Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 117.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.05.2014
Размер117.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
МОУ « основная общеобразовательная школа с. Холки Чернянского района»

Интегрированный урок искусства и математики в 6-м классе по теме:

.


«Пo следам золотого сечения»

Подготовила:

Овчарова Г.П.

Всё в мире связано в единое начало:

В движеньи волн — шекспировский сонет,

В симметрии цветка — основа мирозданья

И в пеньи птиц — симфония планет.

План урок:

> Введение.

> Пропорции в математике.

> История накопления знаний о золотом сечении

В курсе математики средней школы есть темы, которые не требуют глубокого и подробного изучения, но термины, понятия, которые в них рассматриваются, должны стать известными ученикам, потому что они входят в культурный фонд знаний человека. Одно из таких понятий — «золотое сечение». Чтобы подростки запомнили, в чём суть этого понятия, необходимо яркое образное преподнесение материала. Именно потому мы в школе уже несколько лет проводим комплексный урок математики, музыки и изобразительного искусства

> По следам золотого сечения:

• в природе;

• в архитектуре и скульптуре;

• в литературе;

• в живописи;

• в музыке.

> «Что есть красота...».

> Заключительная беседа.

Учитель математики. Давно замечено, что лирическое начало художественного творчества свободно уживается с точной наукой. Исследуем явление, получившее название «Золотое сечение». Шаг за шагом мы пройдём по некоторым его следам в науке, природе, искусстве, решая задачи, познавая законы гармонии. А затем вы продолжите это исследование дома самостоятельно, попытавшись отыскать новые следы золотого сечения в окружающем вас мире.

(Звучит музыка Шопена.)

Так что же такое золотое сечение? Решим первую задачу в виде ребуса (см. рисунок). Действительно, в основе понятия «Золотого сечения» лежит пропорция, повторим основы этого материала (беседа-опрос на повторение математических пропорций). Открытие пропорций — это заслуга древневосточной математики, но принято считать, что понятие о «золотом делении» ввёл в научный обиход Пифагор, древнегреческий мате­матик и философ (VI в. до н.э.).

Математика античности, средневековья и Возрождения была лишена сухости и абстракт­ности. Подробное учение о сим­волике чисел наделяло их фило­софским, религиозным и эстети­ческим смыслом. Почётное место в ряду символических величин занимало «золотое деление», олицетворяющее равновесие знания, чувств и силы, гармонию мироздания. Это иррациональ­ное соотношение возникает при делении отрезка на две неравные части, при этом весь отрезок от­носится к большей его части, как большая к меньшей

(см. рисунок). Яркий пример «золотого деления» — пента­грамма (пятиконечная звезда) — священный знак Пифагорейско­го союза, который в средние века стал защитным знаком от Сата­ны, а в России — символом рево­люции. Все диагонали пяти­угольника делят друг друга на отрезки, связанные между собой в золотой пропорции. Найдём приближённое значение золото­го деления... (ученики в результате работы с пентаграммой по­лучают значение — 0,618).

Учитель ИЗО. Есть предпо­ложение, что Пифагор своё зна­ние золотого деления позаимст­вовал у египтян. Ведь пропорции пирамид, барельефов и предме­тов быта свидетельствуют, что египетские мастера использова­ли соотношения золотого деле­ния при их создании, на барелье­фах даже нашли изображение инструментов, в частности, цир­кулей, зафиксированных в про­порции золотого деления. Секре­ты золотого деления ревностно оберегались, хранились в стро­гой тайне и были известны толь­ко посвященным, поэтому эти знания то высвечивались, то про­падали на века.

Учитель математики. Кос­венным образом в историю золо­того деления вплетено имя ита­льянского математика монаха Леонардо, более известного под именем Фибоначчи (сын Боначчи). В 1202 году вышел его труд «Книга об абаке» (счётной дос­ке), где были собраны все изве­стные на то время задачи. Он наблюдал, приплод кроликов в течение года и выстроил такую последовательность чисел: 112 3 5 8 13 21..., который и стал на­зываться в науке рядом Фибо­наччи. Это арифметическое вы­ражение закона золотого деле­ния. По мере возрастания отно­шения чисел ряда всё больше приближаются к значениям золо­того деления. Так, 21: 34 - 0,617; а 34 : 55 - 0,618. Следующий всплеск интереса к золотому де­лению возник в эпоху Возрожде­ния, когда была издана книга ма­тематика Луки Почоли «Божест­венная пропорция» с иллюстра­циями художника и учёного Леонардо да Винчи. Он тоже прово­дил исследования этого явления. В частности, Леонардо произво­дил сечения (разрезы) объёмно­го тела, образованного правиль­ными пятиугольниками, по диа­гоналям и каждый раз получал прямоугольники с соотношения­ми сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому явлению название «Золотое сечение». С тех пор это название и стало наи­более употребимым.

Учитель ИЗО. {Демонстри­руются диапозитивы.) Именно Леонардо да Винчи отметил «Зо­лотое сечение» в пропорциях ли­ца и тела человека. Он писал: «Ес­ли мы человеческую фигуру — са­мое совершенное творение Все­ленной — перевяжем поясом и от­мерим расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет от­носиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от по­яса до ступней. Это отношение — самое прекрасное в природе... — я назвал «Золотым сечением».

Человек — высшее проявле­ние сил творящей материи. При­рода осуществила здесь сочета­ние симметрии по вертикали и золотого сечения по горизонта­ли. Это проявление закона эво­люции (развития) и сохранения материи. Симметрия и золотое сечение — основы гармонии ми­роздания. История золотого се­чения интересна и увлекательна, мы приоткрыли только несколь­ко самых важных страничек. Они ещё раз подтверждают, что путь познания труден и изви­лист, ибо тайны природы скрыты и ревниво сохраняются. Золотое сечение проявляется во всём, что окружает нас, оно пронизывает Землю и Вселенную, создавая удивительную гармонию, красо­ту материального мира. Вдума­емся в смысл четверостишия, за­писанного в эпиграфе.

{На фоне музыки демонст­рируются диапозитивы природ­ных явлений, например грозы, солнечного дня, лесного шума.)

Учитель математики. Всё существующее в природе и вос­принимаемое глазом человека имеет величину и форму. Не­трудно заметить, что природа всегда создаёт что-то целое: че­ловека, дерево, рыбу, бабочку и т.д. От этого целого ничего нель­зя убавить, не нарушив целост­ность, нельзя ничего и приба­вить. Оно будет лишним и тоже нарушит гармонию. К чему бы мы ни обратились в природе, вез­де обнаруживаются следы золо­того сечения. {Демонстрируют­ся диапозитивы.) Это, например, расположение листьев на ветках деревьев и растениях и спирали, по которым располагаются семе­на — подсолнуха, ромашки, а также в сосновых шишках. Если посчитать количество витков спиралей, раскручивающихся по часовой стрелке и против часо­вой, отклонение их соотношения от золотого сечения будет составлять всего 0,004%. Зако­номерности золотого сечения проявляются также в генных структурах живых организмов, в строении химических соедине­ний, в планетарных и космичес­ких системах, в биоритмах и строении органов зрения. Или словами поэта:

В живой природе явствует спираль

Как символ жизни,

Проявленье нормы.

У всех улиток — общая деталь

С галактикой — спиральность формы.

Учитель ИЗО. Ещё Леонар­до да Винчи писал, что глаз чело­века объемлет красоту всего ми­ра, что он направляет и исправ­ляет все искусства человеческие. Обширнейшей областью прояв­ления золотого сечения и симме­трии, идущих рука об руку, явля­ется архитектура (демонстриру­ются диапозитивы). В строениях античности, готики, ренессанса и более позднего времени мы по­стоянно видим симметрию по вертикали и деление в пропорци­ях золотого сечения по горизон­талям. Гимном золотому сече­нию до сих пор является Парфе­нон. (Ученик читает стихотво­рение о храме поэта Гёте.)

В Парфеноне заключено живое дыхание пропорции и со­размерности. Здесь оно последо­вательно доведено до конца тем, что закреплено в абсолютном размере постройки. А застывшая музыка наших древних храмов? (Диапозитивы Храм Покрова на Нерли, Собор Василия Бла­женного.)

Под музыку Шопена звучит четверостишие:

Пусть опрокинет статуи война,

Мятеж развеет каменщиков труд,

Но врезанные в память письмена

Бегущие столетья не сотрут.

Исследования литератур­ных произведений, в частности поэзии, с точки зрения золотого сечения только начинаются. И начались они с поэзии Пушки­на, ведь его произведения — об­разцы величайшей гармонии. В творческой манере поэта выяв­лена интересная тенденция: он явно предпочитает стихотворе­ния, размер которых близок к числам ряда Фибоначчи. Следует учесть, что законы стихосло­жения требуют, как правило, на­личия чётного числа строк в сти­хотворении, т.к. строки попарно рифмуются. Неудивительно по­этому, что стихотворения с чис­лом строк 12 и 14 встречаются значительно чаще, чем с числом строк 13. Это же справедливо и для интервала 20-22 строки. Но поэт пользуется и нечётными размерностями: 3, 13, 15, 21, т.к. они отвечают требованиям худо­жественной формы, формы но­вой, оригинальной и отвечающей критериям гармонии. В корот­ких стихотворениях в 4-8 строк выражена одна мысль, одно эмо­циональное состояние поэта. Бо­лее значительные по размеру ча­сто включают в себя два эмоцио­нальных нюанса, две мысли и со­стоят как бы из двух частей, в большинстве случаев части асимметричны. И отношение большей части к меньшей близко к золотой пропорции, отвечает рядом расположенным числам Фибоначчи (или близко к ним, учитывая чётность числа строк). Некоторые же стихотворения Пушкина очень чётко отвечают этой закономерности внутрен­ней композиции. Например, притча «Сапожник»:

Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал;

Взяв тотчас кисть, исправился

художник.

Вот, подбочась, сапожник

продолжал:

«Мне кажется, лицо немного

криво...

А эта грудь, не слишком ли

нага?..»

Тут Апеллес прервал

нетерпеливо:

«Суди, дружок. Не выше сапога!»

Есть у меня приятель на примете:

Не ведаю, в каком бы он предмете

Был знатоком, хоть строг он на словах.

Но чёрт его несёт судить о свете:

Попробуй он судить о сапогах!

(Беседа по прочитанной притче): 13 строк, две смысло­вые части — первая в восемь строк и 2-я мораль притчи в 5 строк: убедились? И так в боль­шинстве стихотворений поэта.

Учитель ИЗО. Живопись — одна из высокоразвитых форм человеческой деятельности. (Демонстрирует диапозитивы, характеризующие в ретроспек­тиве живописные полотна.) Мы говорили, что в картине очень важна композиция. Глав­ное помещают близко к центру, а насколько близко, как вы думаете? Попробуйте сами выдвинуть гипотезу, а затем мы её проверим (исследуют и анали­зируют по репродукции картину Сурикова «Взятие снежного го­родка»). Действительно, чередо­вание равных и неравных вели­чин в пропорциях золотого сече­ния создаёт в картине определён­ный ритмический строй, вызыва­ющий у зрителя то или иное на­строение, втягивающий его в рассматривание изображения. Порядок и последовательность этого рассматривания предопре­делены художником.

(Включается музыка Шопе­на, на её фоне строки):

Во всём царит гармонии закон,

И в мире всё суть ритм, аккорд

и тон.

Именно ритм придаёт раз­меренность и стройность тече­нию музыкальных звуков. Музы­кальная мелодия основана на че­редовании звуков различной вы­соты и длительности, в её основе — временная упорядочен­ность, пропорциональность. Ме­лодия развивается, подчиняясь закону золотого сечения. Компо­зиторы выделяют самое главное в своих произведениях длинной паузой, усилением звука, контра­стом в ритмическом рисунке и т.п. Очевидно, ощущение гармо­нии такой композиции имеет психофизиологическую основу, когда гармония мелодии входит в резонанс с внутренней гармо­нией человека. При исследова­нии всех 27 этюдов Шопена ис­кусствоведом Л. Сабанеевым бы­ло обнаружено 154 случаев золо­того сечения, и только в трёх этюдах оно отсутствовало. По­пробуем найти следы золотого сечения в романсе. Послушайте романс Н. Харито, сл. В. Шумского «Отцвели хризантемы...». Попробуйте определить, где кульминационный момент этого произведения... Слушаем фоно­грамму — такт, аккомпанемент... Посчитайте количество тактов до этих слов и соотнесите с об­щим их количеством... 27:45 = 0,61.

Какой же вывод? Среди бес­численного многообразия форм в природе и искусстве царят зако­номерности, связующей нитью которых является пропорция зо­лотого сечения. Но чем является «Золотое сечение» для искусст­ва? Достаточно ли автоматически построить произведение по про порциям золотого сечения, чтобы оно пережило творца, бесконечно согревая сердца и восхищая потомков? Или словами поэта:

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди;

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде.

На протяжении многих ты­сячелетий человек учился у природы, постигая законы её гармонии, её красоту. Он жил в духовном единстве с гармонией природы, и это создавало благо­датную почву для его творчест­ва. Наш современник слишком далеко ушёл от природы; поте­рял духовную связь с ней. Со­зданная им «окружающая сре­да» — это мир дисгармонии, мир, чуждый естественной при­роде человека. Но мы всегда на­чинаем ценить то, что теряем. Возврат к природе неизбежен, человек должен научиться жить в единстве с природой, найти духовное родство с ней, но уже на новой, более высокой основе, не на интуитивной, а на науч­ной. И тогда человек придёт к новому уровню гармонии, ново­му витку эволюционной спира­ли развития.
Если остаётся время, то ре­шаем кроссворд:

2. Что лежит в основе золо­того сечения? (Пропорция)

2. (по вертикали) Греческий математик, который ввёл в науч­ный обиход понятие о золотом делении? (Пифагор)

3. Ряд чисел, получивших название по имени автора. (Фи­боначчи)

9. Вид искусства, в котором проявляется золотое сечение, ис­кусство возводить здания. (Ар­хитектура)

1. (верт.) Художник эпохи Возрождения, который ввёл на­звание «золотое сечение»? (Лео­нардо да Винчи)

4. Вид искусства, где также проявляется золотое сечение?

5. (верт.) Окружающий нас мир флоры и фауны. (Природа)

6. (верт.) «Дивный храм как будто бы поёт». (Парфенон)

7. (верт.) Великий русский поэт. (Пушкин)

8. (верт.) Вид искусства, ма­териалом для которого являются камень, бронза, дерево и т. п. (Скульптура)

12. Вид искусства слова. (Литература).

10. (верт.) Русский худож­ник, автор картины «Взятие снежного городка». (Суриков)

11. Вид искусства, где миро­здание отображается в звуках. (Музыка)

14. Структура, соотношение и расположение частей в художе­ственном произведении. (Компо­зиция)

13. (верт.) Польский компо­зитор, автор музыки, прозвучав­шей на нашем уроке. (Шопен)
Справочный материал

ПИФАГОР. Пифагор родился в 570 г. до н.э. на острове Самосе. Путешествовал по Востоку. При посещении Египта он попал в плен к персам, и его увели в Ва­вилон, где жрецы посвятили его в свои науки, музыку, филосо­фию. После плена Пифагор посе­ляется в Кротоне, где организует закрытое общество — Пифаго­рейский союз. Пифагорейцам принадлежат выдающиеся заслу­ги в развитии математики, фило­софии, теории музыки. Золотое деление, модель Солнечной сис­темы, математические основы музыкальной гармонии — вот малая часть открытий его и его учеников.

ПАРФЕНОН. В Греции на вы­соком холме он как бы парит над Афинами. Проектировали и стро­или храм архитекторы Иктин и Калликрат в 447-434 г. до н. э. Архитектоника храма проста и гармонично пропорциональна. Это прямоугольник, окружён­ный колоннами. Внутри храма было всего два помещения: свя­тилище со скульптурой Богини Афины работы скульптора Фи­дия, и хранилище госказны. Сама скульптура была своеоб­разным золотым запасом Греции. Для её создания на деревянный каркас набивались съёмные пла­стинки из слоновой кости и зо­лота. На 12-тиметровую статую ушло 2 тыс. кг золота. Мрамор­ные скульптуры и барельефы ук­рашали храм снаружи. Создате­ли храма стремились приблизить его формы к природе, прибли­зить его красоту к красоте чело­веческого тела. Поэтому в геоме­трии храма почти отсутствуют прямые линии, к тому же созда­тели храма учитывали оптичес­кие иллюзии. Так, колонны слег­ка наклонены внутрь здания, уг­ловые опорные колонны — более толстые, но на фоне неба кажут­ся тоньше, в середине каждая ко­лонна тоже утолщена, а вверху более тонкая. Всё это придаёт храму цельность, пластичность, предельную гармоничность. К сожалению, храм не пощадило ни время, ни люди. В XIV-XV веках Греция была порабощена турками. При освобождении Афин от захватчиков в 1687 году в Парфенон угодил артиллерий­ский снаряд, храм взорвался, т.к. там был устроен пороховой склад. А в XIX в. руины храма подверглись разграблению анг­личан. Они скалывали уцелев­шие барельефы молотками и увозили в Англию. Но и то, что осталось сегодня, поражает необыкновенной притягатель­ной красотой.

ХРАМ Покрова на Нерли.

Одиноко стоит в пойме реки Нерли над зеркалом спокойных вод изящный и лёгкий белока­менный храм, словно любуется своим изображением в воде, — церковь Покрова на Нерли (1165 г.) — наиболее совершен­ное творение владимирских зод­чих. Посвящен был празднику Покрова Богородицы, покрови­тельницы и защитницы Земли русской. В архитектуре храма пространственная упорядочен­ность форм — это и спокойное равновесие, основанное на сим­метрии, и в то же время — удиви­тельная лёгкость, устремлён­ность ввысь.

СУРИКОВ Василий Ивано­вич родился в Красноярске в ка­зачьей семье (1848-1916) — вы­дающийся мастер исторической живописи. «Взятие снежного го­родка» — единственная картина неисторического содержания. Она навеяна детскими воспоми­наниями. Не раз он видел, как на берегу Енисея сооружали крепо­сти из снега, украшая ледяными зубцами и пушками. «По обе стороны народ стоит, а посере­дине — снежная стена. Лошадей от неё отпугивают криками и хворостинами бьют, чей конь первый сквозь снег прорвёт­ся», — рассказывал он о старин­ной игре. Эта картина — дань ху­дожника его родной Сибири, его жизнерадостным землякам, уме­ющим искренне радоваться и за­ряжать своим оптимизмом. Большие размеры, многофигурность придают ей размах, не­свойственный обычным жанро­вым полотнам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск