Скачать 137.65 Kb.
|
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА «МАТЕМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ» Учитель математики ГБОУ СОШ №34 Игнатьева Н.П. Пояснительная записка Элективный курс «Математика для любознательных» предназначен для внеклассной работы и рассчитан на учащихся 5 классов, интересующихся математикой. Проведение такого курса способствует самоопределению учащихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе. Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы по математике. Курс рассчитан на 35 часов. Рекомендуемая продолжительность одного занятия для 5-го класса – 45 минут. В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики. Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются: - типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад; - логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно; - геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур. В процессе проведения данного элективного курса ставятся следующие цели: - развить интерес учащихся к математике; - расширить и углубить знания учащихся по математике; - развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся; - воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности; - формировать психологическую готовность учащихся решать трудные и нестандартные задачи. Задачами элективного курса являются: - достижение повышения уровня математической подготовки учащихся; - приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности; - знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных; - практика решения олимпиадных заданий. Оценка знаний Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п. Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований. Планируемый результат Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Приложение Вопросы и задания для проверки и самопроверки усвоения материала курса Тема 1. Брейн-ринг Брейн-ринг проводится в три раунда. Участвуют 4 команды. Первый и второй раунды проводятся между 1 и 2, 3 и 4 командами, а третий – между победителями. Раунд 1. Разыгрываются 6 очков. Вопрос: Как называются числа при сложении? Ответ: Числа, которые складывают, называются слагаемыми, результат сложения – суммой. Вопрос: Какое число называется вычитаемым? Ответ: Число, которое вычитают. Вопрос: Как найти неизвестное делимое? Ответ: Надо частное умножить на делитель. Вопрос: В чем состоит различие между числом и цифрой? Ответ: Цифра – это знак, применяемый для записи чисел. Число же указывает на то, сколько элементов содержится в указанном множестве. Вопрос: Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению? Ответ: 2 и 2. Вопрос: Что обозначает «то, что не обозначает ничего»? Ответ: Число 0. Раунд 2. Разыгрываются 6 очков. Вопрос: Как называются числа при делении? Ответ: Число, которое делят, называют делимым; число, на которое делят – делителем; результат деления – частным. Вопрос: Как найти неизвестное слагаемое? Ответ: Надо из суммы вычесть известное слагаемое. Вопрос: Какие числа называются натуральными? Ответ: Числа, используемые при счете. Вопрос: Сколько цифр вы знаете? Ответ: 10. Вопрос: Признак делимости на 5? Ответ: Последняя цифра делимого 5 или 0. Вопрос: Чему равна разность наименьшего четырехзначного числа и 1? Ответ: 999. Раунд 3. Разыгрываются 5 очков. Вопрос: Где были изобретены современные цифры и позиционная система счисления? Ответ: В Индии. Вопрос: Возможность счета на пальцах способствовала введению какой системы счисления? Ответ: Десятичной. Вопрос: Стая тетеревов села на деревья так, что по 2 на дерево сядут – 1 дерево лишнее, по 1 сядут – 1 тетерев лишний. Сколько было тетеревов и деревьев? Ответ: 4 тетерева и 3 дерева. Вопрос: По столбу высотой 10 м ползет улитка. Днем она поднимается на 5 м, а ночью опускается на 4 м. На какой день улитка достигнет вершины столба? Ответ: На шестой день. Вопрос: Что больше ТЬМА или МИЛЛИОН? Ответ: Они равны. Тема 2. Проверочная работа 1. В классе 35 учеников. Можно ли утверждать, что среди них найдутся хотя бы 2 ученика, фамилии которых начинаются с одной буквы? Ответ: В русском алфавите 31 произносимая буква. Так как 35>31, то по принципу Дирихле найдется 2 ученика, у которых фамилии начинаются с одной буквы. 2. Используя 2 ведра вместимостью 9 и 11 л, наберите из пруда 4 л воды. Ответ: 9 л – 0, 0, 9, 0, 2, 2, 9. 11 л – 0, 11, 2, 2, 0, 11, 4. 3. Из города А в город Б автомобиль ехал со скоростью 40 км/ч в течение 3 часов. Обратно автомобиль двигался со скоростью 60 км/ч. Найдите среднюю скорость движения автомобиля. Ответ: (40·3+60·2)∕(3+2) = 48 км/ч. 4. Имеются 8 одинаковых по виду монет, одна из которых фальшивая. Требуется определить фальшивую монету минимальным числом взвешиваний на чашечных весах без гирь, если известно, что фальшивая монета легче. Ответ: Делим монеты на кучки по 2, 3 и 3 штуки. Определяем фальшивую монету в 2 взвешивания. 5. Летела стая гусей, а навстречу ей летит один гусь и говорит: «Здравствуйте, 100 гусей!» А передний гусь ему отвечает: «Нет, нас не100 гусей! Вот, если бы нас было столько, да еще столько, да полстолько, да еще четверть столько, да ты, гусь, то было бы 100 гусей. А нас только…» Сколько гусей летело в стае? Ответ: 36 гусей. Тема 3. Проверочная работа 1. Имеются 3 карточки, одна из сторон которых – красного, зеленого или синего цвета, а другая сторона у всех белая. На белой стороне одной из карточек написано «красный», на другой – «зеленый», на третьей – «красный или синий». Ни одна из записей не соответствует действительности. Какого цвета каждая карточка? Ответ: Карточка с записью «красная или синяя» - зеленая, «красная» - синяя, «зеленая» - красная. 2. Разгадайте крипторифму: УРАН Ответ: 6321 +УРАН +6321 НАУКА 12642 3. Беседуют трое друзей: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что ни у кого из нас цвет волос не соответствует фамилии, да и ты не брюнет». Какой цвет волос у каждого из друзей? Ответ: Белокуров имеет рыжие волосы, Чернов - белокурые, а Рыжов – черные. 4. Найдите закономерность и поставьте вместо «*» нужное число в последовательности: 7, 17, 37, 77, *, 317… Ответ: Каждое следующее число равно удвоенному предыдущему, сложенному с числом 3. Поэтому вместо «*» нужно поставить 157. 5. В классе 35 учеников. Они занимаются в спортивном, литературном и математическом кружках. В спортивном кружке – 17 человек, в математическом – 13, в литературном – 30. Сколько учащихся занимаются только в одном кружке, если известно, что в работе всех трех кружков принимают участие 5 человек? Ответ: 15 человек. Тема 4. Проверочная работа 1. Разрезать прямоугольник длиной 9 см и шириной 4 см на две равные части, из которых можно составить квадрат. Ответ: получится квадрат 6×6 см, (см. рис.) 3 3 3
2. Сколько треугольников в каждой из фигур? а) б) Ответ: а) 4+1=5, б) 4+4+1=9. 3. Составьте три равных квадрата из 10 спичек. Ответ:
4. Из 12 спичек сложите имя «Толя». Переложите 1 спичку так, чтобы получилось женское имя. Ответ: буква Т – 2 спички, буква O – 4 спички, буква Л – 2 спички, буква Я – 3 спички. ТОЛЯ ЮЛЯ Тема 5. Конкурс: «Кто быстрее считает?» 1.Вычислить произведение: а) 164 · 25, б) 824 ·125 Ответ: а) 4100; б) 103000. 2. Найдите сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Ответ: 5050. 3. Вычислить: 12 345 679·9 Ответ: 1 111 111 111. 4. Число 82** делится на 90. Найдите частное. Ответ: 92. Тема 6. Блиц-турнир 1.Как можно одним мешком пшеницы, смолов ее, наполнить 2 таких же мешка? Ответ: надо вложить мешки друг в друга. 2. Что это может быть: 2 головы, 2 руки, 6 ног, а идут или бегут только 4? Ответ: всадник на лошади. 3. Летели утки – одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? Ответ: 3. 4. «Если в 12 ч ночи идет дождь, то через 168 ч будет солнечная погода». Верен ли прогноз погоды? Ответ: Нет, т.к. 168 ч = 7 суток, а в полночь солнца нет. 5. Мой знакомый Саша однажды мне сказал: «Позавчера мне было 10 лет, а в будущем году исполнится 13лет». Может ли такое быть? Ответ: может, если 31 декабря Саше исполнилось 11 лет, а разговор происходил 1 января. 6. В нашем классе два Ивана, Две Татьяны, два Степана, Три Катюши, три Полины, Восемь Львов, четыре Саши, Пять Ирин и две Наташи. И всего один Виталий. Сколько всех их насчитали? Вот оценки по контрольной: Получили «пять» все Саши, Иры, Кати и Наташи. По «четверке» Тани, Гали, Левы, Полины и Виталий. Остальные все Иваны, Все Андреи и Степаны Получили только «тройки». А кому достались «двойки»? Ответ: «двойку» не получил никто. Литература
|