Учимся писать эссе!
Урок обществознания в 10 классе 1 час Цель: создать условия для формирования у учащихся навыков написания краткого сочинения-эссе по проблемному высказыванию с целью подготовки их к сдаче Единого Государственного Экзамена по обществознанию. Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с требованиями по написанию эссе
Научить учащихся применять полученные знания по теме
Продолжить формирование таких компетенций как: коммуникативные навыки, навыки аргументировано высказывать и отстаивать свою позицию, составление логичного, грамотного, текста по предложенному высказыванию
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Общество и Человек» в форме написания сочинения – эссе Примечание: провести данный урок можно после изучения любой темы по обществознанию, в данной разработке урок проводится после изучения учащимися темы «Общество и Человек». Ход урока:
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1. Вводное слово учителя о том, что такое эссе. Предложение к учащимся: сформулировать цель урока и записать ее в рабочий лист. 2. Знакомство учащихся с требованиями к эссе (требования даны учащимся в рабочем листе № 1) 3. Предлагаю ученикам прочитать вариант эссе (на рабочем листе № 2)
Задание: охарактеризуйте данный вариант с точки зрения требований к написанию эссе.
Вопрос: каких ошибок надо избегать при выполнении данного вида заданий?
4.Подготовка к написанию собственного варианта эссе.
Задание: назовите термины, понятия, фразы, которые мы можем использовать при составления текста по трем предложенным темам - мозговой штурм. Варианты тем для эссе даны в рабочем листе № 3 5. Задание для мини групп (по 4-5 человек): используя предложенные термины напишите свой вариант эссе по предложенным темам. Желательно, что бы по теме одного высказывания работали две группы учащихся. 6. Подведение итогов работы групп:
- предлагаю встретиться представителям каждой из групп, писавших эссе по одному и тому же высказыванию. познакомится с текстами друг друга, соотнести свои варианты с требованиями, выделить общие проблемы, которые возникли при выполнении задания. Затем представители возвращаются в сои группы, где вместе дорабатывают, корректирую тексты. - Публикация текстов (каждая группа зачитывает свой вариант, который затем анализируется учащимися класса)
Внимание, напоминаю учащимся главное правило высказывания своего мнения: критикуя, предлагай! 7. Рефлексия:
Чему лично вы научились сегодня на уроке?
Над какими вопросами и проблемами предстоит еще работать?
Предлагаю познакомится с вариантами эссе (рабочий лист № 4), оцененными экспертами высшим баллом и ответить на вопрос: в чем сильные стороны данных ответов? 8. Домашнее задание: написать свой вариант эссе по любой теме из рабочего листа или по другому высказыванию по теме «Общество и Человек»
| 1. Формулируют письменно цель урока (каждый индивидуально для себя)
2. Знакомятся с требованиями, задают вопросы, если что-то становится неясным
3. Читают текст, дают ему характеристику (текст эссе не соответствует и одному из требований)
Предполагаемые ответы: не достаточна аргументация своей позиции, отсутствие в тексте терминов и понятий по теме, тема не раскрыта или не понята. 4. Предлагаемые термины: человек, индивид, личность, социализация, бытие человека, социальная сущность человека, индивидуальность, природа, общество, человек – биосоциальное существо. Возможны иные варианты, все они записываются учителем на доске в порядке поступления. 5. Работа в мини группах, при необходимости консультации учителя. 6. Представители групп работают в парах у доски, обсуждая свои варианты текстов и выделяя проблемы.
Остальные учащиеся работают с учителем, выделяя термины, которые не были использованы в тексте или вызвали затруднения.
Вносят возможные коррективы в свои тексты.
Слушают тексты, заполняя в тетрадях таблицу:
Сильные стороны эссе
| Замечания, предложения
|
|
|
7. Отвечают на вопросы, оценивая свою деятельность на уроке.
| |