Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 60.96 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.05.2014
Размер60.96 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Математика > Решение
Муниципальное общеобразовательное учреждение - Лицей № 2 г.Саратов


Решение нестандартных задач на уроках гуманитарного цикла

Материалы

педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ-Лицея №2 г.Саратова

Маловецкой Елены Александровны.


В настоящее время современная школа ориентирована на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка. А это предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Как этого достичь? Кто-то скажет, что урок должен быть нестандартным. Прекрасно. Но если каждый урок будет нестандартным, то пропадёт некая система, с помощью которой достигается качество ЗУН. А ведь по окончании школы у обучающихся одна единственная цель – высокий балл на ЕГЭ, от которого зависит будущее школьника. Безусловно, воспитательный момент в современной школе очень важен. Но результат экзамена – это некий показатель работы не только ученика, но и его наставника-учителя. И перед педагогом стоит проблема: как научить и заинтересовать одновременно.

Проблема не нова. И чего только не предпринимают учителя! То, что раньше казалось инновацией, теперь широко применяется педагогами в повседневной деятельности. Никого не удивишь ни работой в группах, ни методом проектов, безусловно, соблюдая при этом дифференцированный подход к каждому ученику. О разнообразии методов и форм работы педагога на уроке сказано уже достаточно, проведено множество семинаров.

Заинтересовать, а потом вести занятие. Но ведь нарушается некая правильная модель урока! И опять учитель приходит к нестандартному занятию. А что, если это будет лишь его элемент? Не нарушит ли стройной системы урока элемент, не соотносящийся с темой? Возможно ли такое?

Оказалось, это возможно. В 2010/2011 учебном году на базе нашего учебного заведения (МОУ-Лицея № 2 Октябрьского района г.Саратова) была организована работа экспериментальной площадки «Формирование универсальной ключевой компетентности у старшеклассников в учебной (профильной) деятельности». Актуальность её темы определялась социально-экономическими преобразованиями в стране, оказавшими существенное влияние на российское образование, создав реальные предпосылки для его обновления. Развивающемуся обществу необходимы современно образованные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к постоянному обновлению и повышению уровня своих знаний.

Целью эксперимента являлось создание непрерывной модели гармоничного становления личности в многопрофильном инновационно-образовательном пространстве лицея при формировании универсальных ключевых компетенций у старшеклассников как составной части образовательного процесса.

На первом же занятии нам самим было предложено столкнуться с решением нестандартных задач. И если для математиков это было привычно, то нам, учителям гуманитарного цикла, всё было в новинку. Руководила и по сей день руководит площадкой заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования Института дополнительного профессионального образования Саратовского государственного университета В.А. Ширяева. Она была уверена, что учителям может помочь знание принципов и приемов педагогики, интегрированной с методологией теории решения изобретательских задач (ТРИЗ, автор – Г.Альтшуллер).

Нестандартные задания были представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений), из которых надо найти выход, используя полученные знания не только по преподаваемому предмету, но и все свои знания. Виктория Александровна утверждала, что каждый человек может помочь себе, опираясь на принцип идеальности, то есть, представив, как бы выглядело идеальное решение. И она привела в пример такую задачу:
В начале XX века в первых общественных кинотеатрах столкнулись с проблемой высоких дамских шляп. Представительницы прекрасного пола не торопились их снимать в зрительном зале. Но вот однажды появилось небольшое объявление при входе, и все дамы обнажили головы. Что же придумал администратор, опираясь на идеальный конечный результат?

В.А. Ширяева рассказала, как мыслили её ученики:

– Надо было сделать так, чтобы все дамы сами захотели снять шляпы, – сделал вывод кто-то из ребят.

– Самой красивой женщине нашего кинотеатра шляпа не нужна! – предложил еще кто-то.

Кто-то сделал предположение о возрасте. Возраст!

– Как возраст женщины сможет нам помочь в решении поставленной задачи?

– Пожилым дамам можно оставаться в шляпах!

Этот ответ соответствует тому объявлению, которое дал администратор: «Дамам старше 40 можно оставаться в шляпах!»

Решив подобную задачу, нам хотелось ещё себя испытать. Но
для успешного решения нестандартных задач должны быть сформированы три составляющих мышления:
1) высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.;
2) высокий уровень активности, раскованности мышления;
3) высокий уровень организованности и целенаправленности.

Когда же нам были предложены подобные задачи, то вторая составляющая, а именно, раскованность мышления, сошла на нет. Особенно в начале. Почувствовав себя учениками, мы боялись дать неправильный ответ. Да, мы анализировали, сравнивали, обобщали, но… боялись. А дети оказались не робкого десятка. Мне самой было интересно узнать, решат ли мои ученики предложенные нам задачи. И они решили (две из трёх) и довольно быстро. А потом началась работа по внедрению этих задач. В.А. Ширяева подобрала их к каждому циклу предметов, изучаемых в школе. Наша экспериментальная площадка была рассчитана на старшеклассников. А могут ли применяться ТРИЗ для учеников помладше? Могут (подобный эксперимент был проведён в Санкт-Петербурге). И вот примет такой задачи, которую можно использовать при изучении сказок:

Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые... Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей — брата и сестру — и посадил в темницу — подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное — аппетит, все семь голов заболели... И решил Змей Горыныч обхитрить детей.

— Выпущу я вас на волю, — сказал он, — если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести — без посуды!

Делать нечего — согласились дети.

Где ручей подземный с живой водой — известно. Да как условие Змея выполнить?

Ответ таков: Дети набрали воды в миску, а потом воду заморозили, ледышку из миски достали и Змею принесли.

Задачи прекрасные, цели, как всегда, благие. А как же прохождение школьной программы? Мы задали этот вопрос. Наш педагог-экспериментатор предложила два варианта. Первый вариант, когда отдельные приемы ТРИЗ применяются педагогом на уроках как вспомогательные средства активизации учащихся. В этом случае основным содержанием обучения остаются предметные знания, которые осваиваются обучающимися через разрешение противоречий. Второй вариант – введение в учебный план специального предмета в образовательную область «технология», содержанием которого могут стать так называемые универсальные знания – формулы, приемы, алгоритмы поиска ресурсов, схемы анализа проблемы, модели развития любых объектов. В.А. Ширяева считает, что оптимальный результат может быть достигнут в процессе интеграции этих двух подходов.

В своей практике я использовала первый вариант. Могу отметить, что если работать систематически по формированию у детей логических умений и навыков, необходимых в любой интеллектуальной деятельности, проводить систематически не только на уроках, но и во внеурочной работе, то можно наблюдать повышение интеллектуально-творческого потенциала учащихся, мотивации к обучению, создание ситуации успеха.

В соответствии с новыми образовательными стандартами одним из главных вопросов обучения является вопрос о том, « каким должен выйти ученик после школы, чтобы быть успешно социализированным". Одно из требований к результату – «владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности». Этого и хотели мы достигнуть в результате работы организованной экспериментальной площадки.

     В заключение хотелось бы отметить, что нестандартные задачи развивают логическое мышление и аналитические способности обучающихся, увеличивают интеллектуальный потенциал личности, ее творческие и мыслительные способности, непосредственно связаны с практикой решения реальных жизненных ситуаций и проблем. А это ли не конечная цель современного образования?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск