Программа дисциплины  «Исследование операций»





Скачать 215.85 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины  «Исследование операций»
Дата публикации03.07.2013
Размер215.85 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Математика > Программа дисциплины


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Московский институт электроники и математики Национального

исследовательского университета "Высшая школа экономики"
Факультет Прикладной математики и кибернетики
Программа дисциплины

 «Исследование операций»

для направления 230700.62 «Прикладная информатика»

подготовки бакалавра


Автор программы: Сёмина Е.А. esemina@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры Высшей математики МИЭМ «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Четвериков В.М.
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]
Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 230700.62 «Прикладная информатика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Исследование операций»

Программа разработана в соответствии с

    • ФГОС ВПО по направлению 230700.62 «Прикладная информатика» подготовки бакалавра;

    • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 230700.62 «Прикладная информатика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Цель преподавания дисциплины – изучение ряда разделов теории игр, смежных вопросов математического анализа.

Задача дисциплины – ознакомить студентов с основами теории игр, с особенностями математической постановки задач теории игр, с методами и результатами их исследования; наиболее подробно изучить раздел «Матричные игры».

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

  • математическую модель антагонистической игры, понятие оптимальных стратегий игроков, основные теоремы матричных игр;

  • математическую модель бескоалиционной игры n лиц, понятия равновесных по Нэшу и оптимальных по Парето ситуаций, различия в результатах исследования общей бескоалиционной игры и её частного случая – игры антагонистической;

  • математическую модель кооперативной игры, принципы оптимальности дележа С-ядро и вектор Шепли;

уметь:

по словесному описанию задач учебного характера

  • строить и решать матричную игру, применяя теоретические сведения, в сложных случаях прибегая к использованию стандартных программ для решения задач линейного программирования;

  • строить математическую модель бескоалиционной игры и исследовать ее на предмет равновесных по Нэшу и оптимальных по Парето ситуаций;

  • строить математическую модель кооперативной игры, вычислять С-ядро и вектор Шепли.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

А) общекультурные компетенции (ОК):
владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-9);

Б) профессиональные (ПК):
способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ПК-1);

способность понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат (ПК-3);

способность использовать стандартные пакеты прикладных математических программ для решения задач (ПК-10);

способность приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-2).


4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • «Математический анализ»

  • «Линейная алгебра и аналитическая геометрия».

  • «Теория вероятностей»

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Основы математического моделирования»

  • «Основы управления техническими системами»

  • «Основы информационной безопасности и криптографии».


5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Классические схемы принятия решения в условиях неопределенности.

4







2

2

2

Понятие антагонистической игры. Седловые точки.

13

2




8

3

3

Матричные игры.

32

10




16

6

4

Бескоалиционные игры.

10

3




4

3

5

Кооперативные игры.

10

3




4

3

6

Иерархические игры.

4







2

2



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 семестр

Параметры

Текущий

(неделя)

Контрольная работа

*

письменная работа

Домашнее задание

*

На семестр

Промежу­точный

Зачет, экзамен




Устный экзамен

Итоговый

Зачет, экзамен










6.1Критерии оценки знаний, навыков



  1. Контрольная работа и домашнее задание.

При оценке контрольной работы и домашнего задания применяется дифференцированный подход по пятибалльной системе в соответствии со знаниями и навыками, проявленными студентом во время их выполнения.

2. Экзамен.

Сдача студентом экзамена оценивается по пятибалльной системе в соответствии со знаниями и навыками, проявленными студентом на экзамене.


7Содержание дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Классические схемы принятия решения в условиях неопределенности.

Классические схемы принятия решения в условиях неопределенности: правила Вальда, Сэвиджа, Гурвица, Лапласа.

2.

Понятие антагонистической игры. Седловые точки.

Математическая модель антагонистической игры в нормальной форме. Примеры игр. Критерий существования седловой точки у функции. Свойства седловых точек. Теорема фон Неймана о существовании седловой точки у выпукло-вогнутой функции. Роль седловой точки в понятии решения антагонистической игры. Игра «нападение-оборона». Вычисление максимина и минимакса.


3.

Матричные игры.

Матричные игры. Решение матричной игры в чистых стратегиях. Смешанное расширение матричной игры. Теорема о существовании решения. Свойства оптимальных смешанных стратегий и цены игры. Теорема Шепли-Сноу. Теорема о решении игры с кососимметричной матрицей. Теоремы о доминировании. Теорема Куна-Таккера. Сведение решения матричной игры к решению пары взаимодвойственных задач линейного программирования.

4.

Бескоалиционные игры.

. Математическая модель бескоалиционной игры n лиц. Множественность принципов оптимального поведения. Равновесие по Нэшу, оптимальность по Парето. Сравнительный анализ свойств равновесных по Нэшу ситуаций в антагонистической игре и в бескоалиционной игре n лиц. Теорема о достаточных условиях существования ситуаций равновесных по Нэшу, оптимальных по Парето. Модель дуополии. Смешанное расширение биматричной игры. Задача о переговорах. Арбитражная схема Нэша.

5.

Кооперативные игры.

Математическая модель кооперативной игры n лиц в форме характеристической функции. Понятие дележа. Принципы оптимальности дележа: С-ядро, вектор Шепли.

6.

Иерархические игры.

Понятие иерархической игры. Игра перестрахования.

8Образовательные технологии


Рекомендуемые образовательные технологии:

– чтение лекций;

– проведение практических занятий;

– выполнение студентами контрольной работы, курсовой работы, домашнего задания ;

-проведение консультаций по курсовой работе;

– проведение экзамена.

Аудиторные занятия проводятся в форме лекций, практических занятий. Во время проведения практических занятий используются активные и интерактивные формы (обсуждение отдельных разделов дисциплины и методов решения задач, предложенных преподавателем).

Для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине могут использоваться: устный опрос; письменные работы (ПР) в виде контрольных работ (КР) и домашнего задания (ДЗ); экзамен. Оценка на экзамене может быть выставлена с учетом всех перечисленных форм контроля и промежуточной аттестации.

Самостоятельной работой студентов является выполнение курсовой работы, домашних заданий, проработка материалов лекций, подготовка к экзамену. Для успешного освоения дисциплины рекомендуется перед каждым практическим или семинарским занятием повторить теоретический материал соответствующей лекции, а после активной работы на занятии - выполнить полученные задания и изучить соответствующий раздел указанной в программе курса литературы.
Методические указания к курсовой работе.
Темой курсовой работы являются матричные игры. Задание выдается индивидуально каждому студенту и заключается в математическом исследовании игры, заданной словесным описанием. Итогом является письменный отчет. Курсовая работа преследует две основные цели. Первая – проявить умение пользоваться теоретическими сведениями математической теории для решения практической задачи. Вторая – проявить навык в письменной форме грамотно излагать результаты работы, уделяя внимание стилю изложения и соблюдая математическую строгость при обосновании решения задачи. Объем необходимых теоретических знаний в основном ограничен материалом лекций по курсу «Исследование операций». Для решения части задач возможно применение компьютера. При этом будет достаточно навыка программирования формул с целью проведения расчетов и навыка использования встроенных функций для решения задач линейного программирования, имеющихся в математических программах MATHEMATICA, MathCAD, MAPLE. Зачет курсовой работы осуществляется по результатам собеседования на основании представленного отчета.
В приложениях теории матричных игр значительную роль играют задачи о распределении ресурсов. Примером такого рода является следующая задача.

Имеются два игрока и l объектов, часть из которых может быть обслужена игроками. У игрока 1 в распоряжении n способов обслуживания. Стоимость обслуживания объекта i-м способом равна ai>0, i=1, …, n. Игрок 1 может осуществить любое обслуживание объектов, суммарной стоимостью не более величины А>0. (А - бюджет игрока 1). Аналогично, игрок 2 имеет в своём распоряжении m способов обслуживания объектов. Стоимость обслуживания одного объекта j -м способом равна bj.>0, j=1,…, m. Игрок 2 может осуществить любое обслуживание объектов в рамках своего бюджета В>0. Если некоторый объект

  • обслуживается i -м способом игрока 1 и j -м способом игрока 2, то выигрыш игрока 1 на этом объекте составит величину cij;

  • обслуживается i -м способом игрока 1, а игроком 2 не обслуживается, то выигрыш игрока 1 на этом объекте составит величину ci;

  • обслуживается j-м способом игрока 2, а игроком 1 не обслуживается, то выигрыш игрока 1 на этом объекте составит величину dj;

  • не обслуживается обоими игроками, то выигрыш игроков нулевой. Каждый игрок заранее не знает, какие именно объекты будут обслуживаться противником, и каким способом. Игрок 1 стремится максимизировать свой суммарный выигрыш, игрок 2 противодействует ему. Требуется определить оптимальное распределение ресурсов для каждого игрока.

Задачи, составляющие Список 1, являются частным случаем рассмотренного примера.

методические указания к решению задач, составляющих список 1

  1. Докажите теорему.

Пусть

,

где - блоки размером .

Пусть в блоке сумма элементов в каждой строке одинакова, и в каждом столбце – тоже. Обозначим через:

- среднее арифметическое всех элементов блока ,

- сумму элементов в строке блока ,

- сумму элементов в столбце блока (очевидно, ).
Пусть матрица .
Теорема 7. Пусть , - оптимальные стратегии игрока 1 и игрока 2 в игре ГВ . Тогда

,



- оптимальные стратегии игрока 1 и игрока 2 в игре .

Цена игры равна цене игры .

  1. Начните решение вашей задачи со случая небольшого числа позиций l (l=2,3). Занумеруйте позиции и составьте матрицу А игры, перебирая все возможные варианты размещения фишек игроками по разным позициям. Для решения игры воспользуйтесь теоремой 7. Для этого потребуется придать матрице А блочную структуру. Этого можно добиться за счет выбора способа нумерации стратегий игроков. В соответствии с теоремой 7 решение игры сводится к решению игры , которая проще вследствие меньших размеров. По элементам матрицы А вычислите матрицу В. Решите игру , пользуясь сведениями лекционного курса по теории матричных игр (см. раздел «Краткие сведения из теории матричных игр»). По найденному решению игры постройте решение игры в соответствии с теоремой 7.

  2. Опыт применения теоремы 7 к решению задачи в случае малого числа позиций l проясняет содержательный смысл этой теоремы. Суть заключается в том, что игра также является математической моделью задачи о распределении фишек, только более сложной конструкции. Игру можно считать непосредственной, очевидной математической моделью. Однако её применение для решения задач практически невозможно при значениях l>3 вследствие быстрого неограниченного роста размеров матрицы А с ростом l. Зато в случае l>3 можно решать задачи, пользуясь математической моделью игры . С ростом числа позиций l размеры матрицы В остаются ограниченными, а при больших значениях l определяются только количеством фишек у игроков. Задача заключается в том, чтобы научиться строить матрицу В минуя этап построения матрицы А. Для этого, опираясь на опыт применения теоремы 7 к решению задачи при малых l, ответьте на следующие вопросы. Как определяется понятие стратегии игрока в математической модели, задаваемой игрой , и в чем заключается применение фиксированной стратегии игроком? В чем состоит содержательный смысл элементов bij матрицы В?

  3. Для решения задачи в случае l>3 вычислите непосредственно матрицу В игры. Задачи подобраны таким образом, чтобы решение игры можно было осуществить аналитическими методами, проявляя умение применять теоремы лекционного курса на практике. Применение компьютерных вычислений для решения игры может понадобиться в редких случаях и проводится по согласованию с руководителем курсовой работы.

  4. Разъясните физический смысл результатов математического исследования предложенной вам игры. Какой денежный выигрыш предрешен правилами игры каждому игроку? В чем заключается оптимальное поведение каждого игрока, полностью реализующее возможности, предоставленные ему правилами игры?

Список 1

  1. Один игрок имеет n фишек, другой – m фишек. Каждый игрок независимо от другого распределяет свои фишки по l позициям. Выигрыш игрока складывается из выигрышей, полученных им на каждой позиции. Если на позиции количество размещенных игроками фишек оказалось одинаковым, то выигрыш каждого игрока – ноль. Игрок, разместивший на позиции большее количество фишек, выигрывает эту позицию и все фишки противника, расположенные на ней. Стоимость позиции и стоимость одной фишки – 1 единица.

Для заданных значений параметров n, m, l найдите решение игры. Ответьте на вопросы, сформулированные в методических указаниях к решению задач.

  1. Игрок 1 (нападающий) и игрок 2 (защищающийся) имеют по n фишек, которые независимо друг от друга распределяют между l позициями. Если у нападающего на позиции перевес, то он выигрывает позицию (С ед.), если нет – выигрывает фишки противника, расположенные на этой позиции (по 1 ед. за каждую фишку), если на позицию нет нападения – выигрыш ноль. Нападающий стремится максимизировать свой суммарный выигрыш по всем позициям.

При заданных значениях параметров n, l, С решите игру. Ответьте на вопросы, сформулированные в методических указаниях к решению задач.

СПИСОК 2

  1. У каждого из двух игроков имеется своя колода из n карт. Игроки независимо друг от друга метят любое количество карт в своей колоде. После этого каждую колоду тасуют, и игроки наугад выбирают по одной карте из своей колоды. Если меченая карта достанется только одному игроку, он выигрывает два рубля у противника. Если меченые карты достанутся обоим, то два рубля выигрывает тот, кто пометил меньшее число карт. В оставшихся случаях никто никому не платит.

Составьте матрицу игры для любого n. Найдите все оптимальные стратегии игроков и цену игры в случае n=5, 6, 7, 8.


  1. Из трех карт, занумерованных числами 1, 2, 3, наугад сдают по карте каждому из двух игроков. После этого независимо друг от друга игроки принимают решение «пас» или «вист» на основании своей карты. Если оба пасуют, карты сравнивают, и тот, чья карта больше получает 1 ед. от противника. Если оба вистуют, то владелец большей карты получает 2 ед. от противника. Если один вистует, а другой пасует, то пасующий либо верит и платит 1ед. противнику, либо не верит, тогда карты открывают, и тот, чья карта больше, получает 2 ед. от противника.

Составьте матричную игру и найдите ее решение.


  1. Задача о таможенниках и контрабандистах. Имеется n занумерованных урн, в j-й урне находится lj белых шаров, j=1, …, n. Игрок 2 распределяет m чёрных шаров (m<lj) по n урнам, подменяя белые шары чёрными. (Общее число шаров в j-й урне остаётся постоянным и равным lj). Игрок 1 имеет возможность проверить одну из урн. Проверка заключается в выборе наугад (без возвращения) m шаров из урны. Цель игрока 1 – обнаружить возможно большее число чёрных шаров при многократном повторении игры.

Составьте матричную игру и найдите её решение.


  1. Каждый из двух игроков независимо выбирает любое из целых чисел от 1 до n. Выигрыш игрока 1 равен выбранному им числу, если это число окажется меньше, чем у игрока 2, в противном случае выигрыш игрока 1 будет в раз меньше (здесь s – число, выбранное игроком 2).

Выведите формулы для решения игры в случае любого n.

Найдите решение игры при n = 2, 4, 6, 9.

Найдите решение игры при n = 3, 5, 7, 8.

Указания к решению:

1). Убедитесь, что игра имеет матрицу вида:

,

где , .

2). Найдите решение игры с матрицей А.

3). Запишите формулы для решения исходной игры, подставив в общие формулы конкретные значения переменных di, qi.

4). Проведите расчеты для заданных значений n.


  1. В системе ПВО имеются две стартовые установки, на каждой из которых может использоваться любое из трёх типов средств поражения воздушной цели. У противника (игрок 2) имеются самолёты двух типов. Атака осуществляется одним из самолётов. Вероятности поражения самолётов различными средствами ПВО сведены в таблицу:



Цель игрока 1 – поразить большее число самолётов при повторяющихся атаках противника.

Составьте и решите матричную игру.


  1. Каждый из двух игроков независимо от другого делает ставку на любое из чисел от 1 до n, которые могут выпасть при раскручивании рулетки. Выигрыш в 1 ед. получает у противника тот, чьё число окажется не меньше числа, выпавшего на рулетке. Если оба загаданных числа удовлетворят этому требованию, то 1 ед. выигрывает тот, кто загадал меньшее число, если загаданные числа совпали, выигрыш в 1 ед. разыгрывают справедливым жребием.

Постройте матрицу игры для любого n. Решите игру при n=5, 6, 7.


  1. Игрок 1 имеет к единиц средств наступления. Игрок 2 имеет s единиц средств обороны, . Каждый игрок должен распределить свои средства между n пунктами, не зная решения противника. Каждая единица средств обороны, расположенная в любом из n пунктов, уничтожает одну единицу средств нападения, направленную в этот пункт. Неуничтоженные единицы средств нападения прорываются через этот пункт.

Составьте и решите матричную игру, считая выигрышем игрока 1 общее число прорвавшихся единиц средств наступления.

  1. Каждый из двух игроков независимо выбирает целое число от 1 до n. Игрок 1 стремится увеличить разницу между выбранными числами, а игрок 2 – её уменьшить.

Составьте и решите игру. Докажите, что игрок 1 имеет единственную оптимальную стратегию.


  1. Каждый из двух игроков выбирает одно из целых чисел от 1 до n, не зная выбора противника. Тот, чьё число окажется на единицу больше, проигрывает два рубля. Тот, чьё число окажется хотя бы на две единицы больше, выигрывает рубль. В случае, когда выбор игроков совпал, никто не платит.

Для любого значения n найдите все решения игры.


  1. Один из игроков загадывает любое целое число от 1 до n . Если другой игрок угадает это число с погрешностью, не превосходящей единицу, он выиграет 5 рублей у противника, в противном случае его проигрыш составит один рубль.

Составьте и решите игру.


  1. Игрок 2 прячет два предмета в n контейнерах (можно оба в одном). Игрок 1 имеет возможность проверить один из контейнеров. Спрятанный в i -м контейнере предмет игрок 1 обнаруживает с вероятностью pi>0. Обнаружение различных предметов – независимые события. Составьте и решите матричную игру, отождествляя выигрыш игрока 1 с вероятностью обнаружить хотя бы один предмет.




  1. Фирма “А” производит сезонный товар, имеющий спрос в течение n единиц времени. Товар поступает на рынок в момент i (i=1,…,n). Для конкурентной борьбы с фирмой “А” дочерняя фирма “В” концерна “D” производит аналогичный товар, который поступает на рынок в момент j (j=1,…,n). Цель фирмы “В” – разорить фирму “А”. Для этого нужно правильно выбрать момент поступления товара на рынок. (Занижать цены нельзя). Потребители предпочитают покупать товар, позже поступивший на рынок. Пусть с – доход от продажи товара в единицу времени.

Решите задачу о выборе моментов i и j для фирм “А” и “В” в случае n=4, 5. Матрицу игры составьте для произвольного n.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

по дисциплине «Исследование операций»


  1. Задача линейного программирования в стандартной форме. Теорема о достижении экстремума в крайней точке. Свойства взаимодвойственных задач (без доказательства).

  2. Антагонистическая игра в нормальной форме. Роль седловой точки в понятии решения антагонистической игры. Матричная игра, ее решение в чистых стратегиях.

  3. Теорема о необходимых и достаточных условиях существования седловой точки.

  4. Свойства седловых точек: если - седловые точки, то , и - седловые точки.

  5. Теорема фон Неймана о достаточных условиях существования седловой точки (без доказательства вспомогательных лемм).

  6. Докажите выпуклость множества седловых точек в условиях теоремы фон Неймана.

  7. Докажите лемму: если - непрерывна, а , - компакты, то , - непрерывны.

  8. Докажите лемму: если - непрерывна и строго выпукла по y при любом фиксированном х, - компакт, - выпуклый компакт, то функция непрерывна на Х, где .

  9. Смешанное расширение матричной игры. Теорема о существовании решения.

  10. Докажите, что при фиксированной стратегии одного из игроков, экстремум функции выигрыша достигается на чистой стратегии другого игрока (теорема 2,§3).

  11. Докажите неравенство: .

  12. Докажите, что , , где v – цена игры.

  13. Необходимые и достаточные условия оптимальности ситуации в матричной игре (следствия 5, 6 из §3).

  14. Арифметические преобразования матрицы игры.

  15. Теорема равновесия (любая существенная стратегия одного из игроков уравновешивает все оптимальные стратегии другого) и следствие из нее.

  16. Теорема о кососимметричной игре.

  17. Теорема о доминировании (для матрицы игры).

  18. Докажите, что чистая стратегия игрока 1 доминируема тогда и только тогда, когда доминируется соответствующая строка в матрице выигрышей.

  19. Докажите, что существенная стратегия строго недоминируема.

  20. Докажите, что стратегия, доминирующая оптимальную, сама оптимальна.

  21. Докажите, что оптимальная стратегия строго недоминируема.

  22. Теорема о связи матричных игр и линейного программирования.

  23. Теорема Куна-Таккера в линейном программировании.




  1. Бескоалиционная игра. Равновесие по Нэшу, оптимальность по Парето. Сравнительный анализ свойств равновесной по Нэшу ситуации в антагонистической игре и в бескоалиционной игре n лиц.

  2. Равновесие по Штакельбергу в игре двух лиц. Теорема о борьбе за лидерство.

  3. Свойства ситуации равновесия в смешанных стратегиях в биматричной игре.

  4. Кооперативная игра. Делёж. Определение и смысл С-ядра существенной игры. Разбиение множества всех игр на классы эквивалентных игр.

  5. Теорема об эквивалентности существенной игры некоторой игре в 0-1 редуцированной форме. Взаимно-однозначное соответствие между множествами дележей в эквивалентных играх.

  6. Строение С-ядра в 0-1 игре трех лиц. Геометрическая интерпретация. Необходимые и достаточные условия непустоты С-ядра.




  1. Теорема о существовании и единственности вектора Шепли для любой кооперативной игры.

  2. Решение игры о распределении ресурсов: .

9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Основная литература:

  1. Л.А. Петросян, Н.А. Зенкевич, Е.А. Семина «Теория игр», М. Высшая школа, 1998.

  2. Э.Г. Давыдов «Исследование операций», М. Высшая школа, 1990.

  3. А.А.Васин, П.С.Краснощеков, В.В.Морозов «Исследование операций», М. Академия, 2008.

  4. В.В. Морозов, А.Г. Сухарев, В.В. Федоров «Исследование операций в задачах и упражнениях», М. Высшая школа, 1986.


Дополнительная литература:

  1. Э. Мулен «Кооперативное принятие решений: аксиомы и модели», М. Мир, 1991.

  2. В.А.Колемаев «Математические методы и модели исследования операций», М. Юнити, 2008.

  3. С. Карлин «Математические методы в теории игр, программировании и экономике», М. Мир, 1964.

  4. Г. Оуэн «Теория игр», М. Мир, 1971.

  5. Г.Н. Дюбин, В.Г. Суздаль «Введение в прикладную теорию игр», М. Наука, 1981.

  6. Е. С. Вентцель «Исследование операций. Задачи, принципы, методология», М. Высшая школа, 2000.

  7. Н.Н. Воробьев «Теория игр для экономистов-кибернетиков», М. Наука, 1985.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины  «Исследование операций» iconИнформатика и исследование операций
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика и исследование операций» для студентов очной формы обучения по специальности...
Программа дисциплины  «Исследование операций» iconИсследование операций и системный анализ
Информационные системы и их исследование методами математического прогнозирования и системного анализа
Программа дисциплины  «Исследование операций» icon«Исследование операций и методы оптимизации»
Теоретическая и практическая подготовка в области общенаучных исследований количественной стороны массовых социально-экономических...
Программа дисциплины  «Исследование операций» iconСамостоятельная работа 90 час. Всего 4 з е. Москва 2014 Паспорт фонда...
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Исследование операций и методы оптимизации»
Программа дисциплины  «Исследование операций» iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию
Целью дисциплины «Математические модели в теории управления и исследование операций» является формирование представлений о методах...
Программа дисциплины  «Исследование операций» iconРабочая программа Учебной дисциплины Исследование операций и методы оптимизации
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Программа дисциплины  «Исследование операций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: теория управления, автоматизированные системы управления, исследование...
Программа дисциплины  «Исследование операций» iconПлан чтения лекции по учебной дисциплине «Математические методы» Раздел №2
Венцель Е. С. Исследование операций. Задач, принципы, методология. – М.: Наука, 1980
Программа дисциплины  «Исследование операций» iconВопросы к государственному экзамену по информатике
Дискретная математика. Теория алгоритмов. Математическая логика. Численные методы. Теоретические основы информатики. Исследование...
Программа дисциплины  «Исследование операций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Логическим выражением называется совокупность констант, переменных, арифметических и логических функций, знаков математических и...
Программа дисциплины  «Исследование операций» iconРабочая программа учебной дисциплины «Исследование операций»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной форм...
Программа дисциплины  «Исследование операций» iconИсследование операций» Специальность 080801. 65 «Прикладная информатика (в экономике)»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Программа дисциплины  «Исследование операций» iconИсследование цветовой гаммы исследование естественного освещения...
Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами
Программа дисциплины  «Исследование операций» iconПрограмма промежуточной аттестации дисциплины Особенности налогового...
Курс «Особенности налогового учета лизинговых операций» базируется на знаниях студентов, полученных ими в процессе изучения основ...
Программа дисциплины  «Исследование операций» iconРабочая программа дисциплины «Исследование систем управления»
Рабочая программа дисциплины «Исследование систем управления» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических...
Программа дисциплины  «Исследование операций» iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск