется ни одно из равенств, то функция ни четная, ни нечетная.

График четной функции симметричен относительно оси ординат (Oy).

График нечетной функции симметричен относительно начала координат (точки O).

Из 4 тригонометрических функций только косинус четная функция. Синус, тангенс, котангенс – нечетные.
Учитель: Какая функция называется монотонно возрастающей (монотонно убывающей)?

Учащиеся:

Определение. Если для любых и таких, что выполнено условие , то функция называется монотонно возрастающей на X. Если , то функция называется монотонно убывающей на X. Если , то функция постоянна на X.

Учитель: Какая из тригонометрических функций является монотонно возрастающей (монотонно убывающей) на всей области определения

Учащиеся: Монотонно возрастающей на всей области определения является тангенс. Монотонно убывающей на всей области определения является котангенс.

Учитель: Назовите промежутки монотонности синуса, косинуса.

Учащиеся: Синус возрастает на промежутках , , убывает на промежутках , .

Косинус возрастает на промежутках ,, и убывает на промежутках , .
Учитель: Дайте определение экстремумов функции.
Определение. Если в некоторой точке значение функции не меньше значений функции вблизи этой точки, то точка называется точкой максимума (пишут ), а – максимумом функции (пишут ). Если в некоторой точке значение функции не больше значений функции вблизи этой точки, то точка называется точкой минимума (), а – минимумом функции (). Максимум и минимум функции называются экстремумами функции, а точки минимума и максимума – точками экстремумов.

Учитель: Назовите экстремумы синуса, косинуса, тангенса, котангенса.

Учащиеся: Точки максимума функции синус- (; 1), наибольшее значение функции равно 1, точки минимума- (-; - 1), наименьшее значение равно -1.

Точки максимума функции косинус- (; 1), наибольшее значение функции равно 1, точки минимума- (; - 1), наименьшее значение равно -1.

Тангенс и котангенс экстремумов не имеют.
Учитель: «Свойством периодичности обладают все известные вам тригонометрические функции. Давайте вспомним определение периодической функции и укажем периоды данных функций».

Учащиеся:

Определение. Если существует такое число , что для любого x из области определения функции числа и принадлежат области определения и , то функция называется периодической, а число t - периодом функции.

Периодом для функций синус и косинус является , тангенс и котангенс имеют период равный .

Учитель: «Теперь займемся определением промежутков знакопостоянства функции. Пожалуйста, дайте определение и укажите промежутки знакопостоянства для графиков синуса, косинуса, тангенса и котангенса».
Учащиеся:

Определение. Множество X, на котором функция не меняет свой знак, называется промежутком знакопостоянства функции.

Синус принимает неотрицательные значения на промежутках , неположительные значения на .

Косинус принимает неотрицательные значения на промежутках, неположительные значения на .

Тангенс принимает положительные значения на промежутках (), отрицательные значения на ().

Котангенс принимает положительные значения на промежутках (), отрицательные значения на ().
Учитель: «Исследование поведения функции на границах области определения и множество значений функции это тесно связанные понятия, поэтому мы сейчас с вами вспомним определение множества значений функции и по графикам оценим множество значений каждой из представленных функций».

Определение. Областью значений функции называется множество, в которое входят все значения, которые может принимать функция на своей области определения.

Учитель: Назовите множество значений синуса, косинуса, тангенса, котангенса.

Учащиеся: Множество значений функции синуса и косинуса является промежуток , тангенса и котангенса .

Учитель: Ребята, какие преобразования графиков функций вы знаете?

Учащиеся:1) Параллельный перенос графика функции y=f(x)+b, где b – постоянное число, на вектор (0;b) вдоль оси ординат.

2) Растяжение графика вдоль оси Оу с коэффициентом k, которое задается формулами Для построения графика функции у=kf(х) надо растянуть график функции у= f(х) в k раз вдоль оси ординат.

3) Параллельный перенос вдоль оси абсцисс на вектор (а;0) задается формулами График функции у= f(х-а) получается из графика f переносом ( вдоль оси абсцисс) на вектор (а;0).

4) Растяжение вдоль оси Ох с коэффициентом k задается формулами Для построения графика функции у=f() надо подвергнуть график функции f растяжению с коэффициентом k вдоль оси абсцисс.

Учитель: Ребята, какие преобразования графиков функций вы видите на рисунках? (Приложение.

Комментарий: Рисунки можно подготовить на листах и раздать их учащимся, на пленке и показать их с помощью графопроектора, с применением мультимедиа-проектора, показать на экране.)
Учащиеся: Рис 1. Растяжение графика вдоль оси Оу с коэффициентом равным 2 и растяжение вдоль оси Ох с коэффициентом равным 2.

Рис. 2. Растяжение графика вдоль оси Оу с коэффициентом равным -2, растяжение вдоль оси Ох с коэффициентом равным 2.

Рис.3. Параллельный перенос графика функции на вектор (0;-1) вдоль оси ординат.

Рис.4. Растяжение графика вдоль оси Ох с коэффициентом равным 2.

Рис.5. Параллельный перенос графика функции на вектор (0;1) вдоль оси ординат, растяжение графика вдоль оси Оу с коэффициентом равным 2.

Рис.6. Растяжение графика вдоль оси Ох с коэффициентом равным 0,5.

Рис.7. Растяжение вдоль оси Оу с коэффициентом равным -1, Параллельный перенос графика функции на вектор (0;1) вдоль оси ординат.

Учитель: Ребята, назовите функции, которым соответствуют данные графики.

Учащиеся: Рис 1. y=2sin2x, Рис2. y=-2sin2x, Рис3. y=cosx-1, Рис 4. y=cos2x, Рис 5. y=2sinx+1, Рис.6. y=sin0,5x,

Рис 7. y=-sinx+1.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск