Скачать 84.56 Kb.
|
Свенцицкая Галина Магомедовна, учитель математики муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 42 с углублённым изучением английского языка города Ставрополя Создание ситуации успеха на уроках математики при использовании игровых технологий и ИКТ Успех – удача в достижении чего-нибудь; общественное признание; хорошие результаты в работе, в учёбе. «Толковый словарь современного русского языка» под ред. С. И. Ожегова. Недавно я посетила открытие юбилейной персональной выставки нашего знаменитого Ставропольского художника Евгения Кузнецова, на котором он давал мастер-класс. Каждый желающий в течение вечера мог на пустом холсте нарисовать масляными красками что угодно. И вот, когда холст был полностью закрашен, кисть взял Маэстро, и на глазах изумлённой публики родился шедевр. Ни в коей мере не соревнуясь с художником, я хочу, чтобы результатом нашей с вами встречи сегодня стало создание своего «шедевра». Свой мастер-класс я хочу посвятить проблеме, без решения которой невозможно сформировать у учащихся потребность в учении: «Создание ситуации успеха на уроках математики при использовании игровых технологий и ИКТ». Современному обществу нужны образованные, успешные люди. Дать ребёнку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства, по мнению доктора педагогических наук И. Ф. Харламова, поможет ситуация успеха. Моя практическая деятельность показывает, что использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся осознать себя всесторонне развитой личностью. Но, к сожалению, всё чаще приходится сталкиваться с тем, что с возрастом у многих ребят интерес к учению и к математике, в частности, угасает. Это зависит как от объективных, так и от субъективных причин: нарастающая сложность предмета, разные математические способности и пр. «Бывает, что во время урока математики, когда даже воздух стынет от скуки, в класс со двора влетает бабочка…» А.П. Чехов Для моих учеников такой «бабочкой» стало применение в работе различных дидактических и интеллектуальных игр. Если XVIII в. вошёл в историю человеческой цивилизации как век просвещения, XIX – век науки, XX – век глобализации, то XXI в. имеет шанс стать веком игры или веком игрового общества. Игра даёт возможность ребёнку проявить невостребованные на уроке способности, личностные качества. Игра ненавязчиво учит детей эффективно регулировать собственное поведение и строить адекватные межличностные отношения. И, если раньше, частое проведение дидактических игр было затруднительно из-за постоянной нехватки личного времени, то сейчас, благодаря компьютерным технологиям, появилась широкая возможность для их создания и режиссуры. ИКТ позволяют усилить мотивацию учения разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет) путем ориентации учения на успех, то есть позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь, используя игровой фон общения человека с машиной и, что немало важно,- выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику. Остановлюсь на некоторых видах дидактических игр, которые наиболее часто используются на моих уроках. Игры-упражнения - являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это - разнообразные викторины, различные занимательные упражнения (ребусы, шарады и т. д.)
Выбор верных ответов, (1 – 3; 2 – 1; 3 – 4; 4 – 5), выводит на экране «ВИЕТ», и у меня появляется возможность начать тему «Решение квадратных уравнений по формулам Виета», а для ребят создаётся ситуация успеха, так как к концу занятия они решают уравнения в несколько раз быстрее. Игры-путешествия можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Игра «Математика в разных странах» для 5 класса. Задумана она таким образом, чтобы учащиеся не просто решали занимательные задачки, родившиеся «в разных странах», но еще хоть немножко ощутили колорит этих стран. Применение мультимедийного оборудования значительно расширяет возможности проведения игры. В увлекательном путешествии по странам ребятам помогает волшебный квадрат, составленный из девяти разноцветных квадратиков. Выбирая квадратик того или иного цвета, можно попасть в разные страны. Сначала предоставлена небольшая зарисовка о стране, на слайде можно посмотреть фотографии, а затем решить задачу. Например, задача из Египта: Жрецами мудрого бога солнца Ра становились только самые умные из людей или хотя бы самые сообразительные. В храмах их подвергали довольно сложным по тем временам испытаниям. Но, если вы хотите прямо сейчас стать жрецами бога солнца, – пожалуйста! Только быстренько сосчитайте, сколько всего треугольников в этой таинственной фигуре, что украшает врата храма.
Такие игры лучше проводить по командам. Решение задач всей командой позволяет каждому школьнику попробовать свои силы, почувствовать свой «вес» в команде, добавляет ребенку уверенности, а, значит, создаётся ситуация успеха. Игры-соревнования позволяют мне в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но и весьма сложные вопросы учебной программы. В этом, для меня, ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр. Подробнее остановлюсь на проведении интеллектуальной игры «Своя игра», которая нравится мне больше всего. Эту игровую форму, особенно сейчас с использованием компьютерных презентаций, можно применить на различных этапах урока:
Ценность данной игры в том, что в процессе проведения виден каждый ученик, имеется возможность выбора вопроса определённого уровня сложности и из различных тем. В этом случае для ребенка оценка за работу является определённым стимулом, его личным успехом при изучении, может быть, сложного для него предмета - «математика». При этом большую роль с воспитательной точки зрения имеют своеобразные зачетные книжки – так называемые «Персональные банки успеха», в которых отражаются результаты участия ребенка в играх. «Своя игра» для 7 класса
Вопрос: «Подумайте-200» - это «Кот в мешке», данный вопрос надо отдать одному из соперников. Вы очень хорошо знаете, что такое миллион, и представляете себе длину своего шага. Ответьте на вопрос: «Как далеко отошли бы вы, сделав миллион шагов? Больше, чем на 10 км, или меньше?» (Миллион шагов гораздо больше даже 100 км. Если длина шага примерно 0,75м, то в этом легко убедиться.) Вопрос: «Математический ералаш-300» - это «Аукцион», его можно перекупить более высокой ставкой. Рассмотрим верное равенство: 35 +10 – 45 = 42 +12 - 54. В каждой части этого равенства вынесем за скобки общий множитель: 5∙( 7 + 2 – 9 ) = 6∙( 7 + 2 – 9 ).Разделим обе части полученного равенства на множитель ( 7 + 2 – 9 ). Получим: 5 = 6. Где ошибка? ( 7 + 2 – 9 = 0, а на нуль делить нельзя!) Вопрос: «Математический ералаш-500» - это «Вопрос от Я.И. Перельмана». Если ответ дан верно, то стоимость вопроса удваивается, если неверно, то баллы не снимаются. Какая из этих фигур самая большая и какая самая маленькая?
Моим ученикам особенно нравится, когда эта игра проводится при подготовке к контрольной работе или на итоговом уроке темы. Зная, что предстоит соревнование, учащиеся более ответственно относятся к изучению материала. Так в прошлом учебном году после изучения темы «Квадратичная функция» мои восьмиклассники, занимающиеся по учебнику А. Г. Мордковича, соревновались с девятиклассниками, изучающими алгебру по учебнику Ю. Н. Макарычева. Восьмиклассники, с которыми я, начиная с пятого класса, систематически провожу интеллектуальные игры, выиграли, значительно опередив соперников. Этот успех показал им, что возраст и наличие «жизненного опыта», не всегда являются главными, а твёрдые знания, умение мыслить неординарно, быстро и правильно, могут привести к успеху и в дальнейшей жизни. Хотя, нельзя сказать, что данная неудача не принесла своего результата для учеников 9-го класса. Ведь в жизни невозможно быть только победителем, надо, чтобы твой проигрыш помог переосмыслить ситуацию, сделать правильные выводы и сформулировать новую установку на успех. Четыре года назад я и учитель математики МОУ СОШ № 29 Матюхина Ирина Александровна решили проводить ежегодные интеллектуальные турниры со своими пятыми классами. Сейчас это стало доброй традицией. Наши встречи переросли в соревнования, которые ученики ждут целый год, готовятся к ним. Зная, что предстоит очередная встреча, наши ученики более серьёзно относятся учёбе. Какова же бывает радость, когда результатом их стараний становится победа . А теперь давайте попробуем написать сценарий «Своей игры» для 9 класса по теме «А где же математика?». Я предлагаю вам составить вопросы, связанные с вашими предметами, или предложить какие-либо теоретические данные. После дальнейшей обработки у нас получится интегрированная игра «Математика и другие предметы». Например, вопрос от учителя биологии: Одна тонна макулатуры, используемая в качестве сырья, сохраняет 5 м3 древесины и может дать 22,5 тыс. школьных тетрадей. Сколько деревьев может спасти МОУ СОШ №42, если каждый ученик сдаст в макулатуру 100 тетрадей, исписанных за год? ( В школе 20 классов по 25 учеников в каждом в среднем.) (10 м3 древесины) Вопрос от психолога: Друг моего друга – мой друг. Враг моего врага – мой друг. Враг моего друга – мой враг. Друг моего врага – мой враг. О каких математических правилах идёт речь? ( Правила умножения чисел с одинаковыми и разными знаками: «+» · «+» = «+»; «–» · «–» = «+»; «–» · «+» = «–»; «+» · «–» = «–» ). Всегда хочется, чтобы твой успех, пусть пока и не самый главный в жизни, был оценён другими. Каждый ученик хочет быть успешным: получать хорошие отметки, найти в школе друзей, проявить себя во внеклассной деятельности. Значит, ситуация успеха является важным механизмом управления образовательной деятельности учащегося. Проведение математических игр дает школьникам, не только возможность проявить свои талант, смекалку, мышление, но и оценить себя, поверить в свои силы, почувствовать себя успешными. И у каждого учителя есть свой секрет, своя «изюминка» в том, как создать для ребёнка ситуацию успеха. Закончить свой мастер-класс я хочу отрывком из стихотворения Софьи Васильевны Ковалевской
. |